Моторные асимметрии

Термин «моторные асимметрии» используется, когда речь идет о двигательных функциях (об определении ведущей руки или ноги). Способы определения ведущей руки многочисленны.

Можно представить несколько групп таких способов, которые комплементарны и формируют более полную картину об изучаемом явлении.

Для определения функциональной асимметрии рук (ведущей руки) используются: Опросники.

Примеры таких опросников можно найти в нашем учебном пособии. Как правило, в таких опросниках формулируются вопросы о том, какой рукой испытуемый выполняет те или иные предметные действия: пишет, рисует, бросает мяч, раздает карты, причесывается, — то есть действия с предметами.

Часто при обработке данных опросников каждому ответу (всегда, иногда и т. д.) присваивается определенный балл, и сумма баллов позволяет выяснить не только знак, но и степень асимметрии.

Чаще всего для определения ведущей руки как самый надежный показатель используют предпочтение руки для письма; можно опираться также на асимметрию в силе и точности рук, однако при количественной оценке эти три показателя довольно слабо коррелируют друг с другом (0,08–0,3).

Большинство вопросов во всех опросниках относится к предметным действиям, которые являются благоприобретенными, складываются прижизненно, в процессе формирования и воспитания ребенка взрослыми.

Соответственно, они во многом детерминированы социальными, культурными факторами, которые могут маскировать врожденные, биологически и генетически обусловленные мануальные предпочтения субъекта.

Так, во многих странах примерно до последних десятилетий двадцатого века детей-левшей при обучении письму заставляли писать правой рукой — вплоть до того, что привязывали левую руку к телу.

Такое насильственное переучивание плохо отражалось на психике ребенка и в настоящее время не практикуется. Критический анализ различных опросников можно найти в разных работах.

Однако применение опросников — это не единственный способ исследования мануальных предпочтений, потому что испытуемые не всегда могут четко определить, какой рукой они выполняют те или иные действия, тем более если испытуемые — дети.

Следует отметить, что для детей младшего возраста обычно применяются специально разработанные и адаптированные, сенсибилизированные опросники.

Кроме того, если требуется определение моторной асимметрии у детей, наиболее адекватен метод наблюдения. Уже довольно рано, когда ребенок начинает самостоятельно пользоваться ложкой, можно видеть явное предпочтение одной руки.

Иногда, если ребенок копирует движения взрослого правши, сидящего напротив, он берет ложку в левую руку. Если попытаться переложить ложку в другую руку и он довольно быстро возвращает ее обратно — скорее всего, так ему удобнее, потому что он левша.

Стоит понаблюдать ещё. Для этого можно предложить ребенку ряд предметов-игрушек (расческа, ножницы, зубная щетка, мячик и т. д.) и наблюдать, какой рукой он выполняет основные действия.

Существует батарея проб, которые позволяют отследить ряд непроизвольных, инстинктивных движений. К таким пробам относятся: «переплетение пальцев рук», «поза Наполеона», «аплодирование», «прогибание кистей рук».

Моторные асимметрии

Также можно учитывать некоторые антропометрические показатели: ширина ногтевых лож больших пальцев или мизинцев будет больше на ведущей руке; ведущая рука несколько длиннее неведущей; на тыльной стороне ведущей руки сильнее развита венозная сеть; на подушечках пальцев ведущей руки более сложные дерматоглифические узоры.

Моторные асимметрии

Помимо визуального наблюдения исследователи используют аппаратурные методы.

Динамические (то есть скоростные) и силовые показатели регистрируются с помощью специальных приборов:

  • динамометрия (измерение силы каждой руки динамометром);
  • теппинг-тест (оценка темпа, ритма, равномерности движений, возможности их произвольного ускорения или замедления);
  • миокинетический тест и т. д.

Во время выполнения двигательных заданий используются различные методы регистрации — электромиография (ЭМГ), электроэнцефалография (ЭЭГ), регистрация вызванных потенциалов (ВП), видеозапись с последующей компьютерной обработкой.

Интересно
Для определения функциональной асимметрии ног (ведущей ноги) можно использовать следующие методы: анализ выполнения каких-либо действий — подпрыгнуть на одной ноге, сделать шаг вперед, ударить по мячу, сесть на стул, закинув ногу на ногу.

Ведущая нога совершает движения первой, она сильнее. Этот факт находит подтверждение в одном любопытном бытовом наблюдении: на обуви, надетой на не ведущую ногу, быстрее изнашивается набойка, потому что она слабее ведущей и незаметно для субъекта чуть приволакивается при ходьбе; стопа и шаг у ведущей ноги несколько длиннее, чем у неведущей.

Учитывая разнообразие асимметрий, сегодня принято говорить о латеральном профиле индивида, или «профиле латеральной организации мозга» (ПЛО).

Это особый интегральный показатель, выраженный в виде буквенной формулы, в котором представлено право-левое распределение функций трех основных анализаторных систем: двигательной (анализируются движения рук), слуховой и зрительной.

Системные исследования распределения типов ПЛО в разных выборках испытуемых выявили связи между типами ПЛО и особенностями протекания некоторых психических функций (в частности, произвольной регуляции интеллектуальных процессов, пространственного и речевого восприятия и т. д.).

При описании ПЛО используется определенная балльная система оценок степени выраженности разных латеральных признаков.

Реальная картина асимметрий и их комбинаций в норме, по-видимому, очень сложна. Безусловно, «профили асимметрий» (т. е. определенные сочетания, паттерны асимметрий разных функций) весьма разнообразны. Более подробные сведения вы можете найти в работах Е. Д. Хомской и ее коллег.

Знакомство с профилями асимметрии важно для некоторых прикладных аспектов нейропсихологии спорта и в тех областях, в которых важны различные моторные функции. В афазиологии определение латерализации речевых функций имеет важное диагностическое значение.

Давно уже достаточно убедительно показано, что использование различных признаков правшества и скрытого левшества для суждения о степени доминантности по речи левого полушария не является надёжным и вряд ли валидным. Ниже рассмотрим другие, более надёжные методы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)