Ответственность по договору перевозки грузов в прямом смешанном сообщении

Некоторые особенности существуют и при решении вопроса об ответственности перевозчиков, участвующих в исполнении прямой смешанной перевозки, за несохранность перевозимого груза.

В соответствии со ст. 114 КВВТ, ст. 79 УЖТ ответственность за несохранность грузов до передачи их в портах перевалки лежит на сдающей грузы стороне, после передачи – на стороне, принявшей грузы.

Охрана в портах груженых и порожних вагонов ведется организациями, осуществляющими перевалку грузов в портах. При установлении вины конкретного перевозчика в утрате, недостаче или повреждении (порче) грузов ответственность возлагается на этого перевозчика.

Кроме того, в соответствии со ст. 79 УЖТ снятие ЗПУ с вагонов стороной, принимающей грузы с транспорта другого вида, а равно опломбирование вагонов, загруженных в портах, на автомобильных станциях стороной, передающей грузы на транспорт другого вида, осуществляется в соответствии с

Интересно
Правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении. В случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) грузов при перевозках в прямом смешанном сообщении ответственность перед грузополучателем несет перевозчик соответствующего вида транспорта, выдающий грузы. На это, в частности, обратил внимание Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ при рассмотрении конкретного дела.

В своем постановлении 31.10.1995 № 6755/95 Суд указал, что согласно параграфу 111 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, ст. 170 УЖД и ст. 222 КВВТ претензии, возникшие из перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, когда конечным пунктом перевозки является порт (пристань), предъявляются к пароходству назначения. Поэтому порт перевалки не может быть субъектом ответственности по такого рода перевозкам.

Это в полной мере согласуется с требованиями ст. 403 ГК, согласно которой должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо.

Перевозчик, выдающий грузы, вправе предъявить требование о возмещении убытков к перевозчику соответствующего вида транспорта или осуществляющей перевалку грузов организации, по вине которых допущены утрата, недостача или повреждение (порча) грузов. Поскольку розыск утраченного груза осложнен множественностью лиц, участвующих в перевозке, срок для розыска груза в соответствии с транспортными уставами и кодексами увеличен по сравнению с аналогичным сроком, исчисляемым при перевозке одной транспортной организацией.

Например, ст. 114 КВВТ, ст. 45 УЖТ устанавливают, что грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным и потребовать возмещение за утрату груза, если этот груз не был выдан грузополучателя по его требованию при перевозке в прямом смешанном сообщении по истечении четырех месяцев со дня приема груза к перевозке.

Имеет свои особенности и порядок предъявления и рассмотрения претензий участников прямой смешанной перевозки.

Правилами п. 7 ст. 114 КВВТ установлено, что претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, предъявляются:

  • к перевозчику, осуществляющему деятельность на внутреннем водном транспорте, если конечным пунктом перевозки грузов является речной порт;
  • другому перевозчику, который обслуживает конечный пункт перевозки грузов или в ведении которого находится данный пункт (порт, аэропорт, автостанция, железнодорожная станция).

Срок предъявления претензий к перевозчику о возмещении ущерба за утрату груза, возникшего при перевозках в прямом смешанном сообщении на железнодорожном транспорте, равен четырем месяцам (ст. 123 УЖТ).

На остальных видах транспорта специальный срок для предъявления претензий не установлен

Некоторые транспортные уставы и кодексы предусматривают специальный порядок исчисления срока исковой давности по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза в прямом смешанном сообщении, о возмещении ущерба за утрату груза. Например, правилами ст. 408 КТМ указанный срок начинает исчисляться по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)