Резервы предстоящих расходов

Резервирование играет важную роль в формировании финансового результата, поскольку позволяет распределить во времени затраты, относящиеся к нескольким отчетным периодам.

Российское законодательство в этой части недавно претерпело существенное изменение: новый порядок начисления резервов, представленный в ПБУ 8/2010 “Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы”, максимально приближен к позиции МСФО по данному вопросу, а именно: устранены существовавшие терминологические различия в определении оценочных и условных обязательств, уравнены подходы к созданию отдельных видов резервов.

Учету резервов посвящен Международный стандарт (IAS) 37 “Резервы, условные обязательства и условные активы”.

В Стандарте рассматриваются резервы под будущие расходы компании – оценочные обязательства, которые отражаются в разделе “Обязательства отчета о финансовом положении организаций”.

МСФО (IAS) 37 определяет резерв (оценочные обязательства) как обязательство с неопределенной суммой или неопределенным временем исполнения.

В Принципах (Концепции) МСФО понятие обязательства толкуется как текущая задолженность, возникшая вследствие прошлых событий, урегулирование которой приведет к оттоку экономической выгоды.

Помимо этого для признания любого элемента отчетности необходима его достоверная оценка. Все эти критерии признания должны быть соблюдены при признании оценочных обязательств.

Для признания оценочного обязательства в отчетности используется критерий высокой вероятности осуществления будущих расходов (обычно 50 и более процентов). МСФО (IAS) 37 между тем указывает, что ситуации с невозможностью достоверной оценки крайне редки.

Событие низкой вероятности осуществления, соответственно, рассматривается как условное обязательство (требование), которое не отражается в отчетности, но в отношении которого раскрывается дополнительная информация.

Условным обязательством может являться также существующая обязанность организации, сумма которой не может быть оценена с достаточной достоверностью. Это также может быть возможная обязанность, наступление которой зависит от будущих событий.

Однако все эти признаки свидетельствуют об отсутствии основания для признания оценочного обязательства.

Описанные выше признаки оценочных и условных обязательств (требований) содержатся и в отечественном ПБУ 8/2010 “Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы” (пп. 4-9) и полностью соответствуют МСФО (IAS) 37.

Аналогично МСФО (IAS) 37 ПБУ 8/2010 не распространяется на оценочные резервы, цель которых – корректировка текущей стоимости активов и обязательств: например, резерв по сомнительным долгам, резерв под снижение стоимости материально-производственных запасов.

Порядок учета таких резервов регулируется в РСБУ ПБУ 21/2008 “Изменения оценочных значений”. Также не рассматриваются в указанных стандартах резервы, формируемые из нераспределенной прибыли компаний.

ПБУ 8/2010 фактически закрепляет обязанность по признанию оценочных обязательств в бухгалтерском учете.

Более раннее Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, в редакции, применявшейся до 1 января 2011 г., предусматривало лишь право организаций на создание резервов (пп 70 и 72).

Содержащийся в документе подход успел сформировать общий стереотип, заключающийся в том, что резервирование для целей бухгалтерского учета является делом добровольным.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)