Особенности ориентации личности абитуриента на специальность учителя физической культуры

Ориентация на профессию – это сложный психологический процесс, представляющий собой взаимосвязь осознания общественных требований к профессии с положительной мотивацией к профессиональному вы- бору, реализуемым в соответствии с деятельностью.

Обоснованный выбор специальности учителя физической культуры во многом зависит от единства трех видов отношения личности: отношение к ребенку как к объекту педагогического воздействия, к целям его обучения и воспитания и отношение к физкультурно-спортивной деятельности.

Нами было проведено исследование особенностей профессионального выбора абитуриентами института физической культуры Владимирского государственного университета.

Анкетным опросом было охвачено 110 абитуриентов. Анализ результатов анкетирования абитуриентов показал, что в структуре их ориентации на педагогическую специальность лежит устойчивая увлеченность физической культурой и спортом, а отношение к ученику, к его обучению и воспитанию осознаются слабее.

На основе полученных данных мы разделили испытуемых абитуриентов на пять условных групп. К первой группе мы отнесли абитуриенты (21,4%), которые мотивировали свой выбор специальности проявлением интереса к физической культуре и спорту, любовью к детям и желанием обучать и воспитывать их смелыми и здоровыми людьми.

Их объединяет сравнительно высокое осознание общественной и личной значимости избранной специальности.

Во вторую группу мы включили абитуриентов (22,5%), мотивы к профессиональному выбору которых совпадали с мотивами абитуриентов первой группы: интерес к физической культуре и спорту, а также любовь к детям. Их профессиональная ориентация близка к общественно значимой.

Однако они четко не выразили своего отношения к целям обучения и воспитания детей. В третью группу вошли абитуриенты (10,2%), которые мотивировали выбор специальности любовью к детям и желанием их обучать и воспитывать. Однако они скорее ориентированы на педагогическую профессию в широком плане, а не на специальность учителя физической культуры.

В четвертую группу включены абитуриенты (38,8%), принявшие решение о профессиональном самоопределении на основе интересов к физической культуре и спорту. В пятую группу включены абитуриенты (8,2%), которые объяснили профессиональный выбор мотивами, свидетельствующими о низком осознании ими общественной и личной значимости избранной специальности («нравится вуз, факультет», «люблю общаться с интересными людьми», хотела учиться во Владимире» и т. п.).

Исследование показало, что профессиональное самоопределение многих абитуриентов не достигло своего логического завершения. Первоначальный выбор педагогической специальности ими формально сделан, но, видимо, следует ожидать значительную дифференциацию их профессиональных ориентаций, что должно учитываться в дальнейшей учебно- воспитательной работе с ними.

Интересно
В период доинститутской подготовки будущего учителя физической культуры необходима продуктивная работа по профессионально-педагогической ориентации, которая призвана связать физкультурно-спортивные интересы учащихся с их отношением к специальности учителя физической культуры.

Тесные и открытые контакты в целенаправленной физкультурно- спортивной деятельности дадут возможность школьникам более проникновенно отнестись к личности учителя физической культуры, к его специальности, увидеть общественную значимость его труда. В длительной физкультурно-спортивной деятельности, имеющей четкую профессионально- педагогическую направленность, можно увидеть в динамике и проверить склонности будущих абитуриентов факультета физической культуры и спорта Владимирского государственного университета педагогического к предполагаемой специальности.

Все это окажет благоприятное влияние на обоснованность и психологическую устойчивость профессионального выбора специальности учителя физической культуры. Студенты факультетов физического воспитания получают достаточные сведения о социальной значимости физической культуры, знания и навыки в проведении гигиенических мероприятий и оказания первой медицинской помощи.

Таким образом, из опроса видно, что студенты довольно хорошо представляют модель личности учителя физической культуры. Однако воспитание личности невозможно без одновременного создания благоприятных социально-экономических условий, гуманизации общества.

Тем не менее на современном этапе развития общества есть возможности для повышения профессиональной подготовки, культуры учителя.

Есть возможность усилить внимание к нравственно-эстетическим проблемам физической культуры, профессионально-прикладным, экологическим и другим значимым для человеческой деятельности аспектам организации занятий физической культурой. Поэтому, по нашему мнению, есть необходимость наряду с общественно-политическими и профилирующими дисциплинами на факультетах физического воспитания и спорта ввести специальные курсы по спортивной этике.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)