Подходы и методы, используемые при оценке стоимости предприятия и бизнеса

Оценку бизнеса осуществляют с применением трёх вышеописанных подходов, каждый из которых позволяет подчеркнуть определённые характеристики объекта.

Подходы и методы, используемые оценщиком, определяются в зависимости от особенностей процесса оценки, экономических особенностей оцениваемого объекта, целей оценки.

На практике подходы могут давать совершенно различные показатели стоимости. В чём же причины этого? Во-первых, рынки являются несовершенными, предложение и спрос не находятся в равновесии; во-вторых, потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производители могут быть неэффективны и др. Рассмотрим методы оценки, применяемые при различных подходах.

Доходный подход. Основных методов доходного подхода два.

  1. Метод капитализации доходов – стоимость бизнеса (V) определяется по формуле V = D/R, где D – чистый доход бизнеса за год; R – коэффициент капитализации.
  2. Метод дисконтирования денежных потоков – стоимость бизнеса получают на основе прогнозирования потоков дохода от него и их дисконтирования в соответствии с требуемой инвестором ставкой дохода.

Если доходы предприятия существенно изменяются год от года, то для целей оценки бизнеса выбирается метод дисконтирования денежных потоков, для чего проводится прогнозирование денежных потоков в разные временные периоды.

Ставку дисконтирования обычно определяют кумулятивным методом, который основывается на учёте безрисковой ставки дохода, к которой прибавляется экспертно оцениваемая премия за инвестирование в данную компанию. Эта премия представляет собой доход, который требует инвестор в качестве компенсации за дополнительный риск, связанный с капиталовложениями в данную компанию, по сравнению с безрисковыми инвестициями.

Кумулятивный метод наилучшим образом учитывает все виды рисков инвестиционных вложений, связанные как с факторами общего для отрасли и экономики характера, так и со спецификой оцениваемого предприятия.

Затратный подход основан на определении рыночной стоимости активов и текущей стоимости обязательств. Методов затратного подхода тоже два:

  1. Метод стоимости чистых активов – стоимость бизнеса равна рыночной стоимости всех активов предприятия за вычетом обязательств.
  2. Метод ликвидационной стоимости – стоимость бизнеса равна суммарной стоимости всех активов предприятия за вычетом обязательств с учётом затрат на его ликвидацию.

Применение затратного подхода в оценке бизнеса наиболее обоснованно в следующих случаях:

  • оценка всего предприятия;
  • оценка контрольного пакета акций компании, обладающей значительными материальными активами;
  • оценка недавно созданных предприятий, когда отсутствуют ретроспективные данные о прибылях или имеются затруднения с обоснованным прогнозированием величины будущих прибылей или денежных потоков;
  • нет рыночной информации о предприятиях-аналогах;
  • ликвидация предприятия (метод ликвидационной стоимости).

Затратный подход применим для оценки предприятий, обладающих значительными материальными активами, и новых предприятий.

Сравнительный подход. Для сравнения выбираются конкурирующие с оцениваемым бизнесом объекты, проводится соответствующая корректировка данных. В основу приведения поправок положен принцип вклада. Сравнительный подход реализуется посредством трех методов.

  1. Метод рынка капитала – стоимость бизнеса определяется на основе анализа рыночных цен акций аналогичных предприятий.
  2. Метод сделок – стоимость бизнеса определяется с учётом цен приобретения контрольных пакетов акций предприятий-аналогов.
  3. Метод отраслевых коэффициентов – ориентировочная стоимость бизнеса рассчитывается на основе отраслевой статистики.

Для расчётов по методам рынка капиталов и сделок необходимо использование оценочных мультипликаторов. Как уже говорилось, сравнительный подход даёт наиболее точные результаты, если существует активный рынок аналогичных объектов собственности.

Аналог объекта оценки – это сходный по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам другой объект, цена которого (стоимость акций) известна из сделки, состоявшейся при сходных условиях.

Точность оценки зависит от качества собранных данных, включающих физические характеристики, время продажи, местоположение, условия продажи и финансирования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)