Особенности познавательной деятельности у детей с нарушением зрения

Познавательная деятельность детей со зрительной патологией в настоя­щее время изучена еще недостаточно полно и всесторонне. И все же имеющи­еся по этой проблеме исследования позволяют дать, хотя и неполную, характе­ристику формирования познавательных процессов у этих детей.

Развитие познавательной деятельности незрячих детей происходит по за­конам формирования психики детей с нормальным зрением, однако недостатки зрения изменяют его динамику и вносят некоторое своеобразие.

Формирование и развитие процесса познания у незрячего ребенка дошкольного возраста зависит от характера педагогического воздействия, значительная роль в котором принадлежит содержанию и организации обучения, направленного на усиление самостоятельности, активного усвоения приемов и способов познания.

Ранняя коррекция недостатков развития познавательной деятельности в условиях специального воспитания и обучения позволяет детям в дальнейшем успешно овладевать знаниями, умениями и навыками, значительно уменьшает их труд­ности в познании окружающей действительности.

Самообучение и спонтанное развитие познавательных процессов у детей, лишенных зрения, происходит значительно медленнее по сравнению со зрячими сверстниками, что является следствием отсутствия у них зрительного подражания, зрительного контроля за исполнительскими действиями, сложности организации системы обратных свя­зей. Совершенствование познавательной деятельности у незрячих в дошколь­ный период при использовании необходимой психолого-педагогической коррек­ции протекает эффективно, хотя и отмечается задержка темпов развития.

В дошкольном возрасте наблюдается развитие всех видов сенсорно-перцептивной деятельности, но происходит оно неравномерно. Так, можно отметить значительное – сравнительно с осязательным – развитие слухового вос­приятия. Уже в младшем дошкольном возрасте (3–4 года) у детей имеется чет­кая и относительно точная дифференцировка звуков, с определенной их сло­весной характеристикой.

Развитие слухового восприятия идет в направлении интеграции слуховых раздражителей, последние соотносятся с предмета-ми и действиями, т.е. зву­ковые свойства предметов приобретают сигнальное значение. Формирование слуха как средства дистантного контроля за своими действиями и действиями окружающих имеет компенсаторное значение. Такова основная тенденция раз­вития слухового восприятия.

В среднем дошкольном возрасте незрячий ребенок только констатирует действие, в старшем уже намечается словесно-логическое осмысление соб­ственного опыта, что говорит о становлении анализирующего слухового вос­приятия.

В дошкольном возрасте осязательное узнавание даже хорошо знакомых предметов весьма несовершенно. Незрячие дети младшего дошкольного воз­раста правильно узнают предъявляемые предметы в 28 % случаях, старшего возраста – в 75 %. Осязательное восприятие на протяжении почти всего до­школьного возраста сохраняет глобальный, малодифференцированный харак­тер.

Развитие осязательного восприятия в течение этого периода происходит в направлении формирования обобщенных осязательных образов, что тесно связано с развитием и формированием обобщающей функции речи. Большое значение при этом имеет овладение конкретными, своеобразными для каждой возрастной группы приемами осязательного обследования.

Огромное компенсаторное значение имеет развитие остаточного зрения, которое оказывает значительную помощь ребенку при осязательном восприя­тии предметов. Развитие мыслительных процессов незрячего ребенка зависит от хода раз­вития его предметных действий. У слабовидящих детей, несмотря на неполноценное зрение, основным средством восприятия мира, как и у нормально видящих, является зрение.

Зрительное восприятие – психический процесс отражения в сознании чело­века предметов и явлений окружающего мира при непосредственном их воз­действии на орган зрения. При воздействии предмета на глаз возникает слож­нейшее превращение «энергии внешнего раздражения в факт сознания», т.е. в образ предмета, который и воспринимает человек.

Отличить воспринимаемый предмет от предметов, сходных с ним, возможно только при тонкой, точной и быстрой дифференцировке поступающих в мозг сигналов. Этот процесс возможен при достаточной анатомической и функциональной зрелости зри­тельного анализатора.

Основой деятельности зрительного анализатора, как и анализаторов дру­гих модальностей, является взаимодействие первой и второй сигнальных си­стем, благодаря которому человеческое восприятие носит осмысленный, обоб­щенный и произвольный характер, чем отличается от восприятия, свойственно­ го животным.

Физиологической основой зрительного восприятия является взаимодей­ствие различных функций зрительного анализатора иобразование на этой основе условных рефлексов на сложные комплексные раздражители, в ре­зультате чего у человека возникает сложный образ предмета со всем многообразием его свойств и частей. Существенное значение при этом имеют ранее образовавшиеся временные нервные связи, и таким образом прошлый опыт оказывает влияние на содержание и характер восприятия.

Формирование образа воспринимаемого зрительно предмета обеспечива­ется как сенсорными функциями зрительного анализатора, так и сложнейшей аналитико-синтетической деятельностью в коре головного мозга человека. Об­раз воспринимаемого предмета возникает на основе двух противоположных, но тесно взаимодействующих нервных процессов: тончайшей дифференцировки действующих раздражителей и их интеграции путем объединения, слияния, связывания возбуждений, возникающих во множестве нервных клеток. Повтор­ное восприятие уже знакомого предмета происходит мгновенно вследствие активизации ранее образовавшихся в коре мозга нервных связей.

При восприятии предмета имеет значение соответствующий опыт (аппер­цепция) воспринимающего человека. Если ему знаком предмет в общих чертах, то возникающий образ будет нечетким, расплывчатым. Огромную роль при вос­приятии играет речь, то слово, которым назван предмет. Следовательно, пред­мет отражается в сознании человека через чувственное познание и словесное обозначение.

Восприятие – сложный полисенсорный процесс, включающий ряд пер­цептивных и опознавательных действий. Он имеет этапы обнаружения объек­ та, различения и выделения информативных признаков, формирования пер­цептивного образа, его опознания и категоризации, обнаружения и выделения информативных признаков объектов. Адекватность и полнота формирующихся перцептивных образов зависят от ориентировочно-исследовательской деятель­ности.

Зрительное восприятие включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов: зрительное воздействие и прежний опыт, ин­терес человека и его мыслительную деятельность. Он должен увидеть целое, состоящее из совокупности его частей, выделить главные признаки среди вто­ростепенных, сопоставить их с известной ему категорией предметов, абстраги­ровать существенные признаки от второстепенных индивидуальных особенно­стей, присущих именно этому предмету, т.е. увидеть общее в частном и особенном.

Так, А. Бине считает, что характер восприятия сюжетных картин зависит от возраста ребенка, и выделяет в таком восприятии три стадии:

  • стадия пере­числения (или предметная),
  • стадия описания (или стадия действия)
  • ста­дия истолкования воспринимаемой картины (стадия отношений).

Однако иссле­дованиями советских психологов установлено, что характер рассказа определяется не возрастными особенностями ребенка, а главным образом содержанием картины, четкостью и выразительностью исполнения замысла, динамичностью или статичностью изображенных на картине персонажей. Большое значение имеет уровень подготовленности ребенка к такой сложной работе, как умение рассматривать кар­тину. Немаловажное значение при этом имеют характер и форма вопросов, с которыми обращается к ребенку взрослый.

Факты, полученные разными исследователями при изучении зрительного восприятия нормально видящих детей дошкольного и младшего школьного воз­раста, свидетельствуют, как отмечает А. А. Люблинская, о том, что:

  • восприятие ребенка при отсутствии специального обучения неточно, фрагментарно и не всегда правильно. Неизбежным его результатом являются отрывочные знания, отличающиеся слитностью (нерасчлененностью);
  • восприятие необученного ребенка, в том числе и младшего школьника, не имеет целенаправленного характера, оно непроизвольно. Сочетаясь с не­произвольностью внимания, восприятие ребенка обычно бывает обращено к яркому, подвижному предмету (на фоне неподвижных предметов);
  • эти возрастные особенности детского восприятия, однако, не ограничи­вают возможности развития в дальнейшем чувственного познания.

Системати­ческое обучение детей способам анализа воспринимаемого материала, выде­ления основных его признаков, частей и элементов и установления связей меж­ду ними дает заметные сдвиги. Незрелое восприятие превращается в целе­направленное, осмысленное наблюдение не только одного объекта, но и целой многопредметной ситуации.

У слабовидящих детей зрительное восприятие обладает всеми известны­ми в общей психологии свойствами: предметностью, избирательностью, осмыс­ленностью, обобщенностью, апперцепцией и константностью. Физиологический механизм восприятия у слабовидящих остается тем же самым, что и у детей с нормальным зрением. Проявление и развитие указанных свойств восприятия зависят от уровня психического развития ребенка в целом.

При слабовидении наблюдается редуцирование некоторых особенностей восприятия. Например, у этих детей ограничена избирательность зрительного восприятия, что обуслов­лено сравнительно узким кругом интересов, снижением активности отража­тельной деятельности, меньшим по сравнению с нормой эмоциональным воз­действием внешнего мира; при недостаточном чувственном опыте у них сла­бее, чем у нормально видящих, выражена апперцепция, страдают полнота и точность отображаемого, что приводит к затруднениям

В осмыслении и сообщении. Однако эти затруднения не могут изменить сущности процесса возникновения зрительных образов, и хотя они не могут быть тождественны (по степени полноты, целостности, широте круга отображаемых предметов и явлений) образам зрительного восприятия нормально видящих, все же в целом они адекватно, правильно отражают объекты в совокупности и в отношениях их свойств и качеств.

Однако при опре­деленных условиях у них наблюдаются зрительные иллюзии, например иллюзии Мюллера–Лайера, Эббингауза, иллюзии перспективы, переоценки расстоя­ний, деформации геометрических фигур и прямых линий. Несмотря на то что величина иллюзорного эффекта может быть иной по сравнению с нормой, наличие его является еще одним подтверждением принципи­альной идентичности коркового нервного механизма восприятии у детей с нор­мальным и нарушенным зрением.

При опознании геометрических фигур у слабовидящих с такими заболева­ниями, как дегенерация сетчатки и частичная атрофия зрительных нервов, об­наружена деформация последовательных образов предъявляемых изображе­ний, снижающая их информационную емкость.

На скорость зрительного восприятия предметов и их изображений у слабо­видящих, так же как и у нормально видящих, оказывают влияние многооб­разные факторы: величина, сложность объекта, уровень освещенности, уро­вень утомления. Идентификация фигур по следу образца вследствие слабости следов зри­тельного восприятия происходит замедленнее и оказывается недостаточно четкой. При краткой экспозиции рисунков отмечается нарушение восприятия пространственных отношений между изображенными предметами.

В тахистоскопических исследованиях зрительного восприятия предметных изображений, геометрических фигур, цифр, букво-сочетаний у слабовидящих отмечается замедленность, фрагментарность, нечеткость, искажения восприя­тия. При частичной атрофии зрительных нервов, деге­нерации желтого пятна, афакии, вторичной катаракте и глаукоме выявлено значительное снижение скорости зрительного восприятия. В остальных случаях – при аномалиях рефракции – скорость восприятия была относительно высокой.

При зрительном восприятии отдельных изображений предметов, рисунков и картин у слабовидящих младших школьников имеются известные трудности. Мелкие детали изображений или плохо воспринимаются, или не различаются совсем.

Вследствие неточного и неполного восприятия рисунков и картин у слабо­видящих формируются неправильные представления,что в свою очередь отра­жается в описаниях изображенного. Осмысление содержания картины вызыва­ет у них затруднения, так как рассматривание ее велось по частям.

Все это свидетельствует о том, что восприятие сюжетных картин у слабо­видящих детей находится на низком по сравнению с нормой уровне – чаще всего это стадия перечисления или стадия описания. Прямой корреляции отмеченных выше особенностей зрительного восприятия и степени снижения остроты зрения не обнаружено.

Особенности зрительного восприятия проявляются при чтении географиче­ских карт, при считывании показаний различных измерительных приборов, при письме в тетрадях, если они специально неприспособлены для слабовидящих. Слабовидение оказывает отрицательное влияние на скорость и правильность формирования процесса чтения у слабовидящих с заболеваниями сетчатки и зрительного нерва; у слабовидящих с аномалиями ре­фракции и помутнением сред глаза показатели скорости и правильности чтения лучше.

Можно указать следующие причины нарушений формирования навыков чтения у слабовидящих: нерасчлененность зрительного восприятия буквенного образца («слияние» двух сходных букв, «перевертывание» буквы слева напра­во, невосприятие отдельных элементов или добавление лишних), недостаточ­ная сформированность пространственных представлений. Подобные ошибки встречаются очень часто в рисунках детей, в аппликационных работах, при составлении фигур и целых картин из готовых частей.

Снижение зрения оказывает отрицательное влияние на формирование гра­фических навыков. Недостаточная сформированность и неустойчивость пред­ставлений о структуре букв вызывали в процессе обучения письму искажения, замены, пропуски букв, зеркальное их написание, неправильное положение букв относительно друг друга в словах, на строках.

Слитность и недостаточная расчлененность зрительного восприятия отме­чается и у нормально видящих первоклассников (реже – в более старшем воз­расте) при ознакомлении их с новым материалом – буквами и цифрами. Причи­на этого у нормально видящих детей другая – это результат «доаналитическо­го» восприятия, так называемый синкретизм. Неумение детей правильно вос­принимать предмет, т.е. их неподготовленность к той аналитико-синтетической деятельности, без которой невозможно полноценное восприятие чего-либо, – одна из причин детского синкретизма.

Отмеченные у слабовидящих детей искажения восприятия (неточность, не­ дифференцированность, ошибочные версии) являются зачастую нарушением сенсорных механизмов анализа признаков воспринимаемых объектов (яркости, контраста, цвета, формы и т. д.), связанным со снижением дифференциальной чувствительности и остроты зрения. Значительное нарушение временной раз­решающей способности приводит к увеличению времени формирования сен­сорного образа и, следовательно, к уменьшению количества информации, при­нимаемой в единицу времени, замедляется темп и ограничивается содержание восприятия.

Таким образом, зрительное восприятие объектов и их изображений, вос­приятие сюжетных картин у слабовидящих детей осуществляется по общим за­кономерностям, т.е. так же, как и у нормально видящих. Наблюдается зритель­но-двигательно-слуховой тип восприятия.

Нарушение функций зрения не ока­зывает существенного влияния у слабовидящих детей на тип восприятия, не ведет к его изменению, так как доминирование зрения в фило- и онтогенезе за­креплено весьма прочно. Зрительное восприятие обладает всеми известными в норме свойствами: предметностью, избирательностью, осмысленностью, обобщенностью, апперцепцией и константностью, отмечает­ся одинаковая сущность процесса возникновения образов, идентичность нерв­ных механизмов восприятия.

Восприятие необученного ребенка непроизволь­но, не имеет целенаправленного характера, а поэтому неточно, смутно, фраг­ментарно и не всегда правильно. Одной из причин слитности и нерасчлененно­сти (синкретизма) зрительного восприятия является неподготовленность ребенка к аналитико-синтетической деятельности. Зрительное восприятие ребен­ка, имеющего недостатки внимания, активизируется яркостью, подвижностью предмета, объекта на неподвижном фоне.

Развиваясь в соответствии с наиболее общими закономерностями, зри­тельное восприятие у слабовидящих детей в сравнении с нормально видящими отличается некоторым своеобразием, являющимся следствием формирования его в условиях нарушенного зрения. Это своеобразие проявляется в сниженной активности восприятия, неполноте и неточности отражения, ограниченной из­бирательности восприятия, слабой апперцепции, затруднениях в осмыслении и обобщении воспринимаемого.

Дети с нарушениями зрения при восприятии ри­сунков, особенно сюжетных картин, испытывают большие трудности по сравнению с нормально видящими. Морфофункциональное состояние зрительного анализатора и его информационные возможности не всегда точно характеризу­ются общепринятым критерием – остротой зрения. Как уже отмечалось, прямой корреляции между остротой зрения и эффективностью зрительного восприятия объектов, их изображений, сюжетных картин не установлено.

Снижение инфор­мационной способности зрения у слабовидяших, как отмечает Л. П. Григорьева, связано не только с дефектами оптической проекции изображений на сетчатку, но и с изменениями механизмов анализа признаков изображений в каналах сенсорно-специфической анализаторной системы. Предполагается, что врожденные и рано приобретенные морфофункциональные нарушения в сетчатке и на уровне проводящих путей органа зрения слабовидящих суще­ственно влияют на формирование систем мозга, участвующих в сложных актах зрительного восприятия.

Первоначальной ступенью познания у нормально развивающихся детей является их практическая повседневная жизнь, в результате которой они научатся достаточно быстро воспринимать окружающее – родителей, игрушки и т. д. Но для того чтобы восприятие достигло совершенства, превратилось в целенаправленный и организованный процесс наблюдения, стало могучим средством дальнейшего познания детьми окружающей действительности, его развитие должно быть продолжено в специальном обучении.

Новые качества восприятия, как отмечал Л. С. Выготский, формируются только при взаимодействии с другими психическими процессами, такими, как память, мышление, внимание, речь и т. д. В онтогенезе развитие высших форм восприятия, которые связаны с другими когнитивными процессами, определя­ется созреванием структур мозга, индивидуальным опытом ребенка, культур­ным и образовательным уровнем социальной среды.

Вследствие сенсорной и общей психической недостаточности у слабовидя­щих и частичновидящих детей созревание структур мозга и психических об­разований замедлено. Поэтому их индивидуальная деятельность и опыт могут быть существенно ограничены. Для развития и коррекции недостатков зрительного восприятия им требу­ется специально организованное обучение.

Полученные в исследовании Л. П. Григорьевой данные о состоянии зри­тельных функций могут служить основой для разработки тифлопсихологиче­ской системы компенсации нарушений зрительного восприятия. Предполагает­ся, что такая система может строиться на основе интеллектуализации процесса восприятия, которая будет заключаться в обучении новым способам восприятия, в нахождении новых критериев для опознания формы и деталей объектов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)