Перцептивный аспект общения

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обя­зательная составная часть общения и составляет то, что называют пер­цепцией.

Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком — партнером по об­щению — как личность.

На основе внешней стороны поведения мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы читаем другого человека, расшиф­ровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возни­кают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе обще­ния.

Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется сам по­знающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации согласован­ных с ним действий.

Социальный перцептивный процесс имеет две стороны:

1) субъек­тивную (субъект восприятия — человек, который воспринимает);

2) объективную (объект восприятия — человек, которого восприни­мают).

При взаимодействии и общении социальная перцепция являет­ся взаимной. Люди воспринимают, интерпретируют и оценивают друг друга, и верность этой оценки не всегда очевидна.

Процессы социального восприятия существенно отличаются от вос­приятия несоциальных объектов. Это отличие заключается в том, что социальные объекты не являются пассивными и безразличными по от­ношению к субъекту восприятия.

Кроме того, социальные образы все­гда имеют смысловые и оценочные интерпретации. В определенном смысле восприятие — это интерпретация.

Но интерпретация друго­го человека или группы всегда зависит от предшествующего социаль­ного опыта воспринимающего, от поведения объекта восприятия в дан­ный момент, от системы ценностных ориентаций воспринимающего и от многих факторов как субъективного, так и объективного порядка.

Выделяют механизмы социальной перцепции — способы, посред­ством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенные механизмы — эмпатия, аттрак­ция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.

Эмпатия — постижение эмоционального состояния другого чело­века, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Во многих психо­логических источниках эмпатию отождествляют с сочувствием, сопе­реживанием, симпатией.

Это не совсем так, поскольку можно понимать эмоциональное состояние другого человека, но не относиться к нему с симпатией и сочувствием. Хорошо понимая взгляды и связанные с ними чувства людей, которые ему не нравятся, человек нередко поступает им вопреки.

Ученик на уроке, досаждая нелюбимому учителю, может пре­красно разбираться в эмоциональном состоянии последнего и исполь­зовать возможности своей эмпатии против учителя.

Люди, которых мы называем манипуляторами, очень часто обладают хорошо развитой эмпатией и используют ее в своих, часто корыстных, целях.

Субъект способен понимать смысл переживаний другого потому, что он сам когда-то переживал те же эмоциональные состояния. Одна­ко если человек никогда не испытывал подобных чувств, то ему значи­тельно труднее постигать их смысл.

Если индивид никогда не пережи­вал аффекта, депрессии или апатии, то он, скорее всего, не поймет, что переживает другой человек в этом состоянии, хотя и может иметь опре­деленные когнитивные представления о подобных явлениях.

Для по­стижения подлинного смысла чувств другого недостаточно иметь ког­нитивные представления. Необходим и личный опыт. Поэтому эмпатия как способность понимать эмоциональное состояние другого человека развивается в процессе жизни и у пожилых людей может быть более выражена.

Вполне естественно, что у близких людей эмпатия по отно­шению друг к другу развита сильнее, чем у людей, которые знакомы относительно недавно. Люди, принадлежащие к разным культурам, могут обладать слабой эмпатией по отношению друг к другу.

В то же время существуют люди, обладающие особой проницательностью и способные понимать переживания других людей даже в том случае, если они стремятся их тщательно скрыть.

Есть некоторые виды профессио­нальной деятельности, требующие развитой эмпатии, например вра­чебная, педагогическая, театральная. Почти любая профессиональная деятельность в сфере «человек—человек» требует развития данного механизма перцепции.

Аттракция — особая форма восприятия и познания другого чело­века, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Благодаря положительным чувствам симпатии и привязанности могут разрешаться даже очень сложные конфликтные ситуации.

По образному выражению представителя гуманистической психологии А. Маслоу, такие чувства позволяют увидеть человека «под знаком вечности», то есть увидеть и понять самое лучшее и достойное, что в нем есть.

Аттракция как механизм социальной перцепции рас­сматривается обычно в трех аспектах:

1) процесс формирования при­влекательности другого человека;

2) результат данного процесса;

3) ка­чество отношений.

Результатом действия этого механизма является особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент.

Аттракция может существовать только на уровне индивидуально­избирательных межличностных отношений, характеризующихся вза­имной привязанностью их субъектов. Вероятно, существуют различные причины того, что к одним людям мы относимся с большей симпа­тией, чем к другим.

Эмоциональная привязанность может возникнуть на основании общих взглядов, интересов, ценностных ориентаций или как избирательное отношение к особой внешности человека, его пове­дению, чертам характера и т. д. Любопытно, что такие отношения по­зволяют лучше понимать другого человека.

С известной долей услов­ности можно сказать, что чем больше нам человек нравится, тем больше мы его знаем и лучше понимаем его поступки (если, конечно, речь не идет о патологических формах привязанности), тем легче нам решать с ним конфликтные ситуации.

Аттракция значима также и в деловых отношениях. Поэтому боль­шинство психологов, работающих в сфере бизнеса, рекомендуют про­фессионалам, связанным с межличностными коммуникациями, выражать к клиентам самое позитивное отношение даже в том случае, если на самом деле они не испытывают к ним симпатии.

Внешне выражен­ная доброжелательность имеет обратное действие — отношение дей­ствительно может измениться на позитивное.

Таким образом, спе­циалист формирует у себя дополнительный механизм социальной перцепции, позволяющий получить большую информацию о человеке.

Однако следует помнить, что чрезмерное и искусственное выражение радости не столько формирует аттракцию, сколько разрушает доверие людей, формирует конфликтный потенциал.

Доброжелательное отно­шение далеко не всегда можно выразить посредством улыбки, особен­но если она выглядит фальшивой и слишком устойчивой. Так, телеви­зионный ведущий, улыбающийся в течение полутора часов, вряд ли привлечет к себе симпатии телезрителей.

Одним из самых простых способов понимания другого человека яв­ляется уподобление (идентификация) себя ему, очень популярное в межэтнических отношениях.

Это, разумеется, не единственный спо­соб, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким примером, когда предположение о внутреннем состоянии партнера стро­ится на основе попытки поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим близ­ким по содержанию явлением — эмпатией. Эмпатия также определя­ется как особый способ восприятия другого человека.

Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Процесс понимания друг друга «осложняется» явлением рефлексии. Под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

Это уже не просто зна­ние или понимание другого, но знание того, как другой понимает тебя, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глу­бокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого явля­ется воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире, в свою очередь, отражается твой внутренний мир.

Есть некоторые факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы:

  1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.
  2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.
  3. Стремление сделать преждевременные заключения о личнос­ти оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпы­вающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют готовое суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.
  4. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мне­нию других людей, стремление полагаться на собственное впе­чатление о человеке, отстаивать его.
  5. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, про­исходящих со временем по естественным причинам.

Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнения о человеке не меняются, несмотря на то что накапливается новая информация о нем.

Большое значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет каузальная атрибуция — объяснение причин и методов поведения других людей.

Процессы ка­зуальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, кото­рые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:

  1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.
  • Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необы­чен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершен­ного поступка.

Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, ког­да есть много различных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устра­ивающий его вариант.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)