Полевые учреждения ЦБ РФ

Полевые учреждения ЦБ РФ предназначены для банковского обслуживания:

  • воинских частей;
  • учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации;
  • иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации;
  • физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями ЦБ РФ, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений ЦБ РФ невозможны.

Полевые учреждения ЦБ РФ являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях ЦБ РФ, утверждаемым совместно ЦБ РФ и Министерством обороны Российской Федерации.

Условия найма, увольнения, оплаты труда, служебные обязанности и права, система дисциплинарных взысканий служащих ЦБ РФ определяются Советом директоров в соответствии с трудовым законодательством.

Выступая одним из центральных участников банковских правоотношений, ЦБ РФ активно взаимодействует с иными субъектами банковского права и в первую очередь с коммерческими банками и небанковскими кредитными организациями.

Однако необходимо учитывать, что в силу своей дуалистической природы, такое взаимодействие носит двуединый характер.

Во-первых, как кредитная организация ЦБ РФ взаимодействует, например, с коммерческими банками в процессе осуществления банковской деятельности.

Как центральный элемент верхнего уровня банковской системы и государственный орган ЦБ РФ:

  • взаимодействует с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, проводит консультации с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, представляет необходимые разъяснения, рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности;
  • в месячный срок отвечает в письменной форме кредитным организациям по вопросам, отнесенным к его компетенции (при необходимости срок рассмотрения запроса может быть продлен ЦБ РФ, но не более чем на один месяц);
  • создает с привлечением представителей кредитных организаций действующие на общественных началах комитеты, рабочие группы для изучения отдельных вопросов банковского дела;
  • принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций,  ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их.

ЦБ РФ вправе в соответствии с федеральными законами устанавливать квалификационные требования к кандидатам на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также к кандидатам на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации.

  • издает обязательные для других участников банковских правоотношений нормативные акты;
  • устанавливает обязательные для кредитных организаций экономические нормативы;
  • осуществляет банковский надзор и привлекает к ответственности за нарушение банковского законодательства;

Например, в рамках осуществления своих надзорных функций ЦБ РФ вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников (акционеров) кредитной организации в случае приобретения ими более 20 процентов акций (долей) кредитной организации, а также устанавливать требования к финансовому положению приобретателей более 20 процентов акций (долей) кредитной организации.

ЦБ РФ имеет право отказать в даче согласия на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации в случае выявления неудовлетворительного финансового положения их приобретателей, а также в иных случаях, установленных федеральными законами.

При этом ЦБ РФ не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, а также требовать предоставления не предусмотренной законодательством информации о клиентах кредитных организаций и об иных третьих лицах, не связанной с банковским обслуживанием указанных лиц.

В процессе взаимодействия с другими кредитными организациями, например, с коммерческими банками, для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора ЦБ РФ проводит:

  • проверки кредитных организаций (их филиалов);
  • направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законодательством санкции по отношению к нарушителям.

Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) ЦБ РФ в порядке, установленном Советом директоров, или по поручению Совета директоров аудиторскими организациями.

Уполномоченные представители (служащие) ЦБ РФ имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций (их филиалов), при необходимости снимать копии с соответствующих документов для приобщения к материалам проверки.

Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), в том числе определение обязанностей кредитных организаций (их филиалов) по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров.

ЦБ РФ не вправе проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала), за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

При этом проверкой могут быть охвачены только пять календарных лет деятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующие году проведения проверки.

Проведение ЦБ РФ повторной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала) за уже проверенный период разрешается по следующим основаниям:

  • если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации;
  • в порядке контроля за деятельностью территориального учреждения ЦБ РФ, проводившего проверку. Повторная проверка кредитной организации (ее филиала) в порядке указанного контроля проводится ЦБ РФ на основании мотивированного решения Совета директоров;
  • по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

ЦБ РФ вправе применять к другим кредитным организациям меры юридического воздействия  в следующих случаях:

  • при нарушении кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний ЦБ РФ;
  • при непредставлении информации;
  • представлении неполной или недостоверной информации.

В указанных случаях ЦБ РФ вправе:

  • требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений;
  • взыскать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала;
  • ограничить проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае неисполнения в установленный ЦБ РФ срок предписаний ЦБ РФ об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а равно в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), ЦБ РФ может:

  • взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента минимального размера уставного капитала;
  • потребовать от кредитной организации:
  • осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;
  • замены руководителей кредитной организации;
  • осуществления реорганизации кредитной организации;
  • изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;
  • ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;
  • назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается. Положением ЦБ РФ от 26 ноября 2003 г. № 241-П «О временной администрации по управлению кредитной организацией».
  • ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
  • предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.

Вместе с тем, здесь же необходимо указать на срок давности привлечения к банковской ответственности. Кредитная организация не может быть привлечена ЦБ РФ к ответственности за совершение перечисленных выше нарушений, если со дня его совершения истекло пять лет.

Предусмотренные за нарушение банковского законодательства штрафные санкции взыскиваются с кредитных организаций в судебном порядке. ЦБ РФ может обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций, не позднее шести месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения.

Наиболее суровым наказанием за нарушения в сфере банковской деятельности, которое ЦБ РФ вправе возлагать на участников банковских правоотношений, выступает отзыв у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами ЦБ РФ.

При этом в целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов ЦБ РФ может назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя ЦБ РФ.

В период деятельности уполномоченного представителя ЦБ РФ кредитная организация вправе осуществлять разрешенные ей федеральными законами сделки только по согласованию с уполномоченным представителем ЦБ РФ в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

С момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или назначения арбитражным судом арбитражного управляющего деятельность уполномоченного представителя ЦБ РФ прекращается.

Основными направлениями взаимодействия ЦБ РФ с другими органами государственной власти выступает совместная координационная работа с Правительством Российской Федерации, различными министерствами и ведомствами.

Для реализации возложенных на него функций ЦБ РФ участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.

Председатель ЦБ РФ или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики.

Кроме того, ЦБ РФ и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.

Вместе с тем, ЦБ РФ не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.

Так же ЦБ РФ не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Что касается взаимодействия с министерствами и ведомствами, то здесь необходимо выделить следующие аспекты.

В первую очередь, ЦБ РФ консультирует Министерство финансов Российской Федерации по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга Российской Федерации с учетом их воздействия на состояние банковской системы Российской Федерации и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Министр финансов Российской Федерации и министр экономического развития и торговли Российской Федерации или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.

ЦБ РФ и Министерство финансов Российской Федерации в необходимых случаях заключают соглашения о проведении указанных выше операций по поручению Правительства Российской Федерации.

Здесь же необходимо коснуться еще одного направления взаимодействия ЦБ РФ с другими органами власти. Если иное не установлено федеральными законами в Банке России хранятся средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов.

Кроме того, ЦБ РФ без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и средствами местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами.

Основными направлениями международной деятельности ЦБ РФ выступают:

  • взаимодействие ЦБ РФ с центральными банками иностранных государств;
  • содействие и обеспечение создания кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков в Российской Федерации.

Для осуществления функций по представлению интересов Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях ЦБ РФ может открывать представительства на территориях иностранных государств.

При этом в процессе международной деятельности ЦБ РФ вправе:

  • запросить центральный банк и орган банковского надзора иностранного государства о предоставлении информации или документов, которые получены от кредитных организаций в ходе исполнения надзорных функций;
  • предоставить органу банковского надзора иностранного государства указанные информацию или документы, которые не содержат сведений об операциях кредитных организаций и их клиентов, при условии обеспечения указанным органом банковского надзора режима сохранности информации, соответствующего установленным законодательством Российской Федерации требованиям обеспечения сохранности информации, предъявляемым к ЦБ РФ.

В отношении информации и документов, которые получены от центральных банков и органов банковского надзора иностранных государств, ЦБ РФ обязан соблюдать требования по раскрытию информации и предоставлению документов, установленные законодательством Российской Федерации, с учетом требований, установленных законодательствами иностранных государств.

Второе из указанных «международных» направлений деятельности ЦБ РФ опосредуется в работе Банка России следующим образом.

В соответствии с законодательством выдавать разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков, а также осуществлять аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Российской Федерации уполномочен только ЦБ РФ.

Порядок открытия и деятельности в РФ представительств иностранных кредитных организаций установлен в специальном Положении, утвержденным приказом ЦБ РФ от 7 октября 1997 г. № 02-437.

Правовые основы антимонопольной деятельности ЦБ РФ на рынке банковских услуг установлены Федеральным законом от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»(с изм.).

Основными задачами ЦБ РФ как антимонопольного органа могут быть названы:

  • содействие развитию конкуренции на рынке финансовых услуг;
  • предупреждение, ограничение и пресечение недобросовестной конкуренции и пресечение злоупотреблений, связанных с доминирующим положением финансовой организации на рынке финансовых услуг;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке финансовых услуг.

Для решения указанных задач, ЦБ РФ наделен специальной системой функции.

Как антимонопольный орган ЦБ РФ:

  • направляет в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг и практике их применения, а также заключения на проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам функционирования рынка финансовых услуг и развития конкуренции на нем;
  • дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по проведению мероприятий, направленных на развитие конкуренции на рынке финансовых услуг;
  • контролирует соблюдение антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг при заключении соглашений и ведении согласованных действий финансовых организаций;
  • контролирует слияние, присоединение финансовых организаций и приобретение прав, активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций;
  • устанавливает факты нарушения антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг.

Порядок предоставления Центральным банком Российской Федерации отчетности регулируется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Отчетный период (отчетный год) ЦБ РФ установлен с 1 января по 31 декабря включительно.

Во-первых, ежегодно не позднее 15 мая года, следующего за отчетным, ЦБ РФ представляет в Государственную Думу годовой отчет ЦБ РФ.

Годовой отчет ЦБ РФ включает:

  • отчет о деятельности ЦБ РФ, в том числе перечень мероприятий по реализации единой государственной денежно-кредитной политики, проведенных ЦБ РФ, и анализ выполнения основных параметров единой государственной денежно-кредитной политики;
  • анализ состояния экономики Российской Федерации, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы Российской Федерации, валютного положения и платежного баланса Российской Федерации;
  • аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности ЦБ РФ;
  • заключение Счетной палаты Российской Федерации по результатам проверки счетов и операций ЦБ РФ, на которые распространяется действие Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;
  • годовую финансовую отчетность ЦБ РФ.

Под годовой финансовой отчетностью ЦБ РФ понимается:

  • годовой баланс, счет прибылей и убытков, в том числе отчет о полученной прибыли и ее распределении;
  • отчет о формировании и об использовании резервов и фондов ЦБ РФ;
  • отчет об управлении ЦБ РФ ценными бумагами и долями участия в капиталах организаций, входящими в состав имущества ЦБ РФ;
  • отчет о расходах на содержание служащих ЦБ РФ;
  • отчет об исполнении сметы капитальных вложений.

Затем, Государственная Дума направляет годовой отчет ЦБ РФ Президенту Российской Федерации, а также на заключение – в Правительство Российской Федерации. При этом Дума должна рассмотреть годовой отчет ЦБ РФ и принять по нему решение до 1 июля года, следующего за отчетным.

При этом не позднее 15 июля года, следующего за отчетным годовой отчет ЦБ РФ публикуется в средствах массовой информации. Кроме того, ЦБ РФ ежемесячно публикует свой баланс, данные о денежном обращении, включая динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные об операциях ЦБ РФ.

В третьих, после утверждения годовой финансовой отчетности ЦБ РФ Советом директоров ЦБ РФ перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Оставшаяся прибыль ЦБ РФ направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения.

Налоги и сборы уплачиваются ЦБ РФ и его организациями в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Финансовый контроль за экономической деятельностью ЦБ РФ осуществляется в двух формах:

  • в форме внешнего контроля за финансовой отчетностью, осуществляемого специально привлекаемыми в установленном законом порядке независимыми аудиторскими организациями;
  • в форме внутреннего контроля, осуществляемого специально уполномоченным структурным подразделением ЦБ РФ – службой главного аудитора Банка России.

Решение об аудиторской проверке годовой финансовой отчетности ЦБ РФ принимает до завершения отчетного года Национальным банковским советом. Он же определяет аудиторскую организацию, которая будет проверять ЦБ РФ.

При этом Национальный банковский совет вправе давать рекомендации аудитору ЦБ РФ по вопросам аудиторской проверки годовой финансовой отчетности ЦБ РФ, а аудитор ЦБ РФ обязан обеспечить выполнение этих рекомендаций. ЦБ РФ обязан в соответствии с заключенным с аудиторской организацией договором оказания аудиторских услуг предоставлять ей отчетность и информацию, которые необходимы для проведения аудиторской проверки ЦБ РФ.

В договоре оказания аудиторских услуг должен быть указан состав передаваемой аудиторской организации информации, а также предусмотрена ответственность аудиторской организации за передачу полученной информации третьим лицам.

Оплата услуг аудиторской организации по договору оказания аудиторских услуг осуществляется за счет собственных средств ЦБ РФ.

В отличие от внешнего аудита, внутренний аудит ЦБ РФ осуществляется службой главного аудитора ЦБ РФ, непосредственно подчиненной Председателю ЦБ РФ. Порядок проведения внутреннего аудита регулируется Положением об организации внутреннего аудита в ЦБ РФ, утв. приказом ЦБ РФ от 31 марта 1997 г. № 02-140 «О службе главного аудитора Банка России» (с изм.).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)