Основы построения финансовой структуры в организации

Создание общей управляющей системы на предприятии – это процесс целенаправленных действий по формированию его финансовой структуры, включая технологию учета, анализа, планирования и контроля за движением денежных средств.

Иными словами, финансовая структура – это иерархическая система центров финансовой ответственности (ЦФО), которая определяет технологию формирования финансовых результатов и распределения ответственности за достижение общего результата хозяйственной деятельности.

Созданию обоснованной системы финансового управления способствует совмещение регистров трех учетных уровней: бухгалтерского, управленческого и налогового учета, которые являются базой для составления оперативной отчетной информации. Система управления предполагает также использование плановых документов с целью определения отклонений фактически сложившихся параметров от плановых (контроль за отклонением).

Очень важно включение в процедуру построения управляющей системы логистического процесса на предприятии. Именно данный процесс позволяет выявить первичный объект управленческого учета в финансовом управлении (например, центр доходов, центр прибыли и т. д.).

1. Финансовая структура базируется на основе экономических (финансовых) отношений между центрами ответственности. Организационная структура – на основе функциональной специализации подразделений предприятия.

2. Финансовая структура показывает иерархию ответственности за достижение целевых финансовых показателей. Организационная структура выражает иерархию подчиненности.

3. При построении организационной структуры возможны различные компромиссы и влияние личностных факторов. При создании финансовой структуры в расчет принимают только реалии хозяйственной деятельности.

Исходя из данных особенностей, финансовая и организационная структуры не совпадают. Если расхождение между ними значительно, то возникают серьезные управленческие проблемы, связанные с несовпадением картины бизнеса, которую представляет управленческий учет, основанный на финансовой структуре, со структурой управления компанией, основанной на организационной структуре.

Владимир Владимирович Бочаров, Владимир Анатольевич Черненко: «Стратегия корпоративного финансирования».

Организационное обеспечение системы управления финансами имеет смысл интегрировать с общей организационной структурой управления предприятием. Она должна включать:

1. Центр управления организационной деятельностью;
2. Центр управления сбытовой деятельностью;
3. Центр управления инвестиционной деятельностью;
4. Центр управления финансовой деятельностью.

Принципы формирования организационной системы управления (менеджмента) предусматривают создание центров ответственности по двум ключевым признакам:

– иерархическое построение центров управления, предполагающее выделение различных его уровней;
– функциональное построение, которое базируется на разделении центров управления по функциям и видам деятельности.

Поскольку система управления финансовой деятельностью является составной частью менеджмента предприятия, ее организационное обеспечение интегрируют в общую систему управления. Зарубежный и отечественный опыт показывает, что наиболее эффективно организационную систему финансового менеджмента используют при функциональном построении центров управления предприятием.

Это связано с тем, что финансовый менеджмент по своему содержанию выступает как функциональная система управления. Поэтому российские специалисты рекомендуют следующую схему построения финансовой службы Владимир Владимирович Бочаров, Владимир Анатольевич Черненко: «Стратегия корпоративного финансирования» предприятия.

Исходя из данной схемы, руководство предприятия ставит перед финансовой дирекцией следующие задачи:
1. Представлять акционерную компанию во взаимоотношениях с налоговыми органами, банками, инвесторами, финансовыми консультантами и другими партнерами;
2. Обеспечивать составление годовых и оперативных финансовых планов и контролировать их исполнение на основе сопоставления фактических показателей с плановыми;
3. Определять целевую структуру консолидированного бюджета организации и добиваться ее реализации;
4. Обеспечивать достаточность денежных средств для исполнения текущих финансовых обязательств;
5. Своевременно взыскивать дебиторскую задолженность;
6. Формировать и контролировать реализацию кредитной политики предприятия и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)