Периодизация Д. Сьюпера
Сама периодизация Д. Сьюпера включает следующие этапы:
- Этап роста, когда происходит развитие основных интересов и способностей (от рождения до 14 лет).
При этом представления о будущей профессии выстраиваются на основании сначала фантазии (4-10 лет), затем – осознания собственных интересов (11-12 лет), а позже – и на основании осознания своих способностей (13-14 лет).
- Этап исследования своих сил и устремлений, этап “разведки”.
Здесь происходит апробация своих сил в различных видах трудовой и учебной деятельности (от 14 до 25 лет). Здесь возможно даже временное (но не основное) занятие определенной профессией (15-17 лет). В переходный период (18-21 год) молодой человек продолжает активный поиск профессионального учебного заведения в условиях освоения способов самостоятельной жизни, включая и временные подработки. Завершается этот этап апробированием избранной профессии в процессе реальной трудовой деятельности, часто совмещаемой с учебой (примерно 22-24 года). Заметим, что западные системы подготовки специалистов в большей степени ориентированы на практику, поэтому возможность попробовать свои силы в реальной трудовой деятельности, совмещаемой с учебой, гораздо большие, чем в нынешней России.
- Пробный этап.
Здесь человек “пробует” себя в качестве полноценного специалиста, способного “конкурировать” с более опытными работниками (25-30 лет). Как известно, именно конкуренция в стремлении к жизненному успеху (к карьере) является важнейшим смыслом существования в цивилизованном обществе. Поэтому, молодой специалист, прежде всего, осваивает именно эту “науку”. При этом предполагается, что стремление к успеху – это важнейший стимул и высокопроизводительного труда, и личностного развития…
- Этап стабилизации, утверждения себя в качестве надежного и преуспевающего специалиста.
Этот этап часто предполагает дальнейшее профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе и в своей фирме (от 30 до 44 лет);
- Этап поддержания, сохранения достигнутых позиций (в ходе карьерных усилий).
- Этап спада, ухода, уменьшения профессиональной и социальной активности (от 65 лет и более).
- Психолог-профконсультант как возможный посредник между самоопределяющимся человеком и культурой
- Личностный компромисс как вариант построения “успешной” карьеры
- Проблема одиночества, непонимания и непризнания в творческом труде
- Проблема нравственного выбора в профессиональном творчестве
- Избирательность признания и тщеславия творца
- Элитарность в искусстве и науке
- Верхние и нижние границы представлений об элитарности
- Проблема элиты и псевдоэлиты в контексте рассмотрения проблемы личности и “мничности” (мнимой личности)
- Элитарные ориентации самоопределяющейся личности как психологическая реальность
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу