Основные теоретические положения, определяющие содержание категории «образ жизни»

Как известно, вплоть до недавнего времени в социальных науках сравнительно  мало внимания уделялось систематическому теоретическому анализу социальных и культурных процессов на микроуровне повседневной жизни. Исследовательские усилия концентрировались в основном на выявлении закономерностей движения общественно-исторического процесса в целом либо поддержания социокультурной системы как таковой.

Вопросы микродинамики социокультурной жизни затрагивались лишь от случая к случаю. Тем не менее можно выделить некоторые общие теоретические  принципы изучения повседневной реальности,  аналитические  границы  этого подхода, хотя и без внутренней его детализации.

Они не  составляют  единой системы и выделены как основания, сформулированные для предлагаемой здесь модели образа  жизни.  Последняя  представляет процесс активного взаимодействия личности с  меняющимся Окружением на протяжении жизненного цикла. В самом общем виде эти принципы  могут быть сформулированы следующим образом.

  1. Воспроизведение жизни — общая предпосылка существования человеческой культуры. Эта  необходимость  реализуется;  при меняющихся исторических условиях в различных социальных  и культурных формах, зависящих от содержания общественной практики и выражающих способы существования людей в этих условиях.
  2. Социальные структуры, культурная и природная среда суть условия, в которых люди реализуют свои потребности,  желания  и интересы определенным образом. Иными словами,  между  ними существует позитивная  и  негативная  обратная  связь.  Поскольку активным началом здесь является  человек,  изучение  его  жизненного цикла — необходимое звено исследования общества и культуры.
  3. Исторический процесс в современных теориях  Отнюдь  не сводится к макровременному уровню. Он трактуется и как история поступков, решений, жизненного выбора представителей различных классов, групп, партий, т. е. речь идет о выявлений их влияния на отношения и взаимодействие людей. Иными словами, при изучении динамики общества и культуры исходят Из того, что люди  сами порождают, поддерживают, меняют, разрушают свою социокультурную среду.
  4. В любых исторических условиях формы социокультурной жизни людей обусловлены некоторыми всеобщими, универсальными антропологическими характеристиками. В то же время эмпирические данные свидетельствуют о многообразии ее конкретных групповых и индивидуальных проявлений. При изучении социокультурного пространства следует анализировать и  интерпретировать  как  общие,  так и специфичные черты в пределах изучаемого общества.
  5. Культурные и социальные значения и смыслы того, что делает человек, как он живет й т. п. (т. е. социокультурная определенность способов его существований) обусловливается тремя видами факторов.
Во-первых, это фундаментальные (часто называемые материальными) условия, определяющие, что и каким образом могут делать люди для реализации своих потребностей, интересов, целей, т. е. устанавливающие границы и формы самореализации людей в определенный исторический период.

Во-вторых, это выработанные и закрепленные в ходе общественной практики — и потому интерсубъективные  — способы организации  и регуляции социокультурной жизни: нормы, ценности, образцы интеракции и составленные из них институты. Эти установленные образования составляют «субстанцию» социокультурной реальности.

В-третьих, это индивидуальные характеристики  личности,  определяющие  ее склонности и возможности при построении своего жизненного пути в названных условиях, Все три группы факторов оказывают формообразующее влияние на способы организации людьми  своего образа жизни и определяют логику перехода от внешних к внут-риличностным его детерминантам.

Согласно современным знаниям, социокультурная жизнь  в каждый исторический период реализуется в различных формах. Они определяются социальной, региональной, демографической дифференциацией общества.

Поскольку такая неоднородность и обусловливающие ее факторы имеют важное значение для изучения социокультурной динамики, вполне правомерно  их  выделение  в качестве особого предмета исследования.

Таковы в самых общих чертах теоретические основания, исходя из которых можно рассматривать способы организации людьми своего существования в меняющихся условиях. В  этом  случае  необходимо более детальное исследование того их уровня, на котором прослеживаются конкретные формы взаимодействия людей  с окружением.

Особенно важно такое знание для прогнозирования изменений форм  и  направленности  социокультурных  процессов. Понятие «образ жизни» позволяет выделить способы их организации и оценить реальную картину их распределения в социокультурном пространстве в сопоставлений с прошлым и возможным будущим состояниями общества и культуры.

Это важно также в связи  с построением соответствующих  современности  критериев  оценки качества жизни членов общества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)