Управление стоимостью предприятия

Для обеспечения роста стоимости бизнеса его функционирование должно базироваться на оптимальном сочетании объёма продаж, получаемой прибыли и финансовых ресурсов, что в значительной степени определяется внешними условиями функционирования предприятия: макроэкономическими и отраслевыми факторами.

Результаты оценки бизнеса, получаемые на основе анализа внешней и внутренней информации, необходимы не только для проведения переговоров о купле-продаже; они играют существенную роль при выборе стратегии развития предприятия, принятии инвестиционных решений.

Так, в процессе стратегического планирования важно оценить будущие доходы фирмы, степень её устойчивости и ценность имиджа; для принятия обоснованных управленческих решений необходима инфляционная корректировка финансовой отчётности, являющейся базой для принятия финансовых решений; для обоснования инвестиционных проектов по приобретению и развитию бизнеса необходимо знать стоимость всего предприятия или части его активов.

Концепции управления стоимостью предприятия. Результативность важнейших факторов, меняющих стоимость, может быть оценена посредством применения метода дисконтирования денежных потоков.

Основные факторы, способные повлиять на рост стоимости предприятия:

  • время получения доходов;
  • объёмы реализации;
  • себестоимость реализованной продукции;
  • соотношение постоянных и переменных затрат;
  • собственные оборотные средства;
  • основные средства;
  • соотношение собственных и заёмных средств в структуре капитала;
  • стоимость привлечения капитала;
  • эффективные управленческие решения (в частности, внедрение инновационного инструментария).

Воздействие на те или иные факторы в целях управления стоимостью осуществляется в соответствии с операционными, инвестиционными и финансовыми стратегиями развития предприятия.

Предприятие как структура позволяет людям достичь определённых целей, которые по своей природе могут быть экономическими, например получение дохода, и неэкономическими – самореализация личности. Инвестор вкладывает в предприятие средства с целью обеспечения возврата капитала и получения приемлемого дохода на капитал.

Работники вкладывают свой труд, чтобы получить оплату за него. Покупатели делают возможной реализацию товара, но затраты на него должны быть сопоставимы с аналогами. Предприятие должно покупать материалы для производства продукции. Таким образом, основная цель и результат бизнеса – получение дохода, позволяющего покрыть необходимые для функционирования предприятия расходы.

В условиях конкуренции эффективное функционирование предприятия достигается при стремлении к максимизации дисконтированного денежного потока, выражающего ценность капитала. Поэтому важнейшим при оценке бизнеса считается доходный подход, основанный на преобразовании в текущую стоимость ожидаемых денежных потоков, т. е. потоков дохода от предприятия за вычетом ряда обязательств, связанных с их получением.

В основе формирования стоимости корпоративной структуры лежит увеличение ценности собственного капитала, т. е. за анализируемый период чистая текущая стоимость денежных потоков должна быть больше нуля:

Управление стоимостью предприятия направлено на обеспечение роста рыночной стоимости самого предприятия и его акций. Для этого используются приёмы маркетинга, финансового менеджмента, оперативного управления, управления инновационными проектами.

Применение технологии оценки бизнеса позволяет оценить текущую и будущую стоимость предприятия как с учётом внедрения инновационного инструментария, так и без него.

Концепция управления стоимостью предприятия предполагает, что менеджеры предприятия нацелены на действия и управленческие решения, которые увеличивают не столько текущие либо надёжно планируемые на ближайший период прибыли, сколько создают основу для получения гораздо больших и даже, возможно, чётко непрогнозируемых прибылей в более отдалённом будущем, что, однако, способно резко повысить текущую стоимость предприятия.

Менеджерам предприятий необходимо знать, какова будет стоимость предприятия в случае принятия того или иного управленческого решения, влекущего серьёзные последствия (изменение организационной структуры управления, внедрение инвестиционных проектов, направленных на повышение эффективности работы предприятия комплексных мер). При рассмотрении стоимости предприятия как целевой функции управления менеджеры предприятия нацелены на долгосрочный рост стоимости.

Именно анализ изменения стоимости предприятия позволит оценить положительную либо отрицательную динамику, получаемую в ходе проведённых преобразований, касающихся не только отдельной структурной единицы, а всего предприятия в целом, с учётом и внешних, и внутренних взаимосвязей.

Для прослеживания динамики изменения стоимости предприятия менеджерам нужно либо регулярно прибегать к услугам сторонних независимых оценщиков, либо, зная основы оценки бизнеса, самостоятельно применять оценочные методы.

В ряде ситуаций (оценка пакета акций для решения вопроса о купле-продаже, эмиссия акций) требуется привлечение независимых профессиональных экспертов-оценщиков, но во многих ситуациях в целях разработки и принятия эффективных управленческих решений оценки приближённой стоимости предприятия самими менеджерами этого предприятия бывает достаточно.

К тому же именно менеджеры оцениваемого предприятия являются наиболее информированными о ситуации на предприятии, проблемах и перспективах его развития.

И именно менеджеры являются одним из ключевых источников информации для профессиональных оценщиков. Оценка, приводящая к изменению стоимости основных фондов (ОФ), а следовательно, к изменению величины амортизационных отчислений, влияет на уровень рассмотренных выше показателей.

Например, уменьшение прибыли за счёт увеличения себестоимости вызовет снижение рентабельности предприятия, а увеличение внеоборотных активов ухудшит как показатели рентабельности, так и показатели оборачиваемости и фондоотдачи.

Оценка основных фондов и налоговое планирование. Стоимость ОФ и уровень амортизационных отчислений напрямую влияют на формирование налогооблагаемой базы по налогам на имущество и прибыль, причём воздействие оценки ОФ на эти налоги разнонаправленное.

С одной стороны, высокая стоимость ОФ приводит к увеличению налога на имущество, но, с другой стороны, повышенные амортизационные отчисления включаются в состав затрат и, увеличивая себестоимость продукции, снижают налогооблагаемую прибыль.

Чистая налоговая экономия от проведения оценки, т. е. разность между экономией платежей по налогу на имущество и приростом платежей по налогу на прибыль, должна быть максимальной. Важным аспектом влияния оценки ОФ на налоговые платежи предприятия является их зависимость от степени износа ОФ и норм амортизации. Это следует учитывать при выборе подхода к оценке.

Увеличение амортизационных расходов и, соответственно, их доли в себестоимости приводит к повышению риска потери прибыли при снижении объёма продаж (например, вследствие ограничения спроса).

Поэтому особенно внимательно к увеличению стоимости ОФ следует относиться при оценке предприятий с большим удельным весом постоянных издержек, например предприятий нефтегазового комплекса и электроэнергетики, у которых доля амортизации в себестоимости составляет до 25 %.

Кроме того, завышение амортизации может вызвать проблемы со сбытом продукции. Таким образом, результаты оценки сказываются практически на всех показателях деятельности предприятия.

Вложения в бизнес всегда являются инвестиционными, так как осуществляются с целью отдачи в будущем. Рост стоимости предприятия предполагает рост доходов, собственного капитала собственников, необходимость этого роста заложена в самой особенности бизнеса как товара, являющегося инвестиционным. Таким образом, стоимость корпоративной структуры можно считать целевой функцией управления.

Рост стоимости предприятия возможен на основе повышения уровня управления, улучшения финансового состояния предприятия, увеличения рынков сбыта под влиянием ряда факторов внешней и внутренней среды, что указывает на необходимость исследования комплекса взаимосвязей и разработку механизмов управления формированием стоимости предприятия.

Для достижения цели «рост стоимости предприятия» менеджер должен ориентироваться не на текущие показатели дохода от бизнеса, а на долговременные денежные потоки с точки зрения того, приносит ли бизнес доход, превышающий стоимость привлеченного капитала.

Смысл управления стоимостью предприятия заключается в создании новой стоимости. Для этого необходимо, во-первых, выявить влияющие на стоимость факторы и, во-вторых, разработать на их основе стратегию по увеличению стоимости.

Основные направления деятельности: финансовый анализ для поиска внутренних резервов повышения эффективности работы предприятия; организационное и финансовое реструктурирование.

Управление формированием стоимости – непрерывный процесс. Мероприятия, направленные на формирование вновь создаваемой стоимости, не являются окончательными, они трансформируются при выявлении изменений внешней и внутренней среды.

Стоимость корпоративной структуры – целевая функция управления, при создании системы целей нужно ориентироваться на максимальное увеличение этой стоимости. Наиболее значимым механизмом управления формированием стоимости предприятия является реструктуризация.

Процесс реструктуризации направлен на поиск источников развития предприятия на основе внутренних и внешних факторов с целью эффективного использования производственных ресурсов, приводящих к увеличению стоимости бизнеса.

Основные направления – лидерство по затратам, заключающееся в контроле над затратами и повышении эффективности производства, и дифференциация, выпуск не имеющей конкурирующих аналогов продукции.

Управлять формированием стоимости предприятия можно на основе бизнес-планирования разработки и внедрения инновационного инструментария, позволяющего оптимизировать движущие стоимость факторы: соотношение постоянных и переменных затрат, объёмы и рынки сбыта, себестоимость, время получения доходов, структуру капитала предприятия, наличие основных и собственных оборотных средств.

Например, определена стоимость ОАО «Завод». Прогнозирование денежных потоков осуществлялось на основе анализа ретроспективной динамики основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Ставка дисконтирования определена в размере 28,79 %. Расчёты представлены в табл. 10.1.

Таким образом, рыночная стоимость собственного капитала предприятия, определенная методом дисконтирования денежных потоков, составила 206 503 тыс. руб.

Определим величину будущих доходов и расходов ОАО «Завод» в прогнозный и постпрогнозный период с учётом внедрения инновационного инструментария в управлении, отражённого в бизнес-плане стратегического развития предприятия по направлениям его основной деятельности. Основные изменения: увеличилась величина амортизационных отчислений, возросла выручка предприятия. Расчётные показатели с учётом бизнес-плана приведены в табл. 10.2.

Таким образом, рыночная стоимость собственного капитала предприятия, определённая методом дисконтирования денежных потоков с учётом бизнес-плана стратегического развития предприятия, составила 246 059 тыс. руб. При оценке на основе ретроспективной динамики стоимость получилась ниже почти на 40 000 тыс. руб.: 246 059 – 206503 = 39 556 тыс. руб.

При итоговом согласовании расхождение будет несколько изменено за счет учёта результатов других подходов к оценке. Однако потенциального инвестора больше интересует доходность предприятия.

В целом процесс разработки стратегии по увеличению стоимости предприятия представляет собой последовательные этапы от расчёта текущей стоимости предприятия «как действующего без особых изменений» до изучения возможностей внутренних и внешних улучшений и выбора из альтернативных вариантов комплексных решений наиболее эффективного.

Сформулируем этапы процесса разработки стратегии по достижению цели «рост стоимости предприятия»:

  • анализ предприятия «как есть», без учёта видимых изменений;
  • определение фактической стоимости предприятия;
  • выявление влияющих на стоимость факторов;
  • разработка стратегии по увеличению стоимости на основе внутренних факторов: поиск внутренних возможностей роста стоимости (улучшение финансового состояния на основе финансового анализа, поиск внутренних резервов повышения эффективности работы предприятия); определение потенциальной стоимости с учётом внутренних улучшений;
  • разработка направлений организационной и финансовой реструктуризации;
  • определение вариантов потенциальной стоимости с учётом внутренних и внешних улучшений;
  • разработка оптимальной стратегии по максимальному увеличению стоимости предприятия.

Основные направления реализации стратегии:

  • разработка действенной функционально-слаженной структуры управления;
  • развитие особо важных направлений деятельности предприятия;
  • поддержка действенности системы поощрения и стимулирования персонала для достижения поставленной цели;
  • повышение корпоративной культуры;
  • совершенствование кадровой политики;
  • постоянное совершенствование направлений повышения стоимости в соответствии с изменяющимися условиями внешней и внутренней среды.

Как видно из перечисленных направлений, значительное внимание уделяется персоналу. Персонал – элемент оценки стоимости предприятия. Для достижения максимизации стоимости предприятия должна существовать слаженная команда, стремящаяся к созданию стоимости, для чего участникам команды необходимо обеспечить следующие условия: чувствовать себя участником создания стоимости, обладать информацией о главной и остальных целях предприятия, иметь свободу принятия управленческих решений в своей сфере в соответствии с изменяющимися факторами внешней и внутренней среды, иметь в распоряжении соответствующие ресурсы, иметь соответствующий уровень образования и квалификации для действенного участия в процессе создания стоимости.

Создание стоимостной технологии управления корпоративной структурой – это достижение максимально возможной ценности её капитала.

Value Based Management (VBM) (наиболее приемлемый перевод данного термина – управление, нацеленное на создание стоимости) – концепция управления, направленная на качественное улучшение стратегических и оперативных решений на всех уровнях организации за счёт концентрации усилий всех лиц, принимающих решения на ключевых факторах стоимости.

Первый принцип концепции VBM может быть выражен следующим образом. С точки зрения акционеров (инвесторов) предприятия управление им нацелено на обеспечение роста рыночной стоимости предприятия и его акций, так как такой рост позволяет акционерам (инвесторам) получать самый для них значимый, по сравнению с другими формами, доход от вложений в предприятие – курсовой денежный доход от перепродажи всех или части принадлежащих им акций либо курсовой неденежный доход, выражающийся в увеличении стоимости (ценности) принадлежащих акционерам чистых активов, а значит, и суммы их собственного капитала.

Стоимость предприятия, формирующаяся под влиянием принимаемых менеджерами решений, рассматривается как целевая функция управления, которая стремится к максимуму. Наличие стоимостной технологии управления становится условием эффективности работы, так как определяет чёткий критерий оценки результатов деятельности – увеличение стоимости предприятия.

Второй принцип концепции VBM заключается в следующем: стоимость предприятия определяется его дисконтированными будущими денежными потоками, и новая стоимость создаётся лишь тогда, когда предприятия получают такую отдачу от инвестированного капитала, которая превышает затраты на привлечение капитала.

Именно концепция VBM предполагает, что менеджеры предприятия нацелены на действия и управленческие решения, которые увеличивают не столько текущие либо надёжно планируемые на ближайший период прибыли, сколько создают основу для получения гораздо больших и даже, возможно, чётко непрогнозируемых прибылей в более отдалённом будущем, что, однако, способно резко повысить текущую стоимость предприятия.

Менеджерам предприятий необходимо знать, какова будет стоимость предприятия в случае принятия того или иного управленческого решения, влекущего серьёзные последствия (изменение организационной структуры управления, внедрение инвестиционных проектов, направленных на повышение эффективности работы предприятия, комплексных мер). При рассмотрении стоимости предприятия как целевой функции управления менеджеры предприятия нацелены на долгосрочный рост стоимости.

Но, как известно, для того чтобы управлять чем-либо, необходимо уметь это измерять. В приложении к VBM это означает, что необходим инструмент, позволяющий оценить отдачу от инвестированного в предприятие капитала.

Таким образом, можно выделить основные факторы, влияющие на стоимость предприятия, которые обязательно должны учитываться в показателе, отражающем создание стоимости, – затраты на собственный и заёмный капитал и доходы, генерируемые существующими активами (при этом доход может выражаться в различных формах: прибыль, денежный поток и т. д.).

В 80–90-х годах XX века появился целый ряд показателей (на основе некоторых из них в дальнейшем возникли даже системы управления, например EVA Based Management, отражающие процесс создания стоимости. Наиболее известные из них, кроме EVA, – MVA, SVA, CVA и CFROI.

Несмотря на то что неотъемлемой составной частью VBM является измерение стоимости предприятия, используемые в нём методы принципиально отличаются от традиционных методов оценки стоимости предприятия.

Традиционные методы в большинстве своём дают «точечный» во времени результат, изолированы, выхвачены из общего контекста управления и процесса достижения конечной цели, не предполагают его мониторинга. Ни одна из 25 целей традиционной оценки стоимости предприятия (приватизация, налог на имущество, кредит и т. п.) не предусматривает прямого и систематического применения стоящих за ней методов для оперативного или стратегического управления предприятием:

Сторонниками концепции VBM может применяться система управления стоимостью (далее – СУС), основные этапы внедрения которой на предприятии представлены в табл. 10.3. Её внедрение – достаточно продолжительный процесс, западные специалисты оценивают его продолжительность в два-три года.

Рассмотрим представленные в табл. 10.3 этапы. В общем случае целью является получение достоверной информации о существующей на определённый момент времени стоимости предприятия и следующих объектов СУС: всего имущественного комплекса предприятия, его составных элементов (материальных, нематериальных и финансовых активов) и отдельных бизнесов предприятия. Эта информация нужна для принятия обоснованных управленческих решений в текущей деятельности, а также в стратегическом планировании и управлении.

Необходимо описать основные факторы, влияющие на стоимость предприятия, а также подготовить подробную классификацию активов. Факторы стоимости разделяют на две условные группы: внешние факторы (возникающие независимо от волеизъявления менеджмента предприятия; однако это не означает, что наступление тех или иных событий нельзя предвидеть и принять меры по минимизации негативных последствий) и внутренние факторы (связанные с действиями менеджмента, отраслевой спецификой самого предприятия).

Определяется рыночная стоимость предприятия в качестве точки отсчёта, т. е. на ближайшую прошедшую отчётную дату, методами затратного, доходного и сравнительного подхода.

Сопоставление результатов, полученных в ходе применения методов различных подходов, имеет существенно большую информативность для менеджмента предприятия, нежели результаты, полученные одним методом, или усреднённая величина результатов.

В ходе инвентаризации, помимо применения известных из бухгалтерского учёта методов и целей, следует выявить:

  • активы, которые не участвуют в генерации денежного потока предприятия (социальные и избыточные активы);
  • неотраженные на балансе активы, которые имеют стоимость и участвуют в создании денежного потока (контракты на поставку необходимых материалов с дисконтом, управленческие ноу-хау и т. д.).

Главное отличие управленческой инвентаризации от бухгалтерской состоит в том, что в её рамках проводится оценка эффективности использования всех объектов имущества, по результатам которой принимают соответствующие решения. В конечном итоге эффективность управления предприятием определяется не его ликвидностью или рентабельностью, не величиной прибыли, а увеличением цены бизнеса.

Процесс разделения предприятия на основе логического принципа на бизнес-единицы называется сегментацией. Выделяют два основных подхода к сегментации: сегментация, основанная на характеристиках потребителя товаров и услуг (сегментация по типу потребителя); бизнес-единицы, основанные на знаниях, опыте и технологиях, необходимых предприятию для производства той или иной продукции (сегментация по типу профессиональных навыков).

Основная цель данного этапа – выявить бизнес-единицы, «создающие» и «разрушающие» стоимость. Если бизнес-единица разрушает стоимость предприятия, необходимо принять решение либо о разработке системы мероприятий, позволяющих сделать подразделение доходным, либо о продаже подразделения другой компании, либо о закрытии подразделения и распродаже активов.

Но даже если подразделение обеспечивает для предприятия прирост стоимости, важно определить, насколько существенна эта стоимость в рамках предприятия, насколько серьёзен потенциал дальнейшего прироста стоимости.

В ситуации, когда бизнес-единица, обеспечивая прирост стоимости компании, не является основной (профильной), и тем более если в составе другого предприятия она может обеспечивать существенно большую стоимость, – она подлежит продаже.

Суммарная стоимость бизнес-единиц – это стоимость предприятия в целом, поэтому управление стоимостью предприятия невозможно без эффективного контроля над стоимостью отдельных подразделений.

Анализ факторов стоимости позволяет построить множество показателей; закладывая определённые значения этих показателей в качестве целей управления, можно добиваться роста стоимости предприятия.

Все показатели целесообразно разбить на тактические (фондоотдача, оборачиваемость оборотных активов, оборачиваемость видов оборотных активов, рентабельность активов и т. п.) и стратегические (рыночная стоимость предприятия и её динамика, отношение рыночной и балансовой стоимости предприятия и др.).

Детализация показателей для каждого уровня управления позволяет определить эффективность управления стоимостью на всех уровнях управления и приводит к тому, что менеджеры высшего звена зачастую контролируют финансовые показатели, в то время как низшие звенья менеджмента отвечают за количественные и качественные результаты работы. Рассмотрим амортизационную политику как инструмент управления стоимостью предприятия.

В затратном и сравнительном подходе ориентируются в основном на рыночную стоимость как используемого в производстве имущества, так и нефункционирующего. Однако изменения в амортизационной политике позволяют, например, быстрее амортизировать имущество и способствовать обновлению основных фондов, что отразится на значениях результатов оценки и сравнительным, и затратным подходом при оценке ожидаемой стоимости предприятия.

Практика применения доходного подхода основана на анализе денежных потоков, в которых учитывается чистая прибыль, сформированная с учётом имущественных налогов и амортизационных отчислений, а сами амортизационные отчисления прибавляются к чистой прибыли. Значит, амортизационная политика – инструмент управления стоимостью предприятия.

Заметна роль амортизационной политики и, как следствие, амортизационных отчислений даже при оценке текущей, а не только прогнозируемой стоимости предприятия, на основе доходного подхода, включающего два основных метода: капитализации доходов и дисконтирования денежных потоков.

Рассмотрим, как влияют переоценка и амортизационная политика на величину налога на имущество и, соответственно, на величину чистой прибыли, на которой базируется расчет денежного потока любой из двух традиционных моделей (табл. 10.4).

Из табл. 10.4 видно, что после переоценки стоимость имущества предприятия была снижена. Это привело к снижению налога на имущества за один 2005 год на 83,7 тыс. руб., однако последовало увеличение налога на прибыль на 32,15 тыс. руб., но в целом экономия составила 51,57 тыс. руб. Рост денежного потока обусловлен полученной экономией по налоговым платежам, что увеличило чистую прибыль.

Величина амортизационных отчислений сначала уменьшает чистую прибыль, затем эта же величина прибавляется при расчёте денежного потока, т. е. амортизационные отчисления влияют на стоимость предприятия через изменение налоговых платежей. Влияние на стоимость предприятия определяется в процессе дисконтирования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)