Понятие коммерции (торговли)

Слова «коммерция» и «коммерческий» происходят от латинского слова commercium, что означает «торговля», т.е. торговая или (используя исконно русский термин) купеческая деятельность.

Коммерческая или торговая деятельность в самом общем виде представляет собой совокупность действий по продвижению товаров от изготовителей к потребителям. Совокупность таких действий, приуроченная к известному субъекту, составит торговый оборот этого лица; совокупность торговых оборотов всех участников торговой деятельности составят торговый оборот в макроэкономическом смысле или товарный рынок — часть гражданского оборота, характеризующаяся не только особого рода субъектами (участниками) и объектами, но и особым содержанием, а также арсеналом используемых для организации этих отношений правовых средств. Именно: торговля опосредует отношения обособленных товаропроизводителей, характеризующиеся общественным разделением труда. Эти отношения развиваются через рынок, куплю-продажу товаров.

Обеспечивая продвижение товаров от производителей к потребителям, доведение их непосредственно до потребителей, торговый оборот выполняет важные экономические и социальные функции, в конечном счете оказывая огромное влияние на все экономическое развитие государства и общества.

Известный немецкий экономист Вернер Зомбарт вообще считал «коммерциализацию хозяйственной жизни», рыночные отношения тем главным фактором, который обеспечил неслыханный успех капиталистической системы и благодаря которому центр тяжести хозяйствования переместился с непосредственного производства на торговые операции. Без преувеличения можно сказать, что торговый оборот (товарный рынок) — одно из величайших достояний современной цивилизации.

Обеспечение и сопровождение рыночных отношений — одна из важнейших задач современного права. Будучи конкретизированной применительно к праву той или иной отдельной страны, она может быть сформулирована как правовое обеспечение и сопровождение процессов сбыта товаров отечественных производителей на национальных и зарубежных рынках.

Следует отметить, что в применении терминов «коммерция», «коммерческий», «торговля», «торговый», «купеческий» допускаются массовые ошибки. Прежде всего распространено смешение коммерции с предпринимательством (бизнесом): эти слова считают синонимами, коммерцией зачастую называют всякое предпринимательство, а коммерсантами — предпринимателей.

Так, говоря о коммерческих банках, коммерческих поликлиниках, коммерческих учебных заведениях и т.п. подразумевают организации, осуществляющие соответствующие виды деятельности (банковскую, медицинскую, образовательную и др.) в качестве предпринимательской. С другой стороны, в рамки понятий о торговле и торговом обороте почти повсеместно включаются всякие вообще случаи купли-продажи товаров, как между собственно коммерсантами, так и сделки коммерсантов с потребителями, и даже лиц, не являющихся коммерсантами, между собой.

Ни для одного столь расширительного понятия торговли нет никаких оснований. Традиции отождествления коммерции и предпринимательства, восходящие, между прочим, еще к дореволюционной эпохе, вылились, в частности, в такое явление, как разделение ст. 50 Гражданского кодекса РФ всех юридических лиц на организации коммерческие и некоммерческие по критерию основной цели своей деятельности.

Если такой целью является извлечение прибыли и ее распределение между своими участниками, то организация признается коммерческой (т.е. буквально — торговой или торгующей); если же нет — то некоммерческой. В свете имеющегося в ст. 2 ГК РФ определения понятия предпринимательства как всякой вообще деятельности, направленной на систематическое получение прибыли (не только торговли!), гораздо логичнее и точнее было бы именовать юридические лица предпринимательскими и непредпринимательскими. Предпринимательство гораздо шире коммерции, поскольку прибыль можно получать от выполнения работ, оказания услуг, от доходов на имущество, а не только от продажи товаров.

Что же касается второго ограничения смысла понятия «торговля», то тут необходимо иметь в виду следующее. Объединение всех актов покупки и продажи товаров в рамках понятия «торговый оборот» осуществляется, по сути дела, только потому, что эти отношения получают единообразное частноправовое оформление.

Все они имеют вид договора купли-продажи, т.е. объединение осуществляется по исключительно юридическому критерию, без учета тех функций, того реального влияния, которое оказывает тот или иной акт торговли на состояние торгового оборота в макроэкономическом смысле.

С точки зрения макроэкономики нет, например, большой разницы в том, что именно гражданин сделает с товаром, приобретенным для личного потребления — употребит ли он его сам или перепродаст, скажем, родственнику или знакомому. Но рыночное поведение профессиональных покупщиков и продавцов товаров (в том числе — профессиональных перекупщиков и перепродавцов — коммерсантов) имеет колоссальное значение.

Существует, стало быть, торговля и торговля — торговля вообще и торговля как коммерция. Между одной и другой торговлей лежат, по выражению одного из персонажей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «дистанции огромного размера». Как же описать торговлю, нас интересующую? не просто «торговлю» в смысле заключения и исполнения какого-нибудь договора купли-продажи, а торговлю как занятие — торговлю как коммерцию?

Оказывается, сделать это не особенно сложно; строго говоря, такое описание было сделано еще русскими дореволюционными учеными, отметившими в качестве отличительных черт торговли следующие:

  1. Регулярность и однотипность торговых операций. Торговля как коммерция слагается из операций, совершаемых не просто часто и даже не просто систематически, но повседневно, причем, операции эти — как с точки зрения своего предмета, содержания, оформления, техники — являются однородными, подобными друг другу. Торговые сделки могут различаться по участникам и масштабам (количеству товаров и их цене) — все остальные их условия (включая условие о предмете — товарах) идентичны. Такие сделки совершаются уж конечно не всяким и каждым — их участниками являются, с одной стороны, производители товаров, с другой — их промышленные (оптовые) потребители; между теми и другими в том или другом качестве могут выступать посредники — перекупщики и перепродавцы — купцы или торговцы.
  2. Торговля — это системная деятельность, а не простая сумма отдельных торговых сделок. Ни макроэкономика, ни (следовательно), право, ни, стало быть, сами коммерсанты (купцы или торговцы) не могут себе позволить различать и выделять отдельные торговые операции — конкретные акты покупки и продажи конкретных партий товара. Торговый оборот рассматривается и оценивается в целом. В его рамках прибыль, принесенная одними торговыми сделками, наверняка будет «съедена» убыточностью других, равно как и наоборот, потери, понесенные на каких-то торговых сделках, могут и должны быть оценены только на фоне той выгоды, которую торговец получил на сделках с другими контрагентами и другими товарами.
  3. Торговля — это профессиональная деятельность, т.е. исключительная деятельность коммерсанта, деятельность, которой он промышляет — то, чем он живет, с помощью чего он зарабатывает себе на жизнь, доставляет средства к существованию. Торговля в этом смысле, следовательно, предполагает, во-первых, занятие собою во имя обогащения (извлечения прибыли) и во-вторых — неразрывное единство актов покупки и продажи товаров. Первое положение особого разъяснения не требует, а о втором нужно сказать два слова. Нет коммерсантов, которые только продают, как и нет коммерсантов, которые только покупают — всякий коммерсант является покупателем того, что он впоследствии с прибылью перепродаст, а также продавцом того, что он предварительно купил по более дешевой цене. Да, конечно, между актами покупки и продажи может вклиниться процесс обработки или переработки купленного — в таком случае мы говори уже не просто о коммерческом, но о промышленном предприятии. Сути дела, однако, это не меняет: быть предприятием промышленным, не будучи одновременно и предприятием коммерческим в эпоху рыночного хозяйства невозможно.
  4. Торговое предприятие. Торговля, будучи деятельностью систем-
    ной и профессиональной никак не может осуществляться без ее надлежащей имущественной и управленческой организации. Имущественный комплекс, используемый исключительно для целей ведения торговой деятельности, а также комплекс прав и обязанностей, созданных для целей и в процессе ведения такой деятельности (прав, вещных, обязательственных, корпоративных, исключительных, личных неимущественных и трудовых), называется торговым предприятием. Торговое предприятие предполагает имущественное обзаведение, наличие лиц, непосредственно занимающихся ведением торговых дел (директоров, управляющих), а также вспомогательного наемного персонала; наконец, торговое предприятие не может работать без отлаженной системы планирования приобретения и сбыта.
  5. Товары (предмет торговли) — суть в первую голову движимые вещи, определенные родовыми признаками. Торговое предприятие (торговая деятельность) имеет своим предметом прежде всего родовые движимые вещи — товары, а также тем или иным образом связанные с ними (можно даже сказать, привязанные к родовым движимым вещам, немыслимые без них, выросшие на их почве), ценности.

В их число входят товарораспорядительные документы, товарные деривативы, цифровые продукты (ЦП), поставляемые на материальных носителях или передаваемые по электронным каналам связи, а также услуги, оказание которых является необходимой предпосылкой к извлечению из традиционных товаров их потребительной стоимости.

Подобное — родовое — определение товарных масс в торговом обороте свидетельствует, как минимум, о затруднительности, если не о невозможности облечения торгового оборота в традиционные абсолютно-правовые формы, в том числе — в форму права собственности и ограниченных вещных прав. Это, в общем, и понятно: коммерсанта не интересует ни собственность на товары, ни даже фактическое владение ими — ему важно наличие условий для максимально свободного распоряжения правами на товары и прочного, бесповоротного приобретения таких прав.

Какие это права и кому они принадлежат (кем будут приобретены) — в торговле это вопрос второстепенный, не особенно важный. Для целей изучения коммерческого права под коммерческой (торговой) деятельностью (торговлей) надлежит понимать куплю-продажу товаров между коммерсантами (торговцами), осуществляемую в коммерческих целях, т.е. продажу товаров их производителями, а также их покупку у производителей для использования в собственном производстве или для последующей перепродажи и продажу товаров приобретшими их коммерсантами (последующую перепродажу), а также их покупку у коммерсантов для тех же (коммерческих) целей, то есть для использования в собственном производстве или для последующей перепродажи.

Торговля в этом и только в этом — макроэкономическом — смысле нуждается в специальном правовом регулировании и фактически невозможна без него. Такое регулирование и призвано осуществлять коммерческое право.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)