Особенности преподавания правовых дисциплин в вузах

В нашей стране существует федеральный образовательный стандарт (ФГОС) высшего профессионального образования, утвержденный министерством образования и науки РФ, для подготовки бакалавров по различным специальностям. Согласно этим ФГОС требования к структуре программы бакалавриата состоят из нескольких Блоков, где Блок №1 включает дисциплины (модули) относящиеся к базовой и вариативной части программы.

Набор дисциплин, относящихся и к той, и другой части Блока №1 образовательная организация определяет самостоятельно. Таким образом, ВУЗы получили так называемую академическую свободу в наполнении содержания образовательных программ. В рамках этого государственного образовательного стандарта предполагается получение основ правовых (юридических) знаний, которые реализуются через преподавание такие дисциплин, как Основы права, Правоведение, Правовое обеспечение (различной профессиональной деятельности).

Обозначенные дисциплины преподаются в рамках цикла общих гуманитарных и социально – экономических дисциплин (ГСЭ) и имеют своей целю формирование у студентов надлежащего правового сознания, выработки привычки совершать поступки, действия, исходя из требований за- кона, а также формирование умения применять право в повседневной жизни и своей профессиональной не юридической деятельности.

Правовые дисциплины, являясь важным компонентом социально – гуманитарного образования, закладывают основу для правовой социализации личности, развития гражданско-правовой активности и ответственности человека, формируют у студентов собственную систему социальных ценностей, помогают развивать положительные качества и навыки для отстаивания своих позиций и интересов.

Изучение основ юриспруденции благоприятствует привитию студентам правовой культуры, правового со- знания, уважению к закону, к чести и достоинству человека и гражданина, к ценностям правового государства. Очевидно, что отсутствие у граждан надлежащего правового сознания и правовой культуры неизбежно порождает правонарушения, что влечет за собой отрицательное воздействие на все без исключения общественные отношения в культуре, политике, экономике и т. д.

Интересно
Высокий уровень правовой культуры, правового сознания увеличивает защиту человека от негативного социального воздействия. Понятие «правовая культура» многогранно и многоаспектно. Некоторые исследователи в этой области говорят о правовой культуре как о разновидности общественной культуры, отражающей определенный уровень правосознания, совершенства законодательства и юридической практики, охватывающей все ценности, созданные людьми в области права.

Другие отмечают связь правовой культуры с нравственностью, уровнем экономического развития общества и материальным благосостоянием народа. Есть мнение, что правовая культура – это совокупность знаний и навыков, умения применять их на деле, обеспечить законность.

Какими бы различными ни были трактовки данного понятия, объединяет их одно смысловое значение, что правовая культура является одной из категорий общечеловеческих ценностей, предназначением которой является выполнение функции социально-правовой ориентации людей в обществе. Правовая культура зависит от нравственности, от уровня экономического развития общества, от материального благосостояния народа.

Если в обществе есть определенный уровень правовой культуры, то можно говорить о формировании правового государства. Правовое государство и правовая культура органически связаны между собой, а наличие демократического гражданского общества является необходимым условием формирования правовой культуры и правового государства.

Одним из необходимых элементов правовой культуры является право- сознание. Правосознание есть основа и органически выстроенная часть правовой жизни организованного в государство общества. На содержание правосознания как одну из форм общественного сознания оказывает воз- действие ряд факторов: социально-политические, экономические, культурные и, конечно же, правовые.

Оно не только взаимосвязано, но и теснейшим образом взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой. Таким образом, под правосознанием понимается совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни: законам, законности, правомерному и неправомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию. Очевидно, что специфической чертой правосознания является то, что оно тесным образом связано с правом и государством.

В соответствии с правосознанием и правом закрепляются структура и полномочия государственных органов, формы и методы их деятельности. Связь правосознания с правом и государством состоит также в том, что с помощью государства правосознание трансформируется в общеобязательные нормы права, становится правом.

Учитывая сказанное, отметим, что особенностью обучения будущих юристов является формирование у студентов профессионального юридического мышления, через познание, изучение юридических терминов, дефиниций, конструкций, категорий, уяснение и объяснение действующего законодательства, изучение правотворческой и правоприменительной практики, что дает возможность детально изучить технико-юридическую и нормативную стороны права и на этой основе профессионально заниматься юридической деятельностью.

Преподавание же правовых дисциплин у не юристов большей частью является приобщением студентов к общей культуре через получения ос- нов правовых знаний, выработки привычки к правовому поведению, формированию положительного отношения к праву и законодательству, взращиванию доверия к правоохранительным органам и правосудию, созданию коллективного правосознания в социуме, умению использовать полученные знания в повседневной жизни и своей профессиональной деятельности.

Обозначенные цели достигаются через лекционные и семинарские занятия, практические занятия, выполнение контрольных, тестовых работ, решение правовых кейсов и задач, составленных на основе конкретных жизненных примеров, применение современных информационных правовых систем.

У автора имеется опыт рассмотрения на практических занятиях со студентами ситуаций из классических литературных произведений и русских народных сказок с позиции права. Это позволяет увидеть студентам знакомые еще из школьного и внеклассного обучения сюжеты через правовую действительность, что расширяет общий личностный кругозор и формирует интерес к праву.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)