Особенности речевого развития

Речь имеет чрезвычайное по важности и разносторонности значение в раз­витии психики ребенка. Прежде всего она является средством общения во всем разнообразии его форм. Одновременно она играет важнейшую роль в познавательной деятельно­сти, выступая и как средство (в частности, как инструмент мыслительной дея­тельности), и как материал (слова, понятия) познания, и как материальная основа закрепления и сохранения полученной информации. Таким образом, речь служит средством приобщения ребенка к опыту, накопленному человече­ством.

Не менее важна регулирующая функция речи, имеющая значение как в управлении деятельностью ребенка со стороны окружающих его людей (в пер­вую очередь взрослых), так и в формировании саморегуляции поведения.

Простые наблюдения показывают, что дети с задержкой психического раз­вития к началу школьного возраста не испытывают трудностей на уровне эле­ментарного бытового общения со взрослыми и сверстниками. Они владеют по­вседневным обиходным словарем и грамматическими формами, для этого необходимыми.

Однако расширение словаря обращенной речи за рамки много­кратно повторяемой бытовой тематики приводит к тому, что возникает непони­мание некоторых задаваемых ребенку вопросов и инструкций, содержащих слова, значение которых неизвестно или недостаточно ясно ребенку, или не усвоенные им грамматические формы. Затруднения понимания могут быть свя­заны и с недостатками произношения, довольно часто наблюдаемыми у детей с задержкой психического развития.

Эти недостатки обычно не являются значи­тельными, в основном сводятся к нечеткости, «смазанности» речи, однако при­водят к дефектам анализа воспринимаемого речевого материала, что в свою очередь ведет к отставанию в формировании языковых обобщений. В результате дети часто, даже зная нужное слово, не могут его употребить или упо­требляют его неверно. С этим связано значительное количество ошибок, аграмматизмов в их речи.

Естественно, недостатки речи сказываются не только на общении, но и на познавательной деятельности детей, которая, будучи нарушенной в некоторой степени первично, еще более ослабляется (уже вторично) речевыми недостатками.

Вторичные, связанные с речевыми недостатками, трудности в познава­тельной деятельности замедляют интеллектуальное развитие детей в до­школьном возрасте, но особенно выступают при начале школьного обучения: они проявляются как непосредственно в непонимании учебного материала, так и в трудностях овладения чтением и письмом. Отмечаются и затруднения в овладении новыми формами речи: повествованием, рассуждением.
Охарактеризуем отдельно разные стороны речевого развития.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)