Особенности психического развития детей раннего возраста

Медсестре в своей повседневной работе необходимо учитывать физиологические и психические особенности детского организма. Для детей раннего возраста характерен быстрый и неравномерный темп развития, большая физическая и психическая ранимость. Воздействуя на ведущие линии развития, можно влиять на определенные психические процессы и качества, которые трудно сформировать в более позднем возрасте. Деятельность нервной системы в этом периоде отличается большой неустойчивостью и быстрой утомляемостью. У детей младшего возраста процессы возбуждения преобладают над торможением, при неправильно организованном режиме дня и неблагополучных факторах окружающей среды легко возникает истощение нервной системы. Сильные внешние раздражения (резкие звуки, окрик) непосильны для ребенка и вызывают защитное торможение. Дети имеют низкий предел работоспособности, что обусловливает их быстрое утомление. Они легко устают и затормаживаются от однообразных действий. Ребенка легче научить что-то делать, чем удержать от желаемого действия. Не всегда можно достичь результата словом «нельзя»; лучше переключить внимание на другой предмет или действие. При сильной заинтересованности дети не слышат обращения к ним, они не могут быстро прекратить начатое действие, им трудно сдерживать свои желания.

Ранний возраст является «золотой порой» ведущих линий психического развития. Любое систематическое воздействие быстро оказывает влияние на ребенка. Дети отличаются легкой обучаемостью, но приобретаемые умения и навыки крайне неустойчивы. При неправильных подходах быстро формируются отрицательные навыки и формы поведения. Детям в этом возрасте нелегко менять установившиеся ранее привычки, трудно приспосабливаться к изменениям в их жизни. Поэтому в первые дни поступления в детское учреждение могут наблюдаться различные отклонения в поведении, вплоть до появления патологических симптомов. В психологически трудных условиях резче выступают недостатки воспитания, отчетливее проявляются отрицательные черты характера. Дети раннего возраста имеют ярко выраженное противоречие между возросшими потребностями и имеющимися возможностями. Это несоответствие часто является источником раздражения, плача и упрямства. Реакции детей на окружающее носят яркий эмоциональный характер, они тонко чувствуют взаимоотношения между близкими и их настроение.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)