Подготовка выступлений

Подготовка выступлений на аудиторию имеет свои особенности в сравнении с личным общением с отдельным индивидуумом или малой группой лиц. Выступление должно быть тщательно продуманным, логично построенным, с четкими доминантами.

В процессе выступления важно умение удержать внимание аудитории, грамотная работа с вопросами.

При подготовке выступления прежде всего следует продумать какую цель оно преследует, за счет чего эта цель будет достигнута. Четко выполненные этапы подготовки выступления позволяют оратору определить и донести основную мысль наиболее эффективно, то есть с запланированным ожидаемым результатом.

Для грамотного достижения цели важны следующие этапы:

  • формулировка темы;
  • оценка аудитории;
  • установление сверхзадачи выступления;
  • продумывание мотивации аудитории;
  • выбор принципа изложения материала.

При формулировке темы нужно учитывать особенности восприятия информации. В выступлении на массовом мероприятии не стоит использовать слишком длинные развернутые предложения, они должны быть короткими, поскольку в аудитории внимание человека рассеивается и он способен воспринять меньший объем информации, чем при личном общении.

Название должно быть относительно кратким, не превышающим 5–7 слов – по объему оперативной памяти человека. Графически желательно, чтобы название темы выступления уложилось в одну строку.

Если по каким-либо причинам тема должна быть более развернутой, то лучше это оформить как подтему, либо заключив часть названия в скобки в конце предложения, либо дав дополнение ниже основной темы более мелким шрифтом.

При анализе аудитории важно знать:

  • количество присутствующих;
  • состав (мужчины/женщины, возраст, осведомленность по теме выступления, однородность группы);
  • отношение к выступающему и представляемой им организации: лояльность/нелояльность;
  • наличие аналогичного опыта;
  • готовность аудитории к обратной связи.

Одна и та же тема для разных слушателей будет иметь разную сверхзадачу. Определяя сверхзадачу, нужно ответить на вопрос: что должны сделать слушатели после выступления – принять решение, выделить средства, поменять мнение?

Многие считают, что аудитория сама должна догадаться, к чему ее побуждают и какую держат сверхзадачу в уме. Однако аудитория не всегда догадлива, она принимает информацию к сведению, но это не влечет за собой конкретных поступков.

Возможно, лучше озвучить сверхзадачу в конце выступления. Оратор должен понимать, чем мотивирована аудитория для принятия информации, и определить преимущества, которые получат участники собрания, прослушав доклад.

Умение проводить публичные выступления приходит постепенно. Если есть возможность выбора, то первый опыт лучше получать в дружественной аудитории, настроенной положительно и готовой помочь, поддержать выступающего.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)