Планирование объемов перевозок и вагонопотоков

На железнодорожном транспорте основу организации перевозок образуют план формирования поездов и график движения поездов. Планы формирования и графики движения поездов разрабатывают на основе данных об объемах перевозок.

Объемы перевозок для железнодорожного транспорта общего пользования планируют с использованием балансовых методов и на основе маркетинговых исследований потребностей в перевозках. Обычно груженые вагоны отправляются с одной станции на множество других.

В пути может происходить соединение отдельных вагонов или их групп, следующих с разных станций отправления, на одну станцию назначения. Может происходить и разъединение групп вагонов, следующих с одной станции отправления на разные станции назначения. Так образуются струи вагонопотоков.

Под струей вагонопотока понимают среднесуточное (как правило, за год или месяц) число вагонов, образующихся на какой-либо из станций, в том числе и за счет слияния вагонопотоков для следования на другую станцию.

Результатом расчетов струй вагонопотоков являются «шахматки» корреспонденций вагонопотоков между станциями. «Шахматка» представляет собой таблицу, в каждой строке которой указывается для каждой станции или дороги количество погруженных вагонов в адрес других станций (указываются в столбцах). Графическое изображение струй вагонопотоков с учетом выбранного маршрута их следования называется ступенчатым графиком вагонопотоков.

Интересно
На промышленном железнодорожном транспорте объем перевозок предприятия определяют, исходя из производственной программы цехов основного производства и планов материально-технического снабжения. Применяя расходные коэффициенты по каждому цеху и предприятию в целом, определяют потребность в материалах, выход продукции и отходов. По результатам расчетов определяют объемы межцеховых и внешних материальных потоков и составляют годовые планы ввоза и вывоза грузов и внутризаводских перевозок предприятия с их распределением по видам транспорта.

По данным годовых планов определяют основные показатели работы железнодорожного транспорта предприятия и, в частности, объем перевозок (по прибытию и отправлению, вагонооборот и размеры движения поездов с разделением на внешние и межцеховые перевозки.

Перевозочный процесс является динамичным процессом, на который воздействует большое число случайных факторов. Происходят значительные колебания объема перевозок во времени, поэтому грузопотоки предприятия определяют исходя из годового объема выпуска продукции, а потребную мощность устройств и парк технических средств железнодорожного транспорта устанавливают, исходя из суточного объема перевозок с учетом коэффициента неравномерности, который составляет для внешних перевозок 1,2; для межцеховых 1,1.

Коэффициент неравномерности приближенно определяется как отношение максимального объема перевозок к среднему значению объема, т.е. показывает, во сколько раз могут быть превышены средние объемы перевозок. Поэтому все транспортные и погрузочно-разгрузочные мощности должны быть рассчитаны не на средний объем перевозок, а на объем перевозок, увеличенный на значение коэффициента неравномерности. 

На основе приведенных исходных данных рассчитывается «Ведомость объема перевозок». «Ведомость» включает распределение грузопотоков по маршрутам следования от пунктов погрузки до пунктов выгрузки (с учетом рода груза и типа вагона), вагонооборот предприятия, размеры движения и число подач к грузовым пунктам, потребность в парке подвижного состава.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)