Пираты: романтики морских походов

Морские пространства, называемые Мировым океаном, занимают более 70% поверхности нашей планеты. Они имеют различные правовые режимы и обладают различным юридическим статусом. В древности такие морские державы, как Финикия, Греция, Рим, рассматривали морские пространства как никомуне принадлежащие.

В дальнейшем феодальные государстване признавали свободы открытого моря. Такие государства, как Испания, Португалия, Англия, в своей морской политике рассматривали море как mare nostrum – “наше море”.

Из истории известны высказывания русского царя Ивана Грозного, который в ответ на притязания Англии на Белое море заявил, что “море-океан – дорога Божия”, тем самым подтвердив свободу открытого моря и осудив принцип так называемого “морского суверенитета”1.

На просторах открытого всем ветрам и свободного для всех морского пространства в течение многих веков хозяйничали пираты.

Кто же они? Пираты. И все свои подвиги они совершали не с благими целями и уж совсем не благородными средствами. Прекрасные мореходы и непревзойденные воины, они способствовали появлению новых, быстроходных и надежных типов кораблей.

Романтики и искатели приключений, они нередко первыми отправлялись в неизведанные земли. Отважные бунтари и дерзкие мятежники, они заставляли считаться с собой королей и султанов.

Пираты – морские разбойники. Пиратство возникло практически одновременно с мореходством. Первый известный в истории военный флот был создан критским царём Миносом в III тысячелетии до н. э. именно для борьбы с пиратами.

Каперство – морской террор против кораблей (как военных, так и мирных) враждебного государства по поручению или с разрешения властей.

Капер – лицо, осуществлявшее этот террор. Отличался от пирата тем, что его деятельность была легальна и подкреплена соответствующим патентом. Частные лица за право на каперство, как правило, отчисляли в пользу своего государства процент от захваченной добычи. В своей стране капер преследованиям не подлежал, а в случае пленения противником мог требовать суда как военнопленный. Каперство полностью запрещено после Второй мировой войны.

Корсары, приватиры – то же, что и каперы.

Флибустьеры – морские разбойники, действовавшие в Карибском море исключительно против испанцев (существовали около 75 лет, с начала XVII в.) Официально принимая эдикты о борьбе с пиратством, английское и французское правительства тайно поощряли флибустьеров, стремясь ослабить позиции Испании в Новом свете.

Однако и каперами, строго говоря, флибустьеры считаться не могли, поскольку почти всё время существования флибустьерской вольницы Англия и Франция находились с Испанией в мире. К тому же выданные им <патенты> зачастую не имели никакой юридической силы.

<Веселый Роджер> – черный пиратский флаг с изображёнными на нём черепом и скрещенными костями.

Вопреки распространённому мнению, вошёл в обиход сравнительно поздно – в XVIII веке, когда пиратство было объявлено полностью вне закона, а каперство разрешалось лишь в военное время. До этого времени пираты Средиземноморья и флибустьеры Карибского моря пользовались флагами своих стран или тех, кто выдал им каперский патент.

Слово (по-латыни pirata) происходит в свою очередь от греческого peirates, с корнем peiran (“пробовать, испытывать удачу”). Таким образом, смысл слова будет <пытающий счастья, ищущий приключений>. Искатели приключения во все времена представляли собой крайне неоднородную социальную массу.

Здесь были и искатели приключений; и мстители, поставленные “вне закона”; путешественники и исследователи, внесшие значительный вклад в дело изучения Земли в эпоху Великих географических открытий; бандиты, объявившие войну всему живому; и дельцы, считавшие грабеж обычной работой, которая при наличии определенного риска давала солидный доход.

Наряду с романтическим оттенком в пиратстве содержится четкая юридическая квалификация. Пиратство (от др.-греч. Peiratea, лат. Piratia, греч. Peirates, англ. Robbery on the high seas – разбой в открытом море) – незаконное нападение с корыстными целями на торговые или гражданские суда в открытом море с использованием угрозы насилия. Цель пиратства – материальная выгода, и направлено оно против личной свободы.

Пиратство возникло в древности, вместе с развитием морской торговли и началом войн на море. Результатом пиратства был и остается захват добычи. Пиратов называли по-разному: витальеры, ликедейлеры, флибустьеры, буканьеры, викинги. В средние века пираты и пиратство использовались морскими державами в своих интересах – подорвать морское и военное могущество соперника.

Воюющие государства в целях поощрения снабжали пиратов лицензиями (действующими в торговле и на войне), легализующими их действия. В этом случае морской разбой именовался каперством, а пираты становились комбатантами и носили названия корсаров.

Декларация о морской войне, подписанная на Парижском Конгрессе 1856 г., запретила каперство как незаконное действие, наносящее ущерб свободной торговле и мореплаванию, и посчитала его уничтоженным.

В XX в. рядом стран (Англия, Франция, СССР) пиратством были признаны нападения кораблей, в том числе подводных лодок и самолетов, на торговые суда нейтральных стран. Этими странами были заключены в 1937 г. Нионские соглашения, осудившие такие неправомерные действия и предусматривающие конкретные меры против нападавших.

Важна также социально-экономическая сторона пиратства. Заниматься вооруженным промыслом на море заставляли людей весьма прозаические причина. Иногда – безысходная бедность, иногда всепоглощающая алчность.

Но, так или иначе, пираты преследовали одну лишь цель – личное обогащение. Ремесло пирата было крайне опасным: будучи схваченным “на месте преступления”, пиратов вешали не задумываясь. Будучи схваченным на берегу, пирата ждала не лучшая участь: либо веревка, либо пожизненная каторга.

Они нападали на слабых и боялись сильных: мощные военные суда им были не по зубам, зато одиноко плывущее купеческое судно, джонка ловца жемчуга, а иногда и простая рыбацкая шхуна – излюбленная жертва для пиратов.

В силу особенностей профессии моряки оказывались вне сферы влияния семьи, церкви и государственной власти. Профессиональный риск освобождал их от условностей и воспитывал недоверие к действиям береговых властей, которые пытались регулировать морскую торговлю, не подвергаясь ее опасностям.

При этом моряки не были классом отверженных; среди вождей этих морских скитальцев были весьма состоятельные и влиятельные купцы и капитаны.

Пиратство известно с глубокой древности. Описание пиратских набегов встречается еще в греческих мифах и скандинавских сагах, в фольклоре многих народов.

Например, поход Аргонавтов – это по своей сути самая настоящая разбойничья экспедиция, но воспета как героический подвиг: Одиссей хвастается своими корсарскими победами и перечисляет захваченное имущество: “…град мы разрушили, жителей всех истребили.

Жен сохранивши и всяких сокровищ награбивши много, стали добычу делить мы, чтобы каждый мог взять свой участок…”.

Долгое время подобное занятие считалось не просто престижным, а даже похвальным. И это понятно, ибо оно было сопряжено с огромным риском, требовало от людей большого мужества и отваги.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)