Перестройка в социологии

В июне 1988 г. было принято постановление ЦК КПСС «О повышении роли марксистской социологии в решении узловых проблем советского общества». Главные результаты постановления заключались в том, что в номенклатуре научных специальностей «социология» была отделена от «философии» и Институт получил новое название Институт социологии АН СССР.

Смена названия рассматривалась как получение дисциплинарной автономии, хотя ситуация зависела от смены социологического руководства Назначение В. А. Ядова директором-организатором Института социологии можно назвать «узурпацией власти».

Имея высокий профессиональный и моральный авторитет и будучи либералом по убеждениям, Ядов не входил в научно-политическую иерархию, работая последние годы ведущим научным сотрудником Ленинградского филиала Института истории естествознания и техники АН СССР Его назначение было одной из важных акций по реорганизации советской социологии, предпринятых либерально настроенными интеллектуалами в Академии наук и в ЦК КПСС.

Отказавшись от традиционной системы административного планирования исследований, новый директор-организатор Института социологии предоставил научным сотрудникам свободу в выборе темы исследования («проекта»).

Административная структура Института тем самым была существенно ослаблена. Кроме того, произошло внутреннее разделение Института на направления. Одно из них возглавил В. А. Ядов, другое — Г. В. Осипов.

Одним из последствий «перестройки» в Академии наук стали выборы директоров коллективами институтов с последующим утверждением отделениями Академии. Весной 1989 г. состоялись выборы директора Института социологии. За Ядова проголосовали 64% сотрудников и он стал полноправным директором Института социологии на 5 лет.

В начале 1991 г. Институт социологии разделился и Г. В. Осипов возглавил вновь созданный Институт социально-политических исследований АН СССР. Это событие институционализировало распределение «групп интересов». Профессиональное сообщество также разделилось.

Г. В. Осипов организовал Российское общество социологов и демографов, а В. А. Ядов возглавил Российское общество социологов. Указанные изменения происходили на фоне заметного роста популярности социологической науки и борьбы за лидерство в научном и политическом сообществе.

В конце 1980-х гг. возникла принципиально новая для советской системы институция — Всесоюзный центр изучения общественного мнения (директор Т. И. Заславская, затем Ю. А. Левада), ставший бесспорным лидером в массовых опросах.

Существенные изменения произошли и в региональной структуре советской социологии. Обострение национально-политических проблем повлияло на работу социологических школ не только в балтийских странах, но и Армении, Азербайджане, на Украине. Социологи приняли активное участие в политических движениях.

Интересно
Съезд Советской социологической ассоциации в январе 1991 г. (этот съезд завершил историю ССА) обнаружил, что либерально-демократическому крылу советских социологов не удалось организационно консолидироваться. Ассоциация фактически прекратила существование.

О новой расстановке сил в профессиональном сообществе свидетельствует, в частности, выдвижение кандидатур на выборы в Академию наук СССР осенью 1990 г. Среди 41 кандидатуры в члены-корреспонденты и 8 кандидатур в действительные члены Академии, выдвинутых по Отделению философии и права, по крайней мере 12 человек имели непосредственное отношение к социологической науке.

Кандидатами в члены-корреспонденты были И. И. Антонович, Е. М. Бабосов, Н. М. Блинов, А. В. Дмитриев, В. И. Добреньков, Г. Т. Журавлев, А. Г. Здравомыслов, В. С. Коробейников, В. И. Староверов, Ж. Т. Тощенко, В. А. Ядов. Никто из социологов, однако, успеха не добился, кроме Г. В. Осипова, который стал академиком.

В 1994 г. на выборах в Российскую академию наук было зарегистрировано 30 кандидатов, из них по крайней мере 9 социологов: А. В. Дмитриев, А. К. Зайцев, В. Н. Иванов, В. О. Рукавишников, Л. Л. Рыбаковский, В. И. Староверов, Ж. Т. Тощенко, В. Н. Шубкин, В. А. Ядов. Членом-корреспондентом РАН был избран А. В. Дмитриев (заместитель академика-секретаря и главный редактор «Социологических исследований»).

Примечательная черта институциональных преобразований в советских общественных науках в 1990-е гг. — массовое переименование кафедр научного коммунизма в высших учебных заведениях. Крах коммунистического режима вызвал к жизни радостный отказ студентов от изучения теории научного коммунизма, истории КПСС и политической экономии как обязательных дисциплин. Институты и университеты, получив относительную свободу в формировании учебных программ, легко пошли на сокращение общественнонаучных кафедр.

Около тысячи кафедр научного коммунизма столкнулись с угрозой исчезновения и, чтобы избежать увольнений, стали срочно менять учебные планы и переименовываться в кафедры социологии, политологии и культурологии.

Еще в начале 1990-х гг. система высшего образования в «постсоветском пространстве» предусматривала преподавание обязательного цикла обществоведческих дисциплин, цель которых заключалась не только в усвоении содержания экономических, социальных и политических вопросов, но и в формировании широкого интеллектуального и мировоззренческого горизонта учащихся.

Значение марксистской идеологической доктрины, которая активно реформировалась в постсталинский период, сводилось к оперированию политической риторикой, представленной преимущественно в официально утвержденных учебных пособиях.

Фактически же преподавание экономики, социологии и политической науки осуществлялось на основе индивидуального научно-педагогического опыта преподавателей и характеризовалось значительным тематическим многообразием.

Когда идеологический контроль в начале 1990-х гг. был снят и утвердились академические свободы, преподавание экономики, социологии и политической науки без особых трудностей освободилось от марксистского идеологического лексикона. При этом сохранился традиционный для российской интеллектуальной культуры импульс к развертыванию теоретических схем и рациональных реконструкций реформационного процесса в стране.

В той мере, в какой общественная наука связана с нормативными «паттернами» и ценностями, в центре образовательных программ остаются социально-экономические и культурные ориентиры «постсоветского» общества. Соответствующим образом организован и тематический диапазон основных курсов, имеющих академическую направленность.

Если в качестве центральной темы политэкономических дисциплин достаточно отчетливо определилось становление рыночной экономики и ее сочетание с регулятивной функцией государства, то в фокусе социологических курсов — изменения в социальных идентификациях и формировании новых элит.

В 1990-е гг. произошли радикальные изменения в формах консолидации и воспроизводства научного сообщества. Традиционная модель советской науки основывалась на высоком престиже интеллектуальных ценностей. Помимо интеллектуального достоинства, «олимпийская» позиция социолога обеспечивалась его статусом государственного служащего и твердым жалованием.

При этом академическим сотрудникам было запрещено вести коммерческие исследования. В 1990-х гг. академическая наука быстро усвоила рыночные приоритеты. В стране сформировался рынок социологических услуг, созданы десятки социологических фирм. Эту сферу социологической работы, где действуют вненаучные нормы и приоритеты, можно назвать «гешефт-социологией».

Изменения в тематике социологических исследований в 90-е гг. были обусловлены прежде всего идеологическими обстоятельствами. На протяжении десятилетий советская социология находилась под идеологическим диктатом и сама являла научный перифраз «идеологического разума».

Как и все служанки, «ancilla ideologiae» очень похожа на свою госпожу. И концептуальный аппарат, и схемы научного вывода, и риторика дисциплины повторяли политические клише и зависели от декларированных в газетах идеологем.

С 1960-х гг. наиболее престижной областью социологии считалась методика исследований. Уровень профессиональной подготовки методистов значительно превосходил возможности «средних» советских социологов и идеологический диктат в этой области осуществлялся эпизодически. В 1990-е гг. методисты утратили приоритетное положение. Эта специальность стала экономически неэффективной и серьезные публикации по методике социологических исследований появляются от случая к случаю.

Опубликованный в 1990 г. компендиум по методам сбора социологической информации явился своеобразным итогом систематической методической работы, проводимой при советском режиме.

Попытка реанимировать методическую специализацию в социологии связана с выпуском сериального издания «Социология: 4М (методология, методы, математические модели)». Достаточно обособленным направлением в общественных науках является история социологии. Сектор истории социологии в Институте социологии (Ю. Н. Давыдов) специализирован на подготовке монографий по истории общественной мысли.

Интересно
В 1990-е гг. начата работа по академическому изданию классических западных и русских трудов по социологии. Вышли избранные сочинения М. Вебера, С. Н. Булгакова, Н. К. Кондратьева, Э. Дюркгейма, П. Сорокина, В. Зомбарта и др.

В рамках программы «Обновление гуманитарного образования в России» (Фонд «Культурная инициатива» и Институт «Открытое общество») осуществляется выпуск учебников, учебных пособий и хрестоматий, в том числе по социологии.

К 1995 г. опубликованы учебники Г. М. Андреевой «Социальная психология», М. С. Комарова «Введение в социологию», С. С. Фролова «Социология», «Очерки по истории теоретической социологии XIX — начала XX веков» (отв. редактор Ю. Н. Давыдов), хрестоматия по социологии религии (составители В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич), учебник В. В. Радаева, О. И. Шкаратана «Социальная стратификация». Особое направление издательской программы — переводы западной литературы на русский язык.

Опубликованы учебники Н. Смелзера «Социология» и Э. Гиддеяса с таким же названием, готовятся к изданию «Рессентимент» М. Шелера, «Истоки тоталитаризма» X. Арендт, избранные сочинения Т. Парсонса, книги 3. Баумана «Мыслить социологически», П. Бергера «Приглашение в социологию», монография П. Штомпки «Социология социальных изменений» и др.

Несмотря на нерентабельность научных изданий репертуар социологической литературы существенно улучшился. Доминировавшие в начале 1990-х гг. перепечатки и репринты уступают место оригинальным, качественно выполненным монографиям. Продолжают регулярно выходить в свет академические журналы. В 1994 г. Институт социологии РАН начал издавать квартальный «Социологический журнал».

Среди вновь созданных исследовательских учреждений заметную роль играют Междисциплинарный академический центр социальных наук — Интерцентр (сопредседатели Т. И. Заславская, Т. Шанин) и Московская высшая школа социальных и экономических наук при Академии народного хозяйства.

Центр поддерживает многообразные научные проекты по социологии, экономике, политологии, истории, издает альманах «Tesis», основное содержание которого составляют переводы западных публикаций. Крупномасштабное лонгитюдное исследование отношения населения к социально-экономической реформе ведется Интерцентром совместно с ВЦИОМом под руководством Т. И. Заславской. Результаты работы публикуются в информационном бюллетене «Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения».

О тематических приоритетах постсоветской социологической науки косвенным образом свидетельствует распределение докторских диссертаций по основным специальностям. В 1992 г. по методам социологических исследований была защищена только одна диссертация — Г. И. Саганенко «Уровни эмпирической доказательности в социологии».

По теории, методологии и истории социологии защищено одиннадцать докторских работ и по другим социологическим дисциплинам — двадцать восемь диссертаций. В последующие годы число докторских защит уменьшилось примерно в два раза. В 1995 г. в стране было создано принципиально новое учебное заведение — Российский центр гуманитарного образования. Подготовка специалистов ведется на базе институтов Академии наук.

В 1990-е гг. тематический репертуар исследовательских проектов в значительной степени определяется возможностями получения грантов либо коммерческих заказов. В 1994 г. создан Российский гуманитарный научный фонд, ежегодно предоставляющий гранты сотням исследователей. Программа деятельности социологического сообщества России постепенно переориентируется на решение академических проблем, относительно независимых от политической конъюнктуры.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)