Пиратский бизнес и государственное покровительство

Часто пираты находили поддержку у государства, которое во время войн прибегало к их помощи, легализуя положение морских разбойников и, превращая пиратов в каперов, т.е. официально разрешая им вести боевые действия против неприятеля, оставляя себе часть добычи. В периоды войн пираты, случалось, покупали у воюющего государства право на ведение боевых действий в море на свой страх и риск и грабили корабли воюющей страны.

Заплатив в казну специальный налог и получив соответствующий документ (патент на каперство), пират уже считался капером и не нес ответственности перед законом до тех пор, пока не посягал на государственную собственность.

Каперские свидетельства, выданные правительством, позволяли им грабить судна, принадлежащие “врагам государства”.

По условиям такого контракта пират должен был отдавать часть добычи своему правительству или местным властям, которые ему покровительствовали. Он не должен был нападать лишь на суда своей страны и ее союзников.

Крупнейшими покровителями легализованного пиратства были Франция и Англия. Корсаров снаряжали не только правительства, но и отдельные лица, а также группы купцов.

Свою долю с награбленного получали колониальные власти, а иногда и власти метрополий. Поэтому в английских, французских и голландских колониях Нового Света флибустьеров встречали с распростертыми объятиями.

Некоторые пиратские вожаки становились чуть ли не национальными героями и доживали век в почете и достатке. А рядовой пират, если ему удавалось вернуться из набега живым, быстро спускал свои деньги в портовых притонах.

Примерно к началу XIV века захват имущества на море должен был санкционироваться адмиралом королевского флота или его представителем. Чтобы стимулировать торговлю, правители государств подписывали соглашения, запрещающие частные акты мести.

Например, во Франции после 1485 года подобные бумаги выписывались крайне редко. Позже и другие европейские державы стали резко ограничивать выдачу каперских патентов. Тем не менее, на время боевых действий частным военным кораблям предоставлялись другие виды лицензий.

Например, в Англии во время войны с Испанией 1585-1603 Адмиралтейский суд предоставлял полномочия всем, кто заявлял, что каким-либо образом обижен испанцами (причем подтверждения слов не требовалось).

Такие лицензии давали право обладателю нападать на любой испанский корабль или город. Выражение Right of Purchase означало “право на грабеж”.

Грань между пиратством и каперством была порой исчезающе тонка. С точки зрения испанцев, Френсис Дрейк был пиратом, но когда он вернулся в Англию из успешной экспедиции 1577–1580 годов, королева Елизавета пожаловала ему рыцарский сан прямо на палубе его флагманского корабля.

И у нее были для этого причины: пайщикам товарищества, которое финансировало его экспедицию и к которому принадлежали сама Елизавета и ряд ее министров, он привез прибыль в 4700%. Невиль Вильямс оценивает прибыль Елизаветы не менее чем в 300 тысяч фунтов, включая сюда доход на ее долю акций и подарки.

Не удивительно, что требования испанского посла о возврате награбленного остались не услышанными.

История средиземноморской торговли даже после эпохи средневековья неразрывно сплетена с историей пиратства и грабительских набегов. Вражда между христианством и мусульманством создала условия для взаимных грабежей.

Военные действия никогда не прерывались. Пираты получили легальный статус под именем каперов, что ослабило военные флоты и лишило их сил противостоять пиратам и осуществлять правительственный контроль над такими местами, как Крит, без гаваней и рынков которого не могли бы существовать высокоприбыльные пиратство и контрабанда.

Государственное покровительство пиратам началось еще в античности.

Так, в Афинах был принят закон, легализовавший Общество пиратов и регламентировавший его деятельность: помощь во время войны, охрана торговли и побережья и т. д. Этолийский Союз (300-186 годы до н.э.) поддерживал пиратство, которым занимались его члены, и извлекал пользу из их деятельности.

Этолийцы получали причитавшуюся им часть пиратской добычи. Если какое-либо из соседних государств желало обезопасить себя от пиратских нападений, ему приходилось подписать договор, признававший власть Этолийского Союза.

Периодически возникали целые государства, занимавшиеся пиратством. Поликрат Самосский в VI веке до н.э. вел в широких размерах морской разбой и грабил острова и побережья.

Он организовал первый известный в истории морской рэкет: греки и финикийцы платили ему, чтобы обезопасить свои суда и грузы от нападений и грабежа, а моряков от смерти.

Доход от пиратства был так велик, что Поликрат построил на острове Самос дворец, считавшийся одним из чудес света той эпохи.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)