Перспективы развития законодательства о промышленной собственности

В настоящее время российское законодательство в сфере интеллектуальной собственности достаточно стабильно. Отдельные изменения в четвертую часть ГК РФ в основном связаны с совершенствованием правового регулирования в сфере промышленной собственности.

В 2020 г. были приняты следующие изменения.

Федеральным законом от 31.07.2020 № 262-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» предусмотрена возможность осуществления действий по регистрации изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков и знаков обслуживания, географических указаний и наименований мест происхождения товаров, включая прием и экспертизу соответствующих заявок, по выдаче патентов и свидетельств и др. не только непосредственно федеральной службой по интеллектуальной собственности, но и через подведомственные ей учреждения.

Кроме того, предусматривается аккредитация Роспатентом организаций, которые могут проводить предварительный информационный поиск в отношении заявленных изобретений или полезных моделей и предварительную оценку их патентоспособности.

Некоторые изменения затронули и порядок уплаты пошлины при наличии заявления о публичном предложении заключить договор об отчуждении патента на условиях, соответствующих установившейся практике. Число поданных в течение года одним заявителем заявок, по которым при подаче указанного заявления он освобождается от уплаты патентных пошлин, установлено Правительством Российской Федерации.

Заявитель освобождается от уплаты пошлин по первым 10 заявкам, поданным в течение года. Изменения вступили в силу с 01.08.2021.

Кроме того, Федеральным законом от 20.07.2020 № 217-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» с 17.01.2021 введена возможность получения свидетельств и патентов в электронной форме. При этом названные документы могут быть выданы и в бумажной форме. Также предусматривается возможность подачи заявки на товарный знак, полезную модель, промышленный образец, изобретение с приложением трехмерной модели в электронной форме.

В перспективе можно предположить, что будут приняты изменения в законодательство о патентных поверенных, основным видом деятельности которых является обеспечение охраны объектов патентного права и средств индивидуализации.

Проект федерального закона № 910300-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О патентных поверенных», внесенный членами Совета Федерации И.М. Умахановым, Л.С. Гумеровой, Д.Ю. Василенко, предусматривает наделение патентных поверенных правами и гарантиями, необходимыми для обеспечения их деятельности и защиты прав доверителей. Устанавливается возможность учреждения кабинета патентного поверенного, обязанность органов государственной власти и других организаций предоставлять ответ на запрос патентного поверенного в месячный срок.

Интересно
В судебном процессе статус патентного поверенного приравнивается к статусу адвоката. Определяются особенности взаимодействия патентных поверенных с Роспатентом, а также вводится определение организации патентных поверенных как организации, заключившей с патентным поверенным договор, на основании которого патентный поверенный оказывает третьим лицам услуги, относящиеся к его деятельности.

При этом наиболее значимые перспективы совершенствования правового регулирования, направленные на обеспечение эффективности режимов правовой охраны интеллектуальной собственности в условиях развития научной и научно-производственной кооперации, связаны с развитием законодательства об охране лекарственных препаратов и технологий лечения как изобретений, что традиционно вызывает интерес как в научной литературе, так и среди правоприменителей.

Многочисленные споры в судах о защите исключительного права на названные объекты в основном связаны с совершением действий, нарушающих исключительное право, или подготовкой к их совершению.

Так, действия Минздрава России по регистрации в государственном реестре лекарственных средств и реестре предельных отпускных цен на лекарственный препарат, включенный в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, охраняемого в отношении другого лица лекарственного препарата, который в качестве действующего активного вещества имеет химическое соединение, содержащееся в независимом пункте формулы изобретения правообладателя, квалифицируются в качестве подготовительных действий по использованию каждого признака независимого пункта формулы патента истца, поскольку без государственной регистрации лекарственного препарата и государственной регистрации предельных отпускных цен на лекарственный препарат, включенный в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, введение в гражданский оборот лекарственного препарата не допускается.

При доказывании факта нарушения важное значение имеют доказательства использования в контрафактном объекте каждого из признаков, указанных в формуле изобретения. Отсутствие таких доказательств ведет к отказу в защите нарушенного права.

В связи с необходимостью борьбы с коронавирусом, другими эпидемиями и в целом для спасения жизней людей, при которых монополия обладателя исключительного права может стать серьезным препятствием, на рассмотрении законодателя находятся два внесенных Правительством Российской Федерации проекта: Проект федерального закона № 842633-7 «О внесении изменения в статью 1360 Гражданского кодекса Российской Федерации» в части уточнения положений об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца в интересах национальной безопасности и Проект федерального закона № 912458-7 «О внесении изменения в главу 72 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (о свободном использовании изобретения для производства лекарственного средства в целях экспорта).

Интересно
В основе предлагаемых инициатив лежат общие положения ст. 31 Соглашения ТРИПС и ст. 31bis, предусмотренной Протоколом об изменении Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Для целей ст. 31bis определяется понятие лекарственного средства как любого запатентованного товара либо товара, полученного в результате запатентованного процесса, относящегося к области лекарственных средств, который необходим для решения проблем общественного здравоохранения, как указано в п. 1 Декларации о Соглашении по ТРИПС и общественном здравоохранении (WT/MIN(01)/DEC/2). К нему также относятся активные компоненты, необходимые для его производства, а также средства диагностики, необходимые для его применения (подпункт (а) п. 1 приложения к Соглашению ТРИПС).

Государство – импортер лекарственного средства должно подтвердить, что у него отсутствуют либо ограничены возможности в фармацевтическом секторе для производства указанных лекарственных средств одним из способов, изложенных в дополнении к приложению (подпункт (ii) п. 2 приложения).

Наименее развитые страны-члены имеют ограниченные мощности либо вовсе не имеют производственных мощностей в фармацевтическом секторе.

Для других отвечающих условиям импортирующих членов наличие ограниченных производственных мощностей в фармацевтическом секторе или полное их отсутствие может быть установлено одним из следующих способов:

  • соответствующий член заявил, что у него полностью отсутствуют производственные мощности в фармацевтическом секторе;
  • если у члена есть некоторые производственные мощности в фармацевтическом секторе, он произвел оценку этих мощностей и пришел к выводу, что, за исключением мощностей, принадлежащих патентообладателю либо контролируемых им, имеющихся мощностей недостаточно для удовлетворения его потребностей.

Когда будет установлено, что таких мощностей достаточно для удовлетворения потребностей члена, данная система более не должна применяться.

Кроме того, государство-импортер подтверждает, что в случаях, когда лекарственное средство запатентовано на его территории, данное государство выдало либо намерено выдать принудительную лицензию в соответствии со ст. 31 и 31bis ТРИПС и приложением.

Государства – члены ВТО обязуются обеспечить наличие эффективных правовых средств для предотвращения импорта и продажи на своей территории лекарственных средств, произведенных в рамках данной системы и попавших на их рынки в нарушение ее положений, используя средства, которые должны быть созданы в соответствии с ТРИПС (п. 4 Протокола).

При этом сохраняют силу положения Парижской конвенции, в соответствии с которыми каждая страна Парижского союза имеет право принять законодательные меры, предусматривающие выдачу принудительных лицензий (подпункт 2 п. A ст. 5).

Принудительную лицензию потребовать нельзя по причине неиспользования или недостаточного использования до истечения срока в четыре года, считая с даты подачи заявки на патент, или трех лет с даты выдачи патента. При этом должен применяться срок, который истекает позднее. В выдаче принудительной лицензии будет отказано, если патентообладатель докажет, что его бездействие было обусловлено уважительными причинами (подпункт 4 п. «A» ст. 5).

Таким образом, членам ВТО предоставляется право выдавать принудительные лицензии на производство лекарственных средств для последующего экспорта.

Используя ст. 31bis Соглашения по ТРИПС, Российская Федерация может организовать производство лекарственных препаратов для поставки в иностранные государства по доступной цене в целях борьбы с эпидемиями. При этом необходимо учитывать, что права патентообладателей подлежат ограничению в той мере, в какой это требуется для обеспечения доступа к лекарственным средствам широких слоев населения.

«В литературе указывается на широкомасштабное использование принудительных лицензий в развивающихся странах после Дохинской декларации преимущественно на лекарства от ВИЧ/СПИДа. Причем среди них не только страны с низким уровнем дохода, такие как Мозамбик, Замбия, Зимбабве, Руанда, Эритрея, Гана, но и страны со средним уровнем дохода: Малайзия, Индонезия, Таиланд, Бразилия».

Практика выдачи принудительных лицензий на запатентованные лекарственные средства существует не только в развивающихся, но и в ведущих развитых странах мира, таких как Канада, Италия, Франция и др.

Законодательство Индии в сфере охраны интеллектуальных прав содержит важные положения, нацеленные на решение проблем, оказывающих негативное влияние на эффективность импортозамещения, в частности, строгий контроль властей над всеми заявками, поданными в иностранные патентные ведомства.

Использование различных инструментов импортозамещения способствовало развитию многих отраслей в Индии, в том числе производства лекарственных препаратов.

Представляется необходимым отметить важнейшее значение фармацевтической отрасли и вытекающую из этого связь законодательства об интеллектуальной собственности с фармацевтикой.

Закон предусматривает выдачу принудительной лицензии по решению суда в случае отказа правообладателя от ее выдачи в добровольном порядке ввиду неиспользования им изобретения или его недоступности для общества (ст. 84), в случае чрезвычайного положения, в особо серьезных экстренных ситуациях или в случае некоммерческого использования изобретения в общественных интересах (ст. 92 Закона).

Кроме того, ст. 92А Закона содержит отдельное положение о выдаче принудительной лицензии для экспорта запатентованных фармацевтических продуктов в исключительных обстоятельствах.

Так, принудительная лицензия может быть выдана для производства и экспорта запатентованных фармацевтических продуктов в любую страну с невысоким уровнем развития фарминдустрии, если страна разрешила ввоз запатентованного фармацевтического продукта или патент выдан в данной стране.

При этом в указанной статье Закона раскрывается понятие фармацевтического продукта: любой запатентованный продукт или продукт, произведенный с помощью процесса патентования, принадлежащий к фармацевтическому сектору, необходимый для решения проблем в сфере здравоохранения и состоящий из ингредиентов, необходимых для его изготовления, и диагностические наборы, необходимые для его использования.

Следует отметить, что использование данных позиций Соглашения ТРИПС предусматривается только в чрезвычайных ситуациях, и в Соглашении установлено, что требование о необходимости предпринять попытки получить разрешение от правообладателя на разумных коммерческих условиях и в течение разумного времени может быть снято только в случае чрезвычайной ситуации в стране, или других обстоятельств крайней необходимости, или в случае некоммерческого использования продукции государством.

Может быть произведено только то количество лекарственных средств, которое необходимо для удовлетворения потребностей импортирующей страны. Указанные лекарственные средства должны содержать специальное обозначение или маркировку для их идентификации поставщиками и предотвращения реэкспорта.

В целях неукоснительного соблюдения обозначенных условий законопроектом предусмотрено, что выдача разрешения на использование изобретения при производстве на территории Российской Федерации лекарственного средства и совершение иных действий в целях экспорта соответствующего лекарственного средства возможны в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Выданное разрешение должно содержать сведения об объеме производства лекарственного средства, определяемом потребностями импортирующей стороны

Упаковка лекарственного средства, произведенного по разрешению, должна иметь специальное обозначение.

Кроме того, Правительство Российской Федерации будет утверждать порядок направления уведомления патентообладателю о выданном разрешении на использование его изобретения, порядок принятия решения и прекращения его действия, порядок определения срока действия решения, а также методики определения размера компенсации и порядок ее выплаты.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)