Физическая готовность ребенка к школе в условиях работы детского сада

Подготовку ребенка к школе в условиях семьи и ДОУ следует осуществлять комплексно, заботясь в равной степени как о совершенствовании психофизиологических и социальных предпосылок, так и о закаливании его организма и физическом развитии.

Наблюдения показывают, что достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка может быть отмечено в том случае, если за время пребывания его в детском саду будет осуществляться целенаправленная работа по формированию физической культуры и культуры здоровья.

На этапе подготовки ребенка к школе основным моментом в улучшении медицинского обслуживания в детском саду должны стать преемственность и взаимосвязь в работе ДОУ и детской поликлиники. Перед поступлением ребенка в школу необходимо тщательно прогнозировать течение адаптации ребенка к новым ожидающим его условиям и формировать комплексные психолого-медико-педагогические рекомендации.

Дошкольное учреждение должно создать условия для эффективного развития каждого ребенка независимо от уровня двигательной подготовленности и группы здоровья, тем самым подготавливая ребенка к школьному обучению. Это предполагает выбор оптимальных вариантов развития, потенциала физической дееспособности каждого ребенка с учетом морфофункционального статуса, физических способностей и личностных свойств.

Выдвигается требование к необходимой информации об уровне его двигательных способностей и задатков с рекомендациями по выбору индивидуально адекватного пути физического развития и двигательной активности.

Важным условием успешного физического воспитания становится оздоровление детей и своевременная диагностика их развития как обязательная часть работы детского сада, которая осуществляется руководителем физической культуры совместно с воспитателями и медицинским работником ДОУ на этапе формирования физической готовности к школе.

Обучая двигательным действиям и формируя двигательные умения и навыки в наиболее благоприятные для развития физических качеств сензитивные периоды возрастной эволюции, мы создаем фундамент физического здоровья, основы кинезиологического потенциала. Физическая готовность понимается как процесс адаптации организма к физическим нагрузкам с целью укрепления здоровья и совершенствования физического и психического потенциала ребенка.

В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения при характеристике физического состояния ребенка в процессе физического воспитания учитывается динамика его физического развития, функционального состояния и физической подготовленности.

Данный подход предполагает проведение обследования детей с целью диагностики двигательных способностей и ориентацию каждого обследуемого на соответствующий для него двигательный режим в условиях детского сада.

В качестве необходимых условий объективизации результатов тестирования в теории и практике физического воспитания принято проводить обследования, учитывая следующие требования:

  • соответствовать критериям стандартизации (надежность, информативность, наличие систем;
    оценки, стандартность условий проведения);
  • быть простыми и доступными возможностям испытуемых;
  • исключать (по возможности) влияние предыдущего двигательного опыта и морфофункциональных особенностей развития;
  • быть применимыми для массовых обследований в любых условиях внешней среды и не требовать дорогостоящего инвентаря и оборудования;
  • позволять количественно оценить показанный результат тестов.

Физическая подготовленность дошкольников определяется тестами, выявляющими уровень развития у детей физических качеств и сформированных двигательных навыков. Определяя уровень развития физических качеств, следует помнить, чем младше дети, тем более интегрировано проявляется моторная одаренность.

По мере роста и развития двигательные способности дифференцируются. У детей 4–6 лет основные компоненты структуры двигательных способностей тесно взаимосвязаны между собой, поэтому оценить каждый из них в относительно «чистом» виде практически невозможно.

В связи с этим тесты лишь условно характеризуют проявление быстроты, гибкости, силы, ловкости и выносливости. В оценке физической подготовленности дошкольников особое место занимают нормативы.

Однако, ориентируясь на норматив в оценке физической подготовленности дошкольников, необходимо учитывать, что нормативы должны:

  • обновляться каждые пять лет;
  • быть региональными;
  • учитывать индивидуальные особенности детей.

Следует заметить, что в большинстве работ по методике физического воспитания детей дошкольного возраста приводится формула определения темпов прироста показателей физических качеств:

где W – тренируемость, %; V1 – исходный уровень; V2 – конечный уровень.

Результаты, полученные в ходе расчета, оцениваются по шкале:

  • до 8 % – за счет естественного роста ребенка;
  • 8–10 % – за счет естественного роста и естественной двигательной активности;
  • 10–15 % – за счет естественного роста и целенаправленной системы физического воспитания;
  • свыше 15 % – за счет эффективного использования естественных сил природы и физических
    упражнений.

Оценивая эффективность занятий по приросту результатов, следует помнить, что различия в физической подготовленности дошкольников, как правило, значительные, а известно, что чем лучше начальный результат, тем меньше может быть прирост. Если эта закономерность не учитывается, то оценка результатов может оказаться необъективной.

В большинстве случаев нормативы различны для мальчиков и девочек. Однако исследователи, пытавшиеся обосновать нормативы физической подготовленности для мальчиков и девочек, вынуждены были констатировать значительные индивидуальные различия в проявлении двигательных способностей, не совпадавшие со схемой «мальчики – девочки».

Диагностика физической подготовленности дошкольников должна проводиться по двум блокам: уровень развития физических качеств и степень сформированности двигательных навыков.

В первый блок целесообразно включать тесты, которые не только хорошо зарекомендовали себя в практике физического воспитания дошкольников, но и разносторонне характеризуют развитие физических качеств детей. Например, челночный бег 5 раз по 6 м, прыжок в длину с места, поднимание туловища в сед из положения лежа за 30 секунд.

Второй блок является показателем развития ребенка и состояния физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, в частности уровня профессиональной компетенции педагога, организующего двигательную деятельность детей. Включены такие упражнения, как метание в цель, прыжки через короткую скакалку за 30 секунд, ведение мяча – 30 секунд.

Диагностика физического состояния позволяет выделить способных, средних, отстающих детей в двигательном развитии и определить для каждого из них оптимальную «ближайшую» зону развития функциональных систем и двигательных навыков.

Результаты диагностики физического развития, функционального состояния и физической подготовленности позволяют:

  • определить необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия (кроме основных форм физического воспитания дополнительные формы – секции для физически развитых и физически подготовленных детей; дополнительные оздоровительные занятия для ослабленных и часто болеющих детей);
  • индивидуализировать нагрузку, физические упражнения и закаливающие процедуры в соответствии с группой здоровья, отклонениями в физическом развитии (заниженный или завышенный вес, низкий рост, отклонение в осанке, плоскостопие), уровнем сформированности двигательной активности (высокий – гиперактивные дети, средний, низкий – малоподвижные дети);
  • определить технику владения основными двигательными умениями;
  • развить у детей интерес к занятиям физической культурой.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)