Периодизация Д. Сьюпера

Сама периодизация Д. Сьюпера включает следующие этапы:

  • Этап роста, когда происходит развитие основных интересов и способностей (от рождения до 14 лет).

При этом представления о будущей профессии выстраиваются на основании сначала фантазии (4-10 лет), затем – осознания собственных интересов (11-12 лет), а позже – и на основании осознания своих способностей (13-14 лет).

  • Этап исследования своих сил и устремлений, этап “разведки”.

Здесь происходит апробация своих сил в различных видах трудовой и учебной деятельности (от 14 до 25 лет). Здесь возможно даже временное (но не основное) занятие определенной профессией (15-17 лет). В переходный период (18-21 год) молодой человек продолжает активный поиск профессионального учебного заведения в условиях освоения способов самостоятельной жизни, включая и временные подработки. Завершается этот этап апробированием избранной профессии в процессе реальной трудовой деятельности, часто совмещаемой с учебой (примерно 22-24 года). Заметим, что западные системы подготовки специалистов в большей степени ориентированы на практику, поэтому возможность попробовать свои силы в реальной трудовой деятельности, совмещаемой с учебой, гораздо большие, чем в нынешней России.

  • Пробный этап.

Здесь человек “пробует” себя в качестве полноценного специалиста, способного “конкурировать” с более опытными работниками (25-30 лет). Как известно, именно конкуренция в стремлении к жизненному успеху (к карьере) является важнейшим смыслом существования в цивилизованном обществе. Поэтому, молодой специалист, прежде всего, осваивает именно эту “науку”. При этом предполагается, что стремление к успеху – это важнейший стимул и высокопроизводительного труда, и личностного развития…

  • Этап стабилизации, утверждения себя в качестве надежного и преуспевающего специалиста.

Этот этап часто предполагает дальнейшее профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе и в своей фирме (от 30 до 44 лет);

  • Этап поддержания, сохранения достигнутых позиций (в ходе карьерных усилий).
Человек на данном этапе стремится создать устойчивое профессиональное и социальное положение. Именно здесь решается вопрос – получится ли построить желаемый образ жизни и добиться успеха, т.е. состоится ли карьера вообще (от 45 до 64 лет).
  • Этап спада, ухода, уменьшения профессиональной и социальной активности (от 65 лет и более).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)