Планирование как основная функция менеджмента

Планирование – основополагающая функция менеджмента, складывающая из ряда подфункций: целеполагание и прогнозирование, наделение полномочиями, оценка ресурсов, программа действий и бюджетирование, установление критериев контроля.

Планирование (в узком смысле) является процессом по формированию системы мер и совокупности мероприятий, которые направлены на выполнение ряда целей.

Это определение целей деятельности и развития организации, тактики и стратегии их достижения, индивидуальных действий каждого участника процесса управления и операционной деятельности.

Оно дает ответы на следующие вопросы:

  1. Что необходимо сделать?
  2. Какие ресурсы необходимы?
  3. За какой период времени?
  4. Каким должен быть результат?

Планирование на микроуровне (в рамках определенного предприятия) включает комплекс краткосрочных программ и бизнес-планов, которые должны содержать плановые предполагаемые показатели и меры, мероприятия, необходимые для их выполнения.

Планирование на макроуровне является формой государственного регулирования объектов управления.

По периоду времени действия (горизонту планирования) планы (или программы как совокупность отдельных планов) подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

По уровню значимости для предприятия – на стратегические, тактические, оперативные (данная классификация совпадает с классификацией по уровню их разработки (высший, средний и низший уровни руководства)).

По функциональной принадлежности – на производственные, финансовые, коммерческие (сбытовые),
снабженческие, маркетинговые и т.д.

Существует не один десяток классификаций видов планов и планирования как такового, однако указанные классификации следует признать основными (исходными). При этом важно понимать, что такие классификации планов могут иметь определенные «пересечения»: например, часто, стратегический план имеет финансовую направленность (основу) и является долгосрочным по своему горизонту планирования.

Но это не всегда так: далеко не каждый долгосрочный план, каким бы он ни был по функциональной принадлежности или иному характеру (общему, частному), может быть стратегическим и т.д. – все зависит от его содержательного наполнения.

Цикл планирования состоит из следующих звеньев:

  • определение сильных и слабых сторон развития;
  • анализ внешней среды;
  • использование имеющихся преимуществ;
  • определение целей, разработка плана достижения целей;
  • корректировка целей и отклонений.

Процесс планирования позволяет четко сформулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)