Ответственность сторон по договору о подаче транспортных средств под погрузку

Согласно ст. 794 ГК предоставляется право устанавливать ответственность сторон по договору транспортным уставам и кодексам. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование транспортных средств для перевозки грузов устанавливается в виде штрафа.

Так, на речном и железнодорожном транспорте штраф уплачивается в следующих размерах:

  1. При перевозке груза на судне (в вагонах) – 0,1 МРОТ за каждую непогруженную тонну груза.
  2. При перевозке груза в контейнерах – 0,5 МРОТ за каждый контейнер массой брутто до 5 т включительно, МРОТ за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 т включительно, двух минимальных размеров оплаты труда за каждый контейнер массой брутто свыше 10 т.

Кроме того, ст. 94 УЖТ установлено, что за неподачу перевозчиком рефрижераторных вагонов, транспортеров в соответствии с принятой заявкой или за неиспользование грузоотправителем поданных рефрижераторных вагонов, транспортеров, либо за отказ грузоотправителя от выделенных в установленном порядке рефрижераторных вагонов, транспортеров с перевозчика или грузоотправителя взыскивается штраф в размере 0,2 МРОТ за каждую не погруженную тонну груза (ч. 1 ст. 94 УЖТ).

Грузоотправитель также уплачивает перевозчику сбор за непредъявление грузов для перевозки на указанную в заявке железнодорожную станцию назначения в следующих размерах:

  • в отношении грузов, перевозка которых установлена в вагонах и тоннах, – 0,04 МРОТ за каждую не погруженную тонну груза;
  • в отношении грузов, перевозка которых установлена в контейнерах, – 0,2 МРОТ за каждый контейнер массой брутто до 5 т включительно, 0,4 МРОТ за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 т включительно, 1 МРОТ за каждый контейнер массой брутто свыше 10 т.

Указанный сбор не взимается, если перевозка грузов должна была осуществляться в вагонах, контейнерах, не принадлежащих перевозчику.

Штраф за невыполнение принятой заявки взыскивается независимо от платы за пользование вагонами, контейнерами. В случае если грузоотправитель предупредит перевозчика о неиспользовании вагонов, контейнеров не менее чем за два дня до дня погрузки грузов, размер штрафа снижается на 1/3. Штраф за невыполнение принятой заявки по железнодорожным линиям, имеющим узкую колею, взыскивается в размере 50% штрафа, размер которого указан выше (ст. 94 УЖТ).

При неправомерном отказе в согласовании заявки, поданной в соответствии с требованиями УЖТ и Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, перевозчик несет ответственность, предусмотренную договором об организации перевозок грузов.

Следует обратить внимание, что грузоотправитель, осуществляющий разовые перевозки грузов, лишен возможности воспользоваться данным правилом. Кроме того, не всякий договор об организации перевозок грузов содержит условия о такой ответственности перевозчика.

Так, в постановлении ФАС Центрального округа от 18.06.2009 № Ф10-2172/09 по делу № А14-10234-2008/472/11 Суд указал следующее: как следует из условий договора об организации перевозок грузов и централизованных расчетах, заключенного между истцом и ответчиком, сторонами в договоре не предусмотрена ответственность перевозчика за отказ в согласовании заявки на перевозку грузов. При этом суд квалифицировал штраф, предусмотренный ст. 94 УЖТ, как способ обеспечения обязательства.

Интересно
Данный штраф согласно п. 1 ст. 330 ГК является определенной законом или договором денежной суммой, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения.

В силу ст. 331 ГК соглашение о неустойке признается установленным сторонами, если оно совершено в письменной форме. В договоре об организации перевозок таких условий не содержалось.

Установление ответственности в виде штрафных санкций, имеющих больше административный, чем гражданско-правовой характер, обусловлено, по крайней мере, двумя обстоятельствами. Во-первых, это дань традиции, существовавшей до перехода государства к рыночной экономике. Во-вторых, из-за сложившейся двуставочной системы тарифов при перевозках, осуществляемых публичными перевозчиками.

Провозная плата включает в себя одновременно два вида ставок: ставки за начально-конечные операции и ставки за перевозку. Причем при расчете провозных платежей ставки тарифов за начально-конечные операции, к которым относится и подача транспортных средств под погрузку, не выделяют.

Таким образом, услуга по подаче транспортных средств грузоотправителю является возмездной и имеет свою цену, которую, однако, выделить довольно сложно. Если бы такая цена была выделена из провозной платы, то в случаях, когда перевозчик в соответствии с заявкой подал транспортные средства под погрузку, а грузоотправитель груз к перевозке не предъявил, перевозчик имел бы право взыскать с грузоотправителя стоимость оказанных услуг и убытки.

При таком подходе гражданско-правовая ответственность грузоотправителя была бы соразмерна допущенному нарушению. Если же посмотреть на разброс величин штрафов, действующих в настоящее время, становится понятным, что ни о какой соразмерности речи пока идти не может.

Действующим законодательством предусмотрено освобождение перевозчика и отправителя груза от ответственности за неисполнение обязательств по договору при наличии следующих обстоятельств, установленных п. 2 ст. 794 ГК:

  • непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения) и военные действия;
  • прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, установленных в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом и кодексом;
  • иные случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами.

В качестве иных обстоятельств УЖТ называет вину грузоотправителя в невыполнении перевозчиком принятой заявки (ст. 94 УЖТ).

Особого комментария заслуживает такое из названных выше оснований освобождения от ответственности перевозчика, как вина грузоотправителя за неподачу вагонов, контейнеров перевозчиком. В соответствии со ст. 94 УЖТ основаниями ответственности грузоотправителя признается неподача вагонов, контейнеров перевозчиком по причинам, зависящим от грузоотправителя, в том числе невнесение им платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей за уже осуществленные перевозки.

Как верно полагает В. В. Витрянский, неисполнение должником (перевозчиком) своего обязательства ни при каких условиях не может служить основанием для ответственности кредитора (грузоотправителя)

Кроме того, обязанность уплатить провозные платежи является условием осуществленного договора перевозки. Правовая связь между обязательством подать транспортные средства под погрузку и предыдущей перевозкой отсутствует. Следует согласиться с Т. Е. Абовой в том, что при такой ситуации грузоотправителю не только откажут в предоставлении транспортных средств по законно принятой перевозчиком заявке, но еще и взыщут с него штраф за то, что не использовал неподанные вагоны.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)