Подходы к управлению

Выделяют три основных (базовых, классических) подхода к управлению: процессный, системный, ситуационный.

В некоторых литературных источниках также выделяются смешанный (как правило, представленный тем или иным попарным сочетанием подходов между собой) подход и комплексный (как правило, отождествляемый с сочетание всех вышеупомянутых классических подходов между собой) подход.

В последнее время некоторые теоретики и практики управления также обособлено рассматривают проектный подход к управлению.

Интересно
Истоки зарождения процессного подхода можно увидеть еще в административной школе управления. Основная «заслуга» данного подхода для современного менеджмента – формулировка базовых функций управления. Как будет указано в последующих разделах данного пособия, таких функций четыре: планирование, организация, мотивация, контроль.

К ним же добавляются и связывающие процессы (связующие функции) – коммуникации и принятие решений. В совокупности они образуют процесс управления (прочие наименования: «цикл менеджмента», «цикл управления», «управленческий цикл»), имеющий циклический (замкнутый и возобновляемый, воспроизводящийся) характер.

В целом процессный подход рассматривает управление как сложно устроенную последовательность действий, этапов, процедур, операций. Фактически, менеджмент – это процесс управления, совокупность определенных функций, правил, процедур и т.п., которые выполняет руководитель или система управления целиком.

В рамках этого подхода фактически любое управленческое (и не только) явление может быть рассмотрено с позиции указанной логики; также, и изменения такого явления (в пространстве, во времени, внутри себя либо же для окружающих наблюдателей) может быть формализовано в «процессном ключе».

В рамках системного подхода к управлению социально-экономические явления рассматриваются в качестве систем. Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных элементов, действия (и взаимодействия) которых направлены на процесс жизнедеятельности всей системы.

С точки зрения взаимодействия с окружающей действительностью – с внешним окружением (внешней средой), все предприятия являются открытыми системами. Они целиком и полностью зависимы от внешних процессов, так как существовать и работать без взаимного обмена со средой не могут. Вообще, большая часть окружающих нас системы – открытые. Каждая открытая система в своей структуре имеет три элемента: вход, преобразование и выход.

Таким образом, концептуально все открытые системы работают в окружении внешней среды. Указанная среда не только влияет на деятельность таких систем, но и позволяет им в принципе функционировать, снабжая их по каналам «входов» и получая «продукты выходов» взамен.

Системный подход раскрывает основы функционирования организации и других систем, и говорит о том, что все системы в условиях внешнего окружения развиваются. Но вот процессы этого развития могут быть разнообразны, и на них могут влиять множество факторов, характеристик, условий и обстоятельств конкретной ситуации.

Ситуационный подход является одним из самых «молодых» в менеджменте. Он не отменяет, а скорее дополняет концепции процессного и системного подходов, позволяет использовать свои преимущества для повышения качества управленческих процессов.

Основа ситуационного подхода – ситуация (конкретный набор обстоятельств, условий места и времени, прочих характеристик конкретного сиюминутного состояния определённого явления, системы и/или процесса). На процесс получения качественного управленческого решения в рамках той или иной ситуации влияет эффективно
проведенный анализ. А на результаты анализа значительное влияние оказывают переменные, появляющиеся в этой ситуации.

Ситуационные переменные очень разнообразны и зависят от показателей времени, экономических, политических процессов, научного прогресса и многих других элементов. Чем точнее определены эти переменные, тем проще
проводить анализ и использовать разные методы управления. Все это составляющие внешней и внутренней среды организации.

Учитывая особенности современных учений об управлении, можно сказать, что все подходы взаимосвязаны между собой. Так, процесс управления можно рассматривать как систему, имеющую подсистемы, реализуемые в конкретных условиях места и времени. При этом, объектами управления могут выступать предприятие в целом, отдельные «участки» предприятия, отдельные процессы / ресурсы предприятия, люди (кадры, персонал); субъектами: менеджеры (наемные профессиональные управленцы), руководители (различных уровней), предприниматели, собственники бизнеса.

Отсюда, предприятие (организация) как объект управления в менеджменте – это совокупность двух или более лиц, деятельность которых сознательно контролируется для получения определенного результата.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)