Отчуждение

Об отчуждении, как правило, говорят тогда, когда есть одно «решающее» отношение господство «вещи» над человеком. Причем обязательно вещи сделанной, артефакта, а не природной вещи или предмета.

Культурный архетип, язык, традиция, да и многие другие феномены культуры тоже «господствуют», тоже ограничивают круг произвольных действий человека. Отчужден ли в таком случае человек от языка, архетипа, традиции, от своего подсознания? Стало быть, должны быть дополнительные предикаты к «артефакту господствующему». Какие?

Первое, что следует рассмотреть, социальная связь. Она становится связью извращенной, превращенной, несправедливой и «слепой», то есть неразумной, неморальной, некрасивой… приходя на смену связям прозрачным, разумным, справедливым, красивым, если верить в доисторический «Золотой век».

В какой-то момент человек отчуждается от социума или от отдельных социальных процессов: они его угнетают, используют и не дают полнокровно жить, то есть реализовывать свою «действительную родовую природу».

Это случается, когда то, что служит человеку, перестает ему служить и становится самостоятельной, равной ему по значимости или даже важнее его, когда его орудие само начинает им командовать и берет над ним власть. А так как орудие это предмет социальный, по крайней мере хотя бы частично, то все дело в социальной компоненте орудия.

Мистический мир и сакральная коммуникация средства такого общения человека с богами или богом, которое воспитывает в душе человека определенные качества. Иначе говоря, этот тип коммуникации направлен на воссоздание мира и лада в душе.

Необходимо и обосновать особый мир, в котором это душевное равновесие возможно, где человеку дана возможность общаться и приобщаться к самому высокому и сильному, что есть на свете, к божеству или к их сообществу.

Конечно, это способ снятия иллюзорный, но эффективный реального «О.» человека от мира, если в реальном мире человеку живется несладко, неспокойно и несвободно. По сравнению с таким способом «снятия» О. техника выглядит куда более привлекательно она дает средства такого укоренения человека в мире, которые не иллюзорно, а реально ставят его на одну ступень и с природой, и с другими людьми и их сообществами, и с самими богами.


Вместо удвоения мира техника предлагает его использование. С этой точки зрения техника не пространство О., а, скорее, пространство его снятия. Те культуры, которым достаточно магического воздействия на мир, довольствуются в лучшем случае телесными техниками вроде йоги, шаманства, «восточных единоборств» и прочих способов отождествить мир человека и космос без посредства науки и техники.

Социально организующая сила магии, религии, идеологии, с одной стороны, и техники с другой, заключается в консолидации социума, обобщении опыта, вообще в создании коммуникативной инфраструктуры и ее институционализации.

В социальной функции мы тоже особых противоречий между техникой и до-техническими стратегиями не фиксируем. Стало быть, корень противоречий связан с проблемой эманации человеческого в вещественное и потом в господство вещественного над человеческим. Это проблема порождения или производства.

Заметим, что производство и порождение в известном смысле тождественны. По крайней мере, в такой мощной традиции, как марксизм. Тема орудия труда и О. в процессе труда рабочего от «системы машин» подробно и настойчиво рассматривалась К. Марксом в целом ряде работ. В так называемых зрелых работах (хотя работы, собранные в том «Из ранних произведений» не менее интересны и тем самым «зрелы») Маркса интересует не техника как таковая, а ее экономическая роль.

Точнее говоря, не вся техника, а техника как фактор капиталистического производства. Еще точнее, он предпочитает употреблять термин «машины» и «системы машин», чтобы зафиксировать существенный для понимания О. момент подчинения живого труда (Маркс использует много синонимов работник, рабочий, непосредственный индивид и т. п.) основным капиталом, а то и просто капиталом.

Интересно
Прежде всего, для Маркса очень важен момент превращения орудия труда причем этим орудием труда может быть и машина в некое новое социальное качество, которое он связывает то с «системой машин», то с фабрикой или заводом, то с основным капиталом, то просто с капиталом.

ем особенность этого перехода, почему этот переход так важен Марксу? Начнем с воспроизведения некоторых исходных понятий, которыми Маркс пользуется, практически не пересматривая их, начиная с «Нищеты философии» и кончая «Капиталом» и рукописями 1857-1858 гг.

Составляя конспект 1-го тома «Капитала», Ф. Энгельс делает запись: «Не рабочий применяет машины, а, наоборот, условие труда (система машин) применяет рабочего!».

Этот пример оборачивания отношений, перемены аргумента и функции местами окажется одним из ключевых в понимании Марксом феномена О. в процессе труда. В «Нищете философии» этот мотив звучит так: машина это только производительная сила, или орудие труда. Она еще не представляет общественного отношения. Фабрика, или система машин есть общественное отношение, экономическая категория.

Напрашивается вопрос: почему Маркс не считает машину общественным отношением? Ведь в принципе в ней уже «даны», как говорил Маркс, и разделение (и накопление) труда, и наука, и функциональные подразделения на функции двигатель, преобразователь, орудие. Иными словами, в ней есть (по крайней мере логически, «в понятии») все то, что в системе машин лишь нагляднее выявляет общественную сущность, то есть связь людей в труде.

Ответ Маркса: простое орудие не есть капитал; система машин капитал. Мысль Маркса в том, что, только приобретая новое системное (можно сказать сильнее социальное) качество сложно разделенный кооперированный труд, с включением в процесс науки, машин разных классов, а не кооперации однородных машин (двигатели, передаточные механизмы, орудия), комбинация машин составляет общественное отношение и даже экономическую категорию фабрику.

Причем категорию экономическую, для которой адекватным средством исследования является исследование строения и превращений капитала. В других работах, правда, он оговаривается, что капитал не обязательно служит экономической формой машинного труда например, кустарь, применяя машину, становится собственником, а не придатком машины.

Интересно
Коммунизм, тоже основанный на машинном производстве, не имеет экономической формы использования капитала. Тема коммунизма очень важная для понимания концепции О. По Марксу, есть несколько видов О.: социальное когда социум довлеет человеку, стихийной игрой неподвластных человеку сил калечит его достоинство и судьбу.

Идеологическое когда сознание человека заполняется ложными идеями, «призраками», превращенными мыслительными формами, обслуживающими извращенное бытие. Вместе с деньгами, работой, капиталом и государством человеку противостоит в таком качестве даже наука.

Экономическое когда капиталистический машинный труд отчуждает от работника его рабочую силу, результат труда не принадлежит рабочему. Коммунизм есть способ снятия всех форм О., и необходимость коммунизма не устраняется из-за того, что так или иначе удается устранить тот или иной аспект О. в ходе социальной (политической, законодательной, профсоюзной, воспитательной…) работы.

Но есть такая особая форма О., которая возникает сама по себе и не зависит ни от чего, кроме развития производительной силы человека. Система машин ведет к такой форме О., снять которое можно только в том же гносеологическом смысле, в каком оно и возникло.

И этот аргумент остается вечным и неустранимым, он и есть последнее оправдание коммунизма. Однако вернемся к «Нищете философии». Этапы становления (кстати, Маркс не утверждает, что этапы эти исторические, а не логические) машинной техники: «Простые орудия, накопление орудий, сложные орудия; приведение в действие сложного орудия одним двигателем руками человека, приведение этих инструментов в действие силами природы; машина; система машин, имеющих один двигатель; система машин, имеющая автоматически действующий двигатель вот ход развития машин».

В основе данной периодизации лежит сложность, разделенность, а в конце, начиная с системы машин, зависимость от источника энергии. Схему нельзя считать логичной, так как в ней два основания. Но она правдоподобна. Хотя не совсем понятно, что имелось в виду под словом «автоматически».

Но это из главки, где идет полемика с Прудоном по поводу понимания разделения труда, стало быть, данная схема показывает связь машин с разделением труда, а стало быть, со структурой производственного процесса и, в конце концов, общества.

Но едва ли можно принять ее как универсальную, ведь история разделения труда вряд ли следовала собственной логике, а имела своим основанием нечто, лежащее в основе самого трудового процесса субстратных базах (вещество, энергия, информация).

Но Маркса интересует поиск превращения «машинерии» в оборотня, в свою противоположность, в силу, господствующую над человеком, включенным в эксплуатацию машин. И, как мы видим, в «Нищете философии» еще нет вывода о том, что адекватной формой капитала станет фабрика, и наоборот.

Такой подход четко обрисован в рукописях 1857-1858 гг. «Критика политической экономии». «Машина это последняя из метаморфоз средства труда». Маркс использует определение «Ure» и определяет систему машин: самая адекватная форма машин автоматическая система машин, которая сама себя приводит в движение. Эта автоматическая фабрика состоит из множества механических и интеллектуальных органов, так что сами рабочие определяются только как сознательные ее члены… Здесь мотив О. звучит уже отчетливо.

Машина ни в каком отношении не выступает как средство труда отдельного рабочего. Ее differentia specifica заключается в том, что «… рабочий опосредствует деятельность машины, а не машина опосредствует деятельность рабочего, направленную на объект.

Смысл этого рассуждения в том, что, по Марксу, аргумент и функция меняются местами: главным был рабочий, а стала машина. Итак, орудия труда, развиваясь, приводят к господству овеществленного труда, машины, капитала над работником; этот процесс описывается как практически независящий от социальной связи людей, общественных отношений. Он объективен, или, как сейчас сказали бы, технологичен.

Как же Маркс возвращает его на социальную почву? Читаем дальше: «деятельность рабочего, сводящаяся к простой абстракции деятельности, всесторонне определяется и регулируется движением машин, а не наоборот. Наука …воздействует на рабочего как чуждая ему сила, как сила самой машины».

«Машины противостоят рабочим как капитал», средство производства должно приобрести новое социальное качество стать капиталом, чтобы в виде системы машин господствовать над «живым трудом» рабочего, а стало быть, и над ним самим.

Вот истоки отчуждения: говоря словами Маркса, объективная видимость «чуждости» ведет к самому что ни на есть реальному отчуждению, т. е. феномену человеческого бытия. Здесь надо разбираться не только с так называемыми объективными мыслительными формами понятно, что идеологии как форме ложного сознания они принадлежат не потому, что идеология есть форма извращенного сознания.

Нет, идеология честно и беззастенчиво отражает, выражает, навязывает и отстаивает только то, с чем она реально, как с некоей повседневной данностью, сталкивается в самой жизни.

С объективными видимостями, извращающими действительную суть вещей и процессов. Таков анализ товарного фетишизма, таков анализ подлинной цели движения капитала «…продукт производится только как носитель стоимости, а его потребительная стоимость выступает лишь как условие для этого».

Но в данном случае Маркс сам оказался в плену своего собственного метода. Как понять то, что объективную видимость О., которая и стала-то реальностью благодаря исключительно технологическому превращению машин в их сложную кооперацию, Маркс описывает как сущностное отношение, а не как «извращение действительной связи»?

Читаем там же: «Труд выступает теперь лишь как сознательный орган, рассеянный по множеству точек механической системы в виде отдельных живых рабочих и подчиненный совокупному процессу самой системы машин…

В системе машин овеществленный труд противостоит живому труду в самом процессе труда как господствующая над ним сила… живой труд всего лишь придаток этой системы машин, средство ее деятельности». Процесс О. описывается не как объективная превращенная форма, а как некая социальная онтология, как фактически сущностное положение дел.

И с этим можно было бы легко согласиться, если бы не сверхтеоретическая установка О. может быть преодолено снятием своей социальной и экономической формы (коммунизмом). Еще одна неожиданная оппозиция в анализе оппозиция мастерства рабочего и науки.

Имея в виду работу кустаря, ремесленника, мастера, делающего вещь от начала до конца своими руками, Маркс допускает использование машин, не считая таковое использование общественным явлением. Но ведь в машине объективировано знание, машина сама продукт огромного числа машин.

Использование одной машины не приводит к О. работника от науки. Но: «…процесс производства выступает не как подчиненный непосредственному мастерству рабочего, а как технологическое применение науки.

Поэтому тенденция капитала заключается в том, чтобы придать производству научный характер, а непосредственный труд низвести до всего лишь момента процесса производства Средство труда делает рабочего самостоятельным, превращает его в собственника. Система машин в качестве основного капитала делает рабочего несамостоятельным, делает его присвоенным».

Вообще анализ применения машин нужен Марксу для установления пропорций различных компонент производства прибавочной стоимости, т. е. он проводится в политэкономических категориях: «При применении машин имеет место увеличение прибавочного труда и абсолютное уменьшение необходимого рабочего времени».

От обывательского взгляда на технику («Природа не строит ни машин, ни локомотивов, ни железных дорог, ни электрического телеграфа, ни сельфакторов, и т. д. Все это продукты человеческого труда, природный материал, превращенный в органы человеческой воли, властвующей над природой, или человеческой деятельности в природе.

Все это созданные человеческой рукой органы человеческого мозга, овеществленная сила знания». Маркс впоследствии отказывается. Все эти продукты, органы и силы становятся глубоко враждебными человеку, и Маркс ищет способ вновь помирить человеческую природу и мир результатов деятельности его рук и мозга.

Каким образом? Понятно, что ни Руссо, ни луддиты, ни ремесленный труд не идеалы для Маркса. Ответ таков: система машин не обязательно капитал, ниоткуда «не следует, что подчинение капиталистическому общественному отношению является для системы машин наиболее адекватным и наилучшим общественным отношением», «капитал работает над разложением самого себя как формы, господствующей над производством».

Вывод ясен: коммунизм снимает отношение О. между работником и системой машин, прежде всего за счет изменений отношений собственности.

Значит ли это, что отношения собственности все же сыграли основную роль в возникновении и развитии феноменов О.? Ответ остается не до конца ясным, так как собственник орудий производства, по мысли Маркса, не страдает от О. Тут дело не просто в собственности, а в ее особом качестве капитале: именно капитал отчуждает жизненные силы от носителя жизни, заставляет их становиться абстракцией, существующей в качестве рабочей силы, свободного времени, прибавочного труда как бы самой по себе, вне человека-работника. Итак, вопрос о технике, ее социальной роли упирается в вопрос о том, возможна ли экономика без капитала. Мы его обсуждать не будем.

Тезис, что О. можно «снять» коммунизмом, говорит о том, что О. носит социально-исторический характер, а не коренится в самой структуре деятельности, и хотя и связано с овеществлением, опредмечиванием, овнешнением, отстранением и подобными феноменами деятельности, к ним не сводится. Вот в чем, видимо, разница между ранними и более поздними работами Маркса.

Социальные отношения власти, эксплуатации, продажа части человека в виде его рабочей силы, институциализация капиталистических отношений во враждебный человеческой природе общественный строй, господство над человеком «превращенных форм» его былой целостной природы необходимые социальные условия для О.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)