Политическое сознание

Политическое сознание феномен, еще более сложный для анализа даже по сравнению с политической культурой в целом в связи с еще большей многослойностью, полиаспектностью и неопределенностью границ этого явления. В общем плане П. с. есть сложное идеальное многомерное, многоуровневое образование, представляющее собой отражение системы политических отношений в сознании политического субъекта, в качестве которого могут выступать индивид, группа или масса людей.

Интересно
Многослойный характер П. с. превращает его в объект междисциплинарных исследований политической философии, политической социологии, политической психологии, политологии, политической культурологии. Центральным предметом исследования П. с. в рамках политической философии является политический аспект субъект-объектных отношений отношений между человеком и миром человека.

Внимание политической социологии сосредоточено на разведении идеологического и массового уровней сознания, тогда как политология ориентирована прежде всего на выявление функциональных характеристик П. с. как деятельностной характеристики политического процесса. Центральными категориями политической психологии в исследовании П. с. являются понятия установок, стереотипов, мотиваций, ориентаций, поведенческих реакций, эмоций, убеждений, мышления политических акторов.

Ведущим аспектом анализа П. с. в рамках политической культурологии является исследование его в качестве важного компонента политической культуры, что предполагает анализ П. с. а) в ракурсе изучения его субъекта и б) на основании исследования способа отражения политической реальности в П. с.

В качестве субъекта П. с. могут выступать индивид; социально-политическая группа; масса людей. Соответственно, можно говорить об индивидуальном, групповом и массовом П. с. При этом характеристики П. с. индивида, группы, массы различаются существенным образом, как отличаются и исследовательские стратегии в изучении различных уровней П. с.

Применительно к индивидуальному сознанию значительную роль играет изучение личностно-психологических механизмов познавательных, эмоциональных и деятельностных проявлений индивида в политической сфере.

Эксперты полагают, что механизмы, регулирующие П. с. на индивидуальном уровне, могут быть дифференцированы на две категории: когнитивные (знания, убеждения, взгляды, информация) и мотивационные (потребности, интересы, ценности, установки). Групповое П. с. есть совокупность интегрированных политических представлений членов группы, определяющих содержание, направленность и степень политической активности данной общности.

Ведущим инструментом исследования группового П. с. является изучение документов, являющихся результатом политической деятельности группы. Массовое П. с, определяя содержание и характер политической активности общества, во многом обусловливает свойства доминирующей модели политической культуры общества.

Так же, как и массовое общественное сознание в целом, массовое П. с. отнюдь не сводится к арифметической сумме позиций, составляющих массу индивидуумов и групп: уже первые исследования Г. Лебона феномена массы на рубеже XIX-XX вв. показали, что человек в толпе ведет себя принципиально иным образом, чем вне ее, как минимум он многократно более управляем, чем в индивидуальном качестве.

Параметры массового сознания, подлежащие изучению, многообразны: структура, политический язык, поведенческие реакции, установки, стандарты, стереотипы; популярные массовые символы и мифы и т. д. Однако наиболее распространенным инструментом исследования массового П. с. являются социологические опросы общественного мнения по политическим проблемам.

В характеристике способа отражения политической реальности важнейшей является дифференциация научного и обыденного сознания. Параметрами научного сознания является фиксация причинно-следственных связей (не случайно Г.В.Ф. Гегель писал, что закон есть существенное в движении универсума), выявление существенных качеств и атрибутивных свойств явлений и процессов, что определяет целостность, системность, непротиворечивость, логичность, точность и стройность научного сознания.

Обыденное сознание есть антипод научного оно строится по логике «после этого значит, по причине этого» и характеризуется поверхностным характером, противоречивостью, смутностью, неспособностью к выявлению причинно-следственных закономерностей.

Важнейшим аспектом исследования П. с. является вопрос о его структуре. Существует несколько подходов к анализу структуры этого феномена, основанных на различных критериях.

Так, многосоставный характер феномена П. с. определяет различную динамику изменения составляющих его компонентов. В этой связи выделяют статичные компоненты (ценностно-нормативные ориентации) и динамичные (массовые настроения). Очевидно, что, хотя ценностно-нормативные ориентации П. с. и не остаются неизменными, тем не менее они достаточно устойчивы, тогда как массовые настроения в значительной степени подвержены конъюнктурным изменениям.

Не случайно именно манипуляция массовыми настроениями является целью усилий политических технологов в ходе воздействия на П. с. например, в рамках избирательных кампаний различного уровня.

Другой подход к анализу структуры П. с. предполагает выделение профессионального (идеологического) и потребительского уровней. Идеологический компонент является, по существу, производственным компонентом П. с. Идеология представляет собой интерпретацию политической реальности с точки зрения интересов субъекта интерпретации независимо от объективных качеств реальности.

На идеологическом уровне, по существу, происходит производство П. с, задачей которого является ориентация массового сознания в желаемом для идеологов направлении, что предполагает целенаправленную разработку дискурсов, идеологем, мифов и т. п.; их потребителем является массовое П. с.

Применительно к изучению П. с. в последние годы в качестве его важной характеристики часто используется понятие политического менталитета. Это понятие пришло в политическую культурологию из исторической психологии во многом благодаря работам французских исследователей Л. Февра и М. Блока. Политический менталитет представляет собой проекцию феномена менталитета в сферу политических отношений.

Это глубинный срез массового П. с, включающий устойчивую совокупность основополагающих политических представлений, глубинных политических установок, ценностных ориентаций, неявных предпочтений, определяющих устойчивые стереотипы сознания.

Интересно
Базовыми характеристиками политического менталитета являются его внутренний синкретизм (вследствие которого менталитет предстает сплавом разнокачественных элементов), несистематичность и нерегулярность внутренней структуры (отличающие его от системного отражения реальности), коллективность, неосознанность, устойчивость.

В структуре политического менталитета можно выделить два компонента содержательный (взгляды, ценности, ориентации и т. п.) и установочный (модус и стиль мышления, определяющий особенность функционирования содержательных компонентов). Поскольку П. с. есть идеальное образование, важен вопрос о способах его объективации. Объективация П. с. осуществляется на вербальном, звуковом, зрительном и иных уровнях и закрепляется посредством создания соответствующих знаковых систем.

Синтез различных форм объективации П. с. составляет содержание политического языка. Если исходить из суждения П.А. Флоренского о том, что имя есть именуемое, то анализ содержания и формы политического языка многое может сообщить о его носителях.

Важнейшей составляющей политического языка является политическая символика система разнообразных знаковых средств, наглядно представляющих смыслообразующие элементы политической системы и выполняющих функции идентификации и интеграции в рамках национально-государственных образований.

Ю.М. Лотман писал, что «культура имеет, во-первых, коммуникационную и, во-вторых, символическую природу». Поэтому не будет преувеличением констатация, согласно которой язык политики – это в значительной мере язык символов.

Способы воплощения символов разнообразны: они могут быть предметными (флаг, герб и т. п.); вербальными (текст конституции, гимн, лозунг и т. д.); поведенческими (закрепленный в культуре способ празднования или выражения скорби, массовые демонстрации и т. п).

Интересно
Внутренняя согласованность политической символики характерна для консолидированных политических культур, тогда как обществам фрагментированного типа или тем, что переживают переходный период, свойственны внутренние противоречия политической символики.

Последнее верно применительно и к современному российскому обществу, для которого характерен внутренне противоречивый язык политических символов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)