Основы организации бухгалтерского учета в малых и средних предприятиях

Обязанность экономического субъекта вести бухгалтерский учет определена статьей 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

Следует отметить, что этим же законом определено, кто может не вести бухгалтерский учет, а именно:

Индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, – в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном законодательством.

Находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, – в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном законодательством.

Законом № 402-ФЗ также определены отдельные вопросы организации ведения бухгалтерского учета, а именно:

Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

Руководитель экономического субъекта – лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа.

В случае, если индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, ведут бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, они сами организуют ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета, а также несут иные обязанности, установленные настоящим Федеральным законом для руководителя экономического субъекта.

Руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта, либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

В открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:

Иметь высшее профессиональное образование.

Иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита – не менее пяти лет из последних семи календарных лет.

Не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами.

Физическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно соответствовать требованиям, установленным частью 4 статьи 7.

Юридическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно иметь не менее одного работника, отвечающего требованиям, установленным частью 4 статьи 7, с которым заключен трудовой договор.

Главный бухгалтер кредитной организации должен отвечать требованиям, установленным Центральным банком Российской Федерации.

В случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета:

Данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию.

Объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

В приложении к учебному пособию приведен образец заполнения «Приказа о принятии руководителем организации (субъектом малого и среднего предпринимательства) обязанностей по ведению бухгалтерского учета общества с ограниченной ответственностью “Верона” (ООО “Верона”).

Основой организации бухгалтерского учёта являются законодательные и нормативные документы, исполнять которые обязаны все юридические и физические лица, зарегистрированные как предприниматели.

Законодательные и нормативные документы образуют систему нормативного регулирования бухгалтерского учета России, которая представлена четырьмя уровнями:

Первый уровень — законодательный. К этому уровню относятся федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства Российской Федерации.

Второй уровень — нормативный. К этому уровню относятся стандарты (положения) по бухгалтерскому учету ПБУ), утвержденные Министерством финансов Российской Федерации.

Третий уровень — методический. К документам этого уровня относятся методические указания, рекомендации, инструкции, приказы, письма Минфина РФ и других органов исполнительной власти, занимающихся вопросами бухгалтерского учета.

Четвертый уровень — организационный. На этом уровне формируются документы организаций, определяющие разные аспекты бухгалтерского и налогового учета.

Вопросы бухгалтерского учета и отчетности регулируются:

  • Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”,
  • Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н,
  • Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н,
  • национальными стандартами бухгалтерского учета – Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ),
  • международными стандартами,
  • другими нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету.

К основным правилам ведения бухгалтерского учета в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Министерства Российской Федерации от 29.07.1998 № 34-н отнесены:

-требования к ведению бухгалтерского учета

-документирование хозяйственных операций

– использование регистров бухгалтерского учета

– осуществление оценки имущества и обязательств

– проведение инвентаризация имущества и обязательств.

В соответствии с требованиями к ведению бухгалтерского учета организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета, утверждаемого Министерством финансов Российской Федерации.

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) ведется в валюте Российской Федерации – в рублях.

Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке.

Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика, предполагающая имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временную определенность фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

В бухгалтерском учете организации текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.

Документирование хозяйственных операций означает, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Законом № 402-ФЗ установлены требования:

  • по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений обязательных для всех работников организации.
  • по содержанию обязательных реквизитов для первичных учетных документов, правильности их заполнения
  • другие особенности, оформления которых определяются отдельными указаниями Министерства финансов Российской Федерации)
  • по ведению, формах, содержанию и хранению регистров бухгалтерского учета
  • по оценке имущества и обязательств и записях по оценке в бухгалтерском учете
  • по инвентаризация имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка (порядок, особенности проведение инвентаризации, отражение результатов на счетах бухгалтерского учета).

Для организации бухгалтерского учёта необходимо:

  • ознакомиться с действующими законодательными, нормативными и методическими документами по бухгалтерскому учёту.
  • создать в организации бухгалтерскую службу или ввести должность главного бухгалтера (можно привлечь по договору бухгалтера со стороны)
  • разработать учётную политику в соответствии с Положением по бухгалтерскому учёту “Учётная политика организации” и приказом по организации ввести её в действие.
  • руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, должен утвердить формы первичных учетных документов для ведения бухгалтерского и налогового учета.

С вступлением в силу с 01.01.2013 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», подтверждать факт хозяйственной жизни первичными документами по унифицированным формам (содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации) не обязательно.

Однако, по мнению специалистов, не смотря на то, что формы первичных учетных документов не являются обязательными к применению, они могут быть использованы организациями, так как содержат в себе все обязательные реквизиты.

Разработать рабочий план счетов (на основе Плана счетов, утвержденного Минфином РФ) и приказом по организации ввести его в действие.

При ручном варианте ведения бухгалтерского учёта приобрести в соответствии с выбранной формой учёта учётные регистры (журналы, ведомости, книги и т.д.).

При автоматизированном варианте учёта приобрести компьютер и целесообразный для пользования готовый пакет прикладных программ по бухгалтерскому и налоговому учёту.

В рамках Программы реформирования бухгалтерского учета, а также в связи с созданием информационно-телекоммуникационной системы ФНС России важным для постановки и ведения бухгалтерского и налогового учета является оперативное приобретение знаний законодательной и нормативной базы документов.

С этой целью для пользователей бухгалтерской, налоговой и другой информации является необходимым знание справочно-поисковых систем (СПС). Среди них наиболее распространенными являются СПС

«Консультант ПЛЮС», «ГАРАНТ» «ИНФО-БУХГАЛТЕР» и другие.

СПС «Консультант Плюс» разработана с применением профессиональных средств программирования. При этом обеспечивается оперативное обновление информации в системе и оперативный (быстродействующий) поиск документов.

В настоящее время актуальным для студентов и преподавателей по специальности «Бухучет, анализ и аудит», а также для бухгалтеров, аудиторов, специалистов налоговых служб и др. является использование в СПС «Консультант Плюс» новой версии – «Технология 3000».

Преимуществами этой версии являются: простой поиск документа, быстрое изучение документа, наглядное информирование об изменениях в документе, поставленных на контроль, оперативное составление подборки документа, эффективный анализ правовой проблемы, удобное сохранение результатов работы и подготовка собственных документов, актуальная справочная информация и новости законодательства.

Документы включаются в информационные банки (ИБ), образующие следующие разделы: законодательство, судебная практика, финансовые и кадровые консультации, консультации для бюджетных организаций, комментарии законодательства, формы документов, законопроекты, международные правовые акты, правовые акты по здравоохранению, технические нормы и правила.

ИБ включает все кодексы, обзоры, справочную информацию, специальный раздел «Пресса и книги» и другие. Структура ИБ постоянно совершенствуется, содержание ИБ пополняется.

Поиск документов в ИПС «Технология 3000» осуществляется по всем разделам информационного массива с помощью специальных вкладок, например,  «Быстрый  поиск»,   «Карточка  поиска»,  «Правовой  навигатор», «Путеводители» и другие.

Поэтому пользователю необязательно знать точное местонахождение документа. Следует отметить, что специальная вкладка «Путеводители» включают поиск по множеству разделов: налоги, договоры, учет и налогообложение сделок, кадры, корпоративное право, государственные услуги, бухгалтерская отчетность. Кроме того, например, в

«Путеводители» в разделе «Налоги» включены образцы, схемы, примеры, таблицы. В «Путеводители» в разделе «Кадры» включены образцы заполнения кадровых документов.

В «Путеводитель» раздел «Бухгалтерская отчетность» включена методика заполнения бухгалтерской отчетности».

Указанные разработки специалистов делают «Путеводители» эффективным средством поиска, понимания и практического использования материала.

ИБ «Корреспонденция Счетов» является всегда актуальным для специалистов бухгалтерского учета и аудита, т.к. разработчики системы оперативно отслеживают все изменения в законодательстве, следят за новейшими тенденциями в развитии методологии бухгалтерского учета, обобщают практический опыт пользователей.

Если правила ведения бухучета меняются, то система предоставляет пользователям новые схемы бухгалтерских проводок, составленные в соответствии с этими изменениями. Вместе с тем разработанные схемы остаются в системе, что позволяет проверить правильность ведения бухучета в разные периоды.

В этой связи ИБ «Корреспонденция Счетов» помогает пользователям использовать различные схемы отражения бухгалтерских операций.

В системе реализованы все современные средства навигации по тексту, которые помогают быстро ориентироваться в тексте, облегчая изучение объемных документов.

Так, например, используются эффективные способы поиска в тексте необходимых фраз, а также фрагментов (статей) документа, относящихся к заданной тематике.

Большинство документов со сложной структурой имеют удобное иерархическое оглавление (содержание), что позволяет легко найти необходимый фрагмент текста.

СПС «Консультант Плюс» содержит ретроспективу редакций всех измененных документов, обеспечивая пользователя полной информацией о состоянии законодательства на конкретные моменты времени в прошлом.

Одним из необходимых инструментов для пользователя является функция

«Документы на контроле». Она обеспечивает автоматическую проверку изменений в важнейших для пользователя документах.

Программа «Технология 3000» обеспечивает пользователю возможность использовать связи документа. О наличии связей документа в тексте проставлены специальные символы-кнопки на полях документа.

Для удобства пользователя в системе существует возможность создавать папки и закладки. В папках пользователь может сохранять любые документы и фрагменты документов.

С помощью закладок можно отмечать любые фрагменты текста документа и сохранять свои комментарии к нему.

Пользователь может также сохранять нужные документы в привычном формате Microsoft Word и работать с этим документом или его фрагментами и использовать найденный документ в тексте своего документа.

В системе содержится справочная информация: юридическая, иная (тарифы, расценки, стандарты, бухгалтерская и финансовая отчетность, российские и международные стандарты, рекомендации по бухгалтерскому и налоговому учету, информация органов власти и управления), формы отчетности, курсы валют, процентные ставки, расчетные индикаторы, налоги и другие обязательные платежи, адресно-реквизитная информация, справочная юридическая информация, иная справочная информация.

С целью расширения рамок обмена документами в электронном виде между налоговыми органами и налогоплательщиками создана информационно-телекоммуникационная система МНС России.

Принятие Федерального закона от 6 апреля 2011г. № 63-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (ред. от. 01.07.2011) способствует реализации информационно- телекоммуникационной системы МНС РФ в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия».

Закон регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий.

Отношения в области использования электронных подписей регулируются указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также соглашениями между участниками электронного взаимодействия.

Если иное не установлено федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или решением о создании корпоративной информационной системы, порядок использования электронной подписи в корпоративной информационной системе может устанавливаться оператором этой системы или соглашением между участниками электронного взаимодействия в ней.

В соответствии с п.2 закона № 63-ФЗ виды электронных подписей, используемых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, порядок их использования, а также требования об обеспечении совместимости средств электронных подписей при организации электронного взаимодействия указанных органов между собой устанавливает Правительство Российской Федерации.

Приказом МНС РФ от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@ (ред. от 22.06.2011) “Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи” утверждены «Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи»» (далее – Методические рекомендации).

Рекомендовано при представлении налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи руководствоваться Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом “О бухгалтерском учете”, а также указанными документами и Методическими рекомендациями.

Программно-аппаратные средства представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи должны соответствовать следующим требованиям:

— обеспечивать прием и обработку налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в соответствии с утвержденным форматом представления налоговой и бухгалтерской отчетности в соответствии с электронным документооборотом,

—должны быть совместимы средства ЭЦП и средства шифрования в составе средств обмена конфиденциальной информацией (СОКИ) с аналогичными средствами, используемыми в системе МНС России, иметь сертификат ФАПСИ по обеспечению безопасности информации по уровню “КС1”;

—должны быть сертифицированы в соответствии с требованиями Порядка, а также требованиями формата представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде, утверждаемого МНС России.

Формат представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде утверждается и вводится в действие МНС России.

Налоговые органы обеспечивают доступ всех заинтересованных лиц к описанию формата, публикуя его на web-сайтах МНС России и Управлений, в официальных периодических изданиях, а также предоставляют бесплатные консультации по вопросам применения формата.

Для обеспечения синхронности обновлений (изменений) классификаторов, применяемых в формате, и их описаний налоговые органы осуществляют поддержку классификаторов, в том числе:

  • обеспечивают доступ всех пользователей формата к единым источникам получения классификаторов и их описаний;
  • публикуют тексты классификаторов и их описаний в качестве приложений к формату;
  • публикуют ссылки на источники получения (публикации) классификаторов и их описаний.

Налоговые декларации и бухгалтерская отчетность представляются в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с использованием средств обмена конфиденциальной информацией.

Распространение и учет средств ЭЦП и средств шифрования организуется Оператором или его партнерами (агентами) в соответствии с нормативными документами ФАПСИ, МНС России, условиями действия лицензии Оператора, а также требованиями технической документации организаций — разработчиков средств ЭЦП и средств шифрования.

Правила использования средств ЭЦП и средств шифрования в системе представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются МНС России.

Применение налогоплательщиками средств ЭЦП и средств шифрования в рамках системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи не требует получения специальной лицензии.

Налогоплательщики, не являющиеся лицензиатами ФАПСИ, не имеют права использовать средства ЭЦП и средства шифрования, предоставленные Оператором, вне системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

При представлении налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи налогоплательщик осуществляет обмен электронными документами только с налоговым органом по месту своего учета и Оператором, с которым у него заключен договор о предоставлении услуг.

Оператор осуществляет обмен электронными документами со всеми налоговыми органами, взаимодействующими с ним при представлении налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, и налогоплательщиками, заключившими с ним договоры о предоставлении услуг.

Таким образом, использование современных информационно-поисковых систем и эффективных средств связи между организациями разных уровней и подчинения содействует оперативному решению управленческих решений, в том числе и в таких важных направлениях государственного регулирования как бухгалтерский и налоговый учет.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)