Педагогическая культура родителей и ее повышение в области физического воспитания детей

«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже делом легким. И тем понятнее и легче становится оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужна врожденная способность и умение, то есть навык, но весьма не многие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы специальные знания», – отмечал К.Д. Ушинский.

Педагогическая культура – это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье. Педагогическая культура родителей служит основой воспитательной деятельности родителей. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей.

Педагогическая культура родителей – это составная часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях.

Анализ психологической литературы свидетельствует, что педагогическая культура родителей включает в себя четыре относительно самостоятельных компонента. Родители должны обладать знаниями по социологии, психологи, физиологии детей. Перефразируя слова К.Д. Ушинского о педагогике, можно сказать: если родители хотят воспитать ребенка «во всех отношениях», они прежде должны узнать его «во всех отношениях». Кроме того, нужны также знания о целях, средствах, способах и результатах педагогической деятельности, осуществляемой в семье и других институтах воспитания, условиях ее эффективности.

Мы согласны с мнением автора, что наряду с теоретическими знаниями о том, какими методами следует действовать, чтобы достичь поставленной цели, родители должны обладать и соответствующими умениями, которые позволяют эти методы применить. Материнство и отцовство должно стать для каждого из них одним из тончайших видов творчества. Кроме того, успешность воспитательной деятельности родителей определяется тем, как они любят детей и что для них значит родительство.

Различные исследования свидетельствуют, что не все современные молодые родители владеют методикой воспитания своих детей.

Среди причин такого явления А.П. Ситник выделяет следующие:

  • однодетность и малодетность (особенно в городских условиях) приводит к тому, что люди не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, не имеют опыта семейных отношений;
  • жизнь порознь со старшим поколением лишает молодые семьи возможности пользоваться мудростью старших в вопросах воспитания детей;
  • основательно утрачены традиции народной педагогики;
  • если раньше в условиях деревни, где все люди знали друг друга, родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совместно вести себя недостойно, то в условиях города усилилась автономность общения детей и взрослого населения;
  • возникающие социальные и экономические трудности, материальная необеспеченность семей снижают уровень внутрисемейного эмоционального настроя, повышают конфликтность в семье, ухудшают семейные отношения и воспитание.

Названные причины диктуют необходимость активизации работы по повышению педагогической культуры родителей, под которой понимается достаточный уровень их педагогических, психологических, физиологических знаний из наук о человеке, а также сформированные умения и навыки семейного и общественного воспитания детей с учетом их индивидуальных и возрастных различий.

Важный компонент педагогической культуры родителей – педагогическая подготовленность: определенная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей.

При этом педагогическая деятельность родителей делится на: конструктивную, организаторскую и коммуникативную.

Конструктивная деятельность заключается, прежде всего, в определении цели воспитания, в выборе его форм и методов. В нее также входит составление плана собственной деятельности по воспитанию.

Организаторская деятельность реализует конструктивную на практике. Она включает, с одной стороны, организацию жизни и занятий детей (режим, труд, домашняя, учебная работа, спорт и т. д.), с другой, организацию своей собственной деятельности и отдыха (работа в домашнем хозяйстве, уход за детьми, отдых, общественная работа по воспитанию детей и т. п.).

Коммуникативная деятельность включает в себя установление оптимальных взаимоотношений между родителями, родителями и детьми, членами семьи и окружающими людьми.

Взаимодействие всех этих видов педагогической деятельности в значительной степени обусловливает уровень педагогического мастерства родителей. Важным компонентом педагогического мастерства является педагогический такт, характеризующийся вдумчивым и внимательным отношением к детям, умением быть чутким, справедливым, но и требовательным.

В этой связи важным направлением работы ДОУ по повышению педагогической культуры родителей являются:

  • научно-педагогическое просвещение (лектории для родителей, университеты родительских знаний, родительские собрания по обмену опытом, изучение материалов средств массовой информации);
  • педагогическая деятельность, связанная с реализацией контролирующей, коммуникативной, организаторской, корректирующей и других функций;
  • педагогическое самообразование (чтение научно-педагогической литературы, просмотр телевизионных передач и др.).

Практическое осуществление повышения педагогической культуры родителей включает следующие позиции:

  • общее ознакомление всего взрослого населения с основами воспитания, прежде всего с помощью средств массовой информации;
  • подготовка родителей к воспитанию детей дошкольного возраста – в дошкольных образовательных
    учреждениях;
  • подготовка воспитателей к работе с родителями – в вузах, на курсах, семинарах и т. п.

Важным аспектом этого процесса представляется педагогическое просвещение родителей в области физического воспитания дошкольников. Эффективность физического воспитания дошкольников целиком зависит от систематической и целенаправленной воспитательно-образовательной работы с детьми, в условиях ДОУ и семьи, учитывающей возрастные особенности их развития. В этой связи не только просвещение, но и образование родителей становится сегодня значимым для семьи, которая сталкивается с проблемой воспитания детей в меняющемся современном мире.

Анализ практики показывает, что в настоящее время наблюдается недостаточное физическое развитие детей при поступлении в детский сад. При этом дети часто испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, проводимых ими в течение дня ниже возрастной нормы, задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.

Дети имеют излишний вес, нарушение осанки. И одной из основных причин таких показателей является неосведомленность родителей в вопросах дошкольной педагогики, в частности физического воспитания детей.

Успех в физическом воспитании детей 2–3 лет обеспечивается прежде всего пониманием взрослыми психофизиологических особенностей ребенка. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый, неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.

Физкультурно-оздоровительную работу родители должны осуществлять с учетом здоровья ребенка и местных условий:

  • Осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды.
  • Приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде.
  • Обеспечивать длительность их пребывания на воздухе в соответствии с режимом дня.
  • Воспитывать интерес и желание участвовать в подвижных играх и физических упражнениях на прогулке.
  • В этом возрасте очень важен массаж и упражнения после него.
  • Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.

Основной задачей обучения является формирование умения действовать совместно, на основе подражания родителям или в соответствии с их указаниями. Все, что родители хотят показать, чему научить, должно проходить в игровой форме.

На четвертом году жизни ребенок владеет большим объемом двигательных навыков, способен совершать более сложные действия, соблюдая определенную последовательность. Необходимо создавать условия для формирования правильной осанки (правильно подобранная мебель), исправления плоскостопия (правильно подобранная обувь), систематического закаливания организма, воспитания жизненных навыков. Важно также совершенствовать пространственную ориентировку детей, способствовать формированию положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности, приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде.

Дошкольники пятого года жизни отличаются от малышей физическими и психическими
возможностями: они увереннее во всех проявлениях, владеют первоначальными навыками самостоятельности, имеют наиболее устойчивое внимание, более развитое восприятие и мышление, лучше понимают и воспроизводят речь взрослого, способны к первым волевым усилиям. Теперь они реализуются в творческих ролевых играх, в которые дети играют совместно в небольших коллективах. У ребенка возникает потребность согласовывать свои действия с действиями других, выполнять их ради достижения общей цели. Создаются условия для формирования дружеских отношений между детьми, проявления взаимопонимания и т. п.

Родителям следует продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций. Необходимо создать благоприятную окружающую обстановку для самостоятельных занятий. Место для игр, подбор игрушек (скакалки, обручи, палки, велосипед, самокат, санки, лыжи, ракетки, клюшки – постоянные спутники детских игр и забав дома).

Воспитанию у ребенка устойчивой привычки к регулярному участию в утренней гимнастике способствует пример родителей. Полезно сочетать гимнастику с закаливающими процедурами.

Двигательная деятельность 6-го года жизни становится все более многообразной. Дети уже достаточно хорошо владеют основными движениями, им знакомы различные гимнастические упражнения, подвижные игры.  Возрастают проявления самостоятельности, возникают творческие поиски новых способов действий, их комбинаций и вариантов. Поэтому родители продолжают укреплять здоровье детей и приобщать их к здоровому образу жизни. Развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений, формировать интерес и любовь к спорту.

Отношение родителей к физическому воспитанию, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями влияет на формирование детских интересов и увлечений. Об этом воспитатель должен постоянно напоминать родителям, побуждая их к совместным занятиям с детьми утренней гимнастикой, играми и упражнениями. Воспитатель должен разъяснить детям значение и пользу нелюбимых детьми упражнений, советовать заниматься с детьми исходя из особенностей их развития, использовать те упражнения, которые получаются хуже.

Родителям нужно знать – тренировочный эффект имеют лишь те занятия, в которых дети испытывают некоторое утомление, где им приходится проявлять определенные волевые усилия, настойчивость. Но родителям следует следить за ребенком, вести контроль за его самочувствием (сон, аппетит, частота пульса, желание упражняться). Вялость, раздражительность, плохой аппетит, беспокойный сон, слабость, головокружение – симптомы непосильной физической нагрузки.

Дошкольник 7 лет – это период интенсивного формирования двигательных навыков. Движения детей становятся все более осознанными, точными и скоординированными. Развивается способность развивать и принимать задачу, поставленную взрослыми, возрастает стремление добиваться хороших результатов при выполнении заданий. Поддержка интереса к занятиям спортом и одновременно повышенное внимание к возможным физическим перегрузкам – одна из ведущих задач родителей.

Родители воспитывают умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности. Развивают психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость. Важно продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве с помощью подвижных игр, побуждать детей к придумыванию собственных игр, поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта.

Итак, проведенный анализ педагогической литературы свидетельствует, что под образованием родителей международным сообществом понимается обобщение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнение родительских ролей в семье и обществе. Следует отметить, что эффективное психолого-педагогическое просвещение родителей не может быть организованно без активного участия воспитателей, методистов, специалистов ДОУ.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)