Особенности психического развития глухих детей, имеющих другие первичные нарушения развития

У глухих нередко наблюдается нарушение вестибулярного аппарата. Оно чаще встречается у детей с приобретенным нарушением слуха, чем с наслед­ственной формой глухоты. Тяжелый воспалительный процесс, охватывающий среднее и внутреннее ухо ребенка, распространяется и на находящиеся в не­посредственной близости преддверие и полукружные каналы – составные ча­сти вестибулярного аппарата.

В результате могут возникать необратимые из­менения в строении и функциях обеих систем. Такое явление наблюдается при тяжелых отитах, вызванных какими-либо инфекциями (гриппом, скарлатиной, корью и др.). Общее поражение еще только начинающих формироваться си­стем слуха и вестибулярного аппарата может произойти и у развивающегося плода в утробе матери (чаще это случается также под действием опреде­ленных инфекций).

Благодаря деятельности вестибулярного аппарата человек воспринимает изменения скорости движения собственного тела и все Изменения направле­ния движения. По мере того как маленький ребенок овладевает все большим количеством разных движенш (научается поднимать руки, голову, собственное тело, ползать ходить, прыгать и т. д.), у него формируются многие статические и статокинетические рефлексы на основе определенных сигналов от вестибу­лярного аппарата. Благодаря деятельности вестибулярного аппарата у челове­ка складываются умения сохранять равновесие при различных движениях тела в пространстве. Не менее важна роль вестибулярного аппарата в формирова­нии умений ориентироваться в пространстве, поскольку он учитывает все изме­нения в направлении движений.

Глухие дети, имеющие с рождения или с раннего детства нарушение ве­стибулярного аппарата, заметно позднее, чем другие дети, овладевают прямо­хождением. Затем они начинают ходить, почти не отрывая ног от земли, скользя по полу, производя много дополнительных движений, помогающих им удерживать вертикальное положение тела. Постепенно их походка выравнивается в результате выработки компенсирующих статокинетических рефлексов, которые возникают благодаря зрительному восприятию собственного движения и мышечным ощущениям от этих движений.

Трудности возникают у детей при выработке новых движений – умений прыгать, бегать, стоять на одной ноге, стоять и двигаться с закрытыми глазами. Эти трудности обнаруживаются в раннем и дошкольном возрасте, но при отсутствии необходимой тренировки сохра­няются в младшем школьном возрасте и даже старше.

У глухих детей с нарушением вестибулярного аппарата отмечаются большие трудности в ориентировке сначала в малом и близком пространстве (комнате, квартире, доме, где они живут), а затем в более обширном и дальнем (в районе города или поселка, в лесу, при погружении в воду).

Факт нарушения вестибулярного аппарата у детей необходимо устанавли­вать с раннего детства. У врачей-отоларингологов имеются для этого специ­альные средства.
Нарушения вестибулярного аппарата у детей необходимо учитывать во всех видах воспитательного и учебного процесса, при выполнении детьми лю­бых движений в пространстве, особенно при занятиях физкультурой и спортом, лечебной физкультурой и при обучении детей различным трудовым операци­ям.

Специально организованные занятия, направленные на развитие у детей навыков кинестетического и зрительного контроля за своими действиями, поз­воляют значительно компенсировать у них недостатки движений. Обучение глухих умению ориентироваться в пространстве является одной из многих задач всего учебно-воспитательного процесса.

Другим первичным нарушением, которое может быть у глухих детей, яв­ляется нарушение зрения. Необходимо иметь в виду, что нарушение зрения бывает различной степени – от небольшой близорукости или дальнозоркости до выраженного слабовидения 0 полной слепоты.

При этом оно может возник­нуть в различное время: ребенок может родиться с определенным нарушением зрения или приобрести его позднее и по разным причинам.
Бывают глухие и одновременно слепые дети с самого рождения или с самого раннего возраста или глухие и одновременно слабовидящие. Для них создаются специальные условия воспитания и обучения. Специальный детский дом для таких детей существует в Сергиевом Посаде.

Значительно чаще, чем тяжелые нарушения зрения, у глухих встречается близорукость или дальнозоркость, полностью или частично корректирующиеся очками. Вместе с тем у этих детей бывает сужение полей зрения, нарушения аккомодации и конвергенции, встречается косоглазие, возможны случаи нару­шения сетчатки.

В связи с трудностями, возникающими при общении с глухими детьми, весьма не редки случаи, при которых офтальмологи на основе общения с мате­рью ребенка и отдельных наблюдений ставят диагноз: зрение нормальное. Тем самым ребенок лишается помощи, которую он получает при ношении очков, специального возможного лечения и определенным образом построенных за­нятий для восполнения пробелов общего развития из-за недостатков зрения.

Бывают также случаи, когда ребенок уже имеет правильно для него выписан­ные и необходимые для его каждодневной жизни очки, но кто-либо из роди­телей (или других близких) эти очки не дает ребенку, так как опасается, что он их разобьет и повредит при этом глаза, поранится и т. п.

Необходимо также иметь в виду, что нарушения зрения у детей или увели­чение этого нарушения нередко наблюдается в школьном возрасте. При этом глухие дети и подростки не всегда правильно понимают, что с ними происхо­дит. Нередко они замыкаются, становятся невнимательными ко всем происхо­дящим в школе событиям, к учителю и его заданиям, начинают хуже учиться.

В целом не менее 25 % школьников могут иметь те или другие нарушения зрения. Следовательно, необходима обязательная регулярная проверка зре­ния всех учеников.
У отдельный глухих детей наблюдается синдром Ушера. Это врожденная глухота и постепенно увеличивающееся нарушение зрения в виде сужения по­лей зрения и пигментной дистрофии сетчатки.

К подростковому возрасту проис­ходит полная потеря зрения. Необходимо не только своевременно диагности­ровать присутствие данного синдрома у глухого школьника, но заранее пси­хологически готовить его к надвигающемуся бедствию – слепоте, научить чи­тать и писать по Брайлю, обучать его таким видам трудовой деятельности, ко­торые будут доступны ему и при наступившей слепоте.

Следует еще предвидеть возможные случаи нарушения цветового зрения (дальтонизм), поскольку они в общей человеческой популяции встречаются в 7,4 % случаев у мальчиков и в 0,8 % ~ у девочек. Случаи нарушения цветового зрения также не всегда своевременно выявляются у глухих детей из-за недо­статков речевого общения с ними. Однако дальтонизм необходимо диагности­ровать у детей еще в дошкольном возрасте, чтобы правильно организовывать их воспитание.

В значительном числе случаев (от 20 до 35 % – в разных детских коллекти­вах) у глухих детей наблюдается первичная задержка психического развития (ЗПР), обусловленная недостаточностью деятельности центральной нервной системы, вызванной теми или иными причинами (тяжелой болезнью матери во время беременности, особенно в первые три месяца; тяжелой болезнью ребенка в первые месяцы или годы жизни).

У детей с первичной ЗПР обычно на­блюдается выраженная церебрастения, ведущая к повышенной утомляемости. Из-за этого дети отличаются изменчивым поведением, легко приходят в состо­яние повышенного возбуждения или, напротив, в состояние вялости и безучастности к окружающему. Дети эмоционально неустойчивы и с трудом при­выкают к целенаправленной произвольной деятельности, требующей преодо­ления определенных трудностей.

В своем психофизическом развитии они от­стают от глухих детей, не имеющих других первичных нарушений развития. Но степень отсталости и его характер во многом определяются теми условиями жизни, в которых дети находились до школы, и их общим физическим состояни­ем.

Неслышащие дети с первичной ЗПР, воспитывавшиеся в специальном дет­ском учреждении для неслышащих детей или на дому при систематическом участии специалистов-сурдологов, обычно имеют незначительное отставание в развитии произвольной предметно-практической деятельности, в развитии зри­тельного восприятия, наглядного мышления, образной памяти по сравнению с неслышащими детьми без первичной ЗПР и воспитывающимися в сходных условиях. Но они имеют существенное отставание от других глухих в развитии словесной речи, в овладении восприятием речи и произношением, в усвоении значений слов, обозначающих предметы и явления самого ближайшего окруже­ния, в овладении связной речью.

Относительно более успешно они овладе­вают самыми элементарными математическими представлениями. При поступ­лении в школу они обычно правильно устанавливают количество предметов в пределах 10, могут в этих пределах складывать и вычитать группы предметов, но обязательно пользуются пальцами при пересчете и жестовыми условными обозначениями.

Глухие дети с первичной ЗПР, не получающие квалифицированной сурдо­ педагогической помощи в раннем и дошкольном возрасте, к началу школьного возраста резко отличаются от глухих детей без первичной ЗПР. По поведению и результативности их предметно-практических действий они сходны с ум­ственно отсталыми детьми, однако обнаруживают значительно более высокую обучаемость.

При создании благоприятных условий для их всестороннего пси­хофизического развития неслышащие дети с первичной ЗПР постепенно (за большие сроки) овладевают программой сначала младших, а затем и средних классов школы для обычных неслышащих детей. Среди глухих встречаются примерно 10– 15 % детей, имеющих умствен­ную отсталость разной степени.

Умственная отсталость является следствием значительного повреждения мозговой деятельности ребенка, обусловленного либо серьезными заболеваниями матери или отца ребенка (например, алкого­лизм, использование других наркотиков), неблагополучно протекающей бере­менностью матери и тяжелыми родами, либо травмами головы, или заболеваниями ребенка, например менингоэнцефалитом в самом раннем детстве. (Нарушение слуха может быть вызвано теми же причинами, но может возник­нуть под действием и других неблагоприятных факторов.)

Умственно отсталые глухие дети имеют своеобразие и отставание в развитии еще большее, чем ум­ственно отсталые с нормальным слухом. К началу школьного возраста у глухих умственно отсталых детей имеются трудности в координации движений соб­ственного тела, в точных движениях рук и ног, в фиксировании взгляда и вни­мания на определенных предметах. Дети с трудом выполняют простые дей­ствия с предметами по точному подражанию действиям взрослого. Их соб­ственная предметно-практическая деятельность весьма элементарна.

Наблю­дается заметное отставание и своеобразие в развитии всех познавательных процессов, речи, эмоционально-волевой сферы даже по сравнению с умствен­но отсталыми, имеющими сохранный слух, тем более по сравнению с детьми, имеющими только нарушение слуха. Глухие умственно отсталые дети обучаются в специальных классах по осо­бой программе, притом более простой, чем умственно отсталые дети с нор­мальным слухом.

Среди глухих есть дети с детским церебральным параличом (ДЦП). Их не так много: они составляют 3–3,5 %. Те дети, которые могут ходить самостоя­тельно и обучаются в школе, имеют очень своеобразную несимметричную по­ходку, скрюченную позу тела, насильственные движения рук и ног. Психофизи­ческое развитие этих детей протекает с глубоким своеобразием. Они испы­тывают трудности в зрительном восприятии предметов, поскольку в силу на­сильственных движений шеи и головы не могут спокойно осматривать предметы.

Кроме этого, у них нередко наблюдаются нарушения движений глаз, нарушения аккомодации и косоглазие. Не менее сложна для детей предметно-прак­тическая Деятельность, поскольку с большим трудом они могут совершать точ­ные действия с предметами. Особо сложным является формирование речи у неслышащих с ДЦП. При наличии навязчивых движений в области рта и неред­ко наблюдаемой дизартрии крайне трудно формировать у таких детей речепроизносительные умения. Из-за нарушений движений рук им трудно овладеть дактиль-ной речью и письмом, являющимися важным звеном в формировании речи глухих детей.

В момент поступления в школу глухие дети с ДЦП обычно совсем не вла­деют речью и имеют существенное отставание в развитии всех психических процессов. Но при глубоко индивидуальном подходе, учитывающем потенци­альные возможности каждого ребенка, глухие дети с ДЦП могут усваивать в бо­лее растянутые сроки программу начальной и основной школы для глухих де­тей. Для наиболее способных детей с ДЦП эти сроки могут совпадать со срока­ми обучения глухих детей с ЗПР.

Среди глухих детей с ДЦП встречаются умственно отсталые (с еще более обширным поражением мозговой деятельности, чем только при ДЦП). Их необ­ходимо своевременно диагностировать. Они отстают во всем психофизическом развитии, и гораздо больше чем глухие только с ДЦП.

Еще одну группу со сложными нарушениями составляют дети, имеющие кроме нарушения слуха еще поражение речевых зон коры головного мозга. При энцефалографическом исследовании у таких детей, как правило, отмечаются нарушения нормальной деятельности в височной и переднецентральной обла­стях коры головного мозга. В группе глухих детей такие дети составляют около 5 %.

Особенность этих детей в школьном возрасте – резкие различия в уровне развития предметно-практической деятельности, процессов восприятия, наглядного мышления, образной памяти, с одной стороны, и речи и формирующихся на ее основе словесно-логического мышления, словесной памяти с дру­гой. По уровню развития наглядных форм познавательных процессов и практи­ческой деятельности они близки к основной группе глухих. По уровню же разви­тия речи они отстают от глухих с ЗПР, иногда даже соответствуют глухим ум­ственно отсталым.

У глухих детей, имеющих поражение речевых зон коры головного мозга, иногда наблюдается и легкое повреждение центральной нервной системы, ве­дущее к первичной ЗПР. У таких детей отставание и своеобразие в психиче­ском развитии близко к тому, которое наблюдается у глухих умственно отста­лых детей.

Особую проблему составляют глухие дети с нарушениями поведения, пси­хически неуравновешенные, больные. У таких детей бывают периоды более спокойных состояний, когда они могут соблюдать школьную дисциплину, учить­ся и усваивать знания и умения. Но затем по тем или иным причинам происхо­дит обострение психического заболевания, что делает невозможным пребыва­ние данного ученика в школе. Обычно его помещают в соответствующую боль­ницу, где его лечат более или менее длительный период, иногда по нескольку месяцев. В больнице данный ученик никаких учебных знаний не получает и очень отстает в развитии.

Необходимо также особо выделить группу глухих детей, соматически ослабленных, перенесших длительные тяжелые заболевания или имеющих по­ стоянное нарушение деятельности организма (заболевания сердца, легких, по­чек, печени. Эти дети часто имеют повышенную утомляемость и сниженную ра­ботоспособность, что неизбежно уменьшает эффективность их обучения. Не­редко у таких детей наблюдается общее отставание в психическом развитии, сходное с тем, что наблюдается у детей с ЗПР.

Могут быть случаи, когда у детей, кроме глухоты, нет каких-либо серьезных нарушений организма, но в силу того, что им долго не оказывалась специальная педагогическая помощь, они сильно отстают в общем психическом разви­тии. Бывает так, что глухой ребенок до школьного возраста находится дома или посещает массовый детский сад, где с ним никак специально не занимаются.

Поступая в школу, такой ребенок умеет произносить только несколько лепетных созвучий и в общении пользуется ими да элементарными жестами рук и мимикой лица. Поскольку овладение речью играет очень важную роль во всем психическом развитии ребенка, то ребенок в 7 лет, совсем не владеющий ре­чью, уже имеет большое отставание в психическом развитии, причем тем большее, чем менее развита у него к этому возрасту предметно-практическая деятельность.

Аналогичные дополнительные нарушения развития встречаются и у слабослышащих детей. При этом отставание и своеобразие в психическом развитии у этих детей зависит не только от степени потери слуха и тяжести дополни­тельных нарушений, но и от уровня развития предметно-практической и учеб­ной деятельности, речи и мышления, формирующихся и совершенствующихся в условиях компенсирующего обучения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)