Перспективы развития российской гендерной социологии

Сегодняшние ориентации российских социологов можно условно разделить на три группы:

  1. Некоторые ученые, хотя и неосознанно, ориентированы на марксистскую традицию феминизма и во главу угла ставят вопросы женской занятости и равенства в социально-экономической сфере, причем в большинстве своем это женские исследования.
  2. Есть попытки применить западные теории, разработанные для объяснения других реалий, которые в условиях российской действительности могут оказаться неадекватными. Парадоксально, но чаще именно западные, а не отечественные исследовательницы подчеркивают качественно иной характер гендерных проблем в России.
  3. Ученые (мужчины и женщины) предпринимают беспристрастный анализ социополовых ролей, основываясь на социокультурных особенностях нашей страны, и используют помимо феминистских другие.

Возникновение новых концепций в рамках этого направления могло бы в последующем стать основой гендерйой социологии. Кроме того представляется важным «усиление» гендерного аспекта во всех направлениях социологических исследований, что позволит получить необходимую информацию для анализа социокультурных особенностей.

Интересно
В условиях многонациональной России крайне важно исследование этнокультурной специфики гендерных проблем. Достаточно сказать, например, что, по данным опроса, проведенного в Калмыкии в 1995 г., большинство женщин, не говоря о мужчинах, положительно относятся к принятию в их республике закона о многоженстве.

Как возрождение прежних традиций скажется в новых условиях на развитии личности женщины и социальном равенстве (в понятиях каждой конкретной или западной культуры)? Будет ли возвращение к этим традициям лишь временным (понимаемым как регресс в современной терминологии) или стабильным этапом, предполагающим качественно новую гендерную стратификацию?

Перспективы гендерных исследований во многом будут детерминированы осмыслением ряда теоретических и методологических вопросов. Одна из сложных проблем — связь социального равенства (и само его понимание) и различий мужского и женского опыта и мировосприятия.

Так, отмечает В. А. Тишков: «Опыт человеческой эволюции с самых ее ранних этапов свидетельствует, что не было и нет обществ, в которых организационная активность, в том числе институты власти находились бы в руках женщин. Однако это еще не означает неравенство. Социальное неравенство начинается там, где появляются нормативнозакрепленные запреты для женщин… но почему они возникают на этот вопрос ученые, дают различные ответы».

Пока не найдены ответы на ряд принципиальных вопросов в рамках эгалитарной ориентации западного феминизма. Когда неравенство мужчин и женщин несправедливо Подразумевает ли эгалитарность равенство возможностей или равенство конечного результата? Где заканчивается ответственность государства по предоставлению равных возможностей и начинается личная ответственность за последствия выбора ею/им?

Следует опасаться влияния идеологического варианта феминизма, который, делая упор на борьбу полов, затушёвывает более серьезные социальные проблемы (особенно в недемократических обществах) и социальное неравенство между самими женщинами.

Важное направление гендерных исследований — анализ не только женских проблем, но и мужских (включая отцовство, совмещение ролей и т. д.). Надо подчеркнуть, что в условиях России, прошедшей специфический этап женской эмансипации, все острее осознается, причем часто со стороны женщин-исследовательниц, необходимость изучения мужского «гендера».

Так, отмечает Н. А. Челышева: «В интерпретации результатов практически любого гендерного исследования всегда присутствует феминистская тенденциозность. Мужская часть выборки выступает как «статистический фон», по отношению к которому анализируются результаты, полученные на женской части выборки.

Беспроблемность мужского социального бытия тоже стала своего рода стереотипом общественного сознания» (заметим, что еще в 80-х годах лозунг «Берегите мужчин!» сформулировал известный советский демограф Б. Урланис, анализировавший, в частности, продолжительность жизни). В последние годы мужская проблематика исследуется наряду с женской на примере подростков, супругов, и родителей, хотя подобных работ очень мало.

Представляется, что в анализе гендерных проблем был бы весьма продуктивен и биосоциальный подход. Пока что его применение инициируется со стороны биологов и антропологов, призывающих социологов к сотрудничеству , а также в философских работах. В социальных исследованиях пока не отвергнута известная теория В. А. Геодакяна, так же как нет убедительных подтверждений альтернативных антропологических концепций.

Важный аспект гендерной социологии — выбор методов исследования. Безусловно, применение качественных методов очень важно (заметим, что некоторые исследовательницы в России уже используют, например, метод устной истории под руководством Д. Берто).

Однако, многое еще предстоит осмыслить с точки зрения репрезентативности таких результатов и возможностей их интерпретации. В организационной структуре социологического сообщества, безусловно, будут возникать новые ячейки гендерных и женских исследований, в том числе за счет проектов, поддерживаемых зарубежными фондами, часто отдающих предпочтение женщинам-ученым и выделяющим в качестве приоритетной женскую проблематику.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)