Особенности ценообразования на услуги гостиничного предприятия

Эффективность развития гостиничного предприятия непосредственно зависит от качества формирования и реализации процесса ценообразования на гостиничные и смежные услуги.

Туризм и гостиничный бизнес как составляющие рынка платных услуг имеют ряд характерных особенностей, влияющих на формирование цен в данной сфере. Цены на туристские и гостиничные услуги обладают высокой эластичностью вследствие неоднородности рынка.

Эластичность спроса на туристские и гостиничные услуги изменяется в зависимости от доходов потребителей, степени насыщенности рынка, традиции в потреблении, уровня культуры и т. д.

Практика работы туристских организаций показывает, что выбор стратегий ценообразования, определение подходов к разработке цен на новые туристские и гостиничные продукты, регулирование цен уже имеющихся являются составной частью маркетинга предприятия индустрии гостеприимства.

Однако разработку ценовой стратегии следует тесно увязывать с единой стратегией маркетинга туристского предприятия, поскольку цена — мощный инструмент воздействия на рынок. Цена как важнейший элемент комплекса маркетинга выполняет функцию согласования интересов гостиничной индустрии и потребителей (гостей).

Формирование ценовой стратегии предполагает учет ряда характерных особенностей, которые оказывают влияние на процесс ценообразования в сфере туризма и гостеприимства. К ним относятся:

  •  высокая эластичность цен в разных сегментах гостиничного бизнеса;
  • разрыв во времени между моментом установления цены и моментом купли-продажи продукта;
  • неспособность услуг к сохранению;
  • высокая степень влияния конкурентов;
  • значительная степень государственного регулирования в сфере транспортных услуг;
  • сезонная дифференциация цен;
  • высокий уровень ориентации на социально-психологические особенности потребителей, так как цена тура и гостиничного продукта связана с социальным статусом клиента;
  •  значительная стоимость операций с туристскими и гостиничными услугами.

Указанные особенности предопределяют ценообразование гостиничных предприятий по уровням в зависимости от способа их фиксации. Первый уровень — установление цен, подлежащих обязательному опубликованию в специальных и фирменных источниках информации, так называемых публикуемых цен.

К ним относятся справочные цены, они публикуются в рекламных и тарифных справочниках, каталогах, брошюрах и в других информационносправочных изданиях. Это потенциальные цены, которые используются для розничных продаж.

При установлении цены первого уровня фирма основывается на общей стратегии ценообразования; когда затрагиваются вопросы глобального характера, определяющие положение фирмы на рынке, рассчитываются долгосрочные прибыли на инвестированный капитал, а также целиьразвития рынка туристских услуг.

Решения, принятые на первом уровне, воздействуют на стратегию ценообразования в течение 3–5 лет, они же регулируют верхние и нижние границы, в пределах которых возможно изменение цен. Второй уровень — определяющий в целом тактику ценообразования, характеризует цены, по которым ведутся продажи, исходя из конкретной ситуации.

Цена изменяется по мере изменения даты производства продукта. Этот процесс может происходить спустя несколько недель или месяцев после опубликования данных о ценах. В этом случае цены делятся на твердые, подвижные и скользящие.

Твердая цена устанавливается в момент подписания контракта и не подлежит изменению в течение срока действия контракта.

Подвижные цены зафиксированы при заключении контракта, но они могут быть пересмотрены, если изменился уровень рыночных цен к моменту исполнения контракта.

Скользящая цена исчисляется в момент исполнения контракта путем пересмотра базисной цены с учетом изменения затрат на производство.

Формирование цены продажи на гостиничные номера зависитот многих факторов, а именно:

  •  от временных критериев;
  • от ситуации на конкурирующих рынках;
  • от ожидаемого объема оборота;
  • от туристского спроса;
  • от региона и места расположения гостиницы;
  •  от условий оплаты;
  • от качества обслуживания, ожидаемого клиентом.

В гостиничном бизнесе цена выполняет роль индикатора качества услуг, следовательно, тариф на услуги размещения должен отражать реальное предложение. Если заявляемые цены будут восприниматься потребителями как очень высокие для гостиницы данного класса, то они будут искать другой отель.

Интересно
В то же время низкие цены на услуги размещения приведут к снижению доходов и прибыли гостиничного предприятия. Решения в области ценообразования являются обычно прерогативой высшего управленческого звена гостиницы.

Именно на этом уровне определяется верхний и нижний порог цен, следовательно, реальные цены будут находиться в зависимости от целевого рынка в пределах определенного диапазона. Цена от стойки будет относиться к верхнему уровню, цена со скидками находится в районе нижнего диапазона цен.

Цена является важным рыночным инструментом, однако, манипуляция с ценами в ряде случаев нецелесообразна.

Так, в высококлассных отелях политика активного понижения цены может нанести ущерб имиджу и конкурентоспособности отеля, поэтому для соблюдения баланса интересов гостиничных предприятий и клиентов используют пакетное ценообразование.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)