Основные ценности научной этики
Американский социолог Р. К. Мертон в 1942 г. предложил четыре основополагающих ценности научной этики.
С позиций этого требования не имеет значения, кем получены научные результаты, маститым учёным или начинающим исследователем, они должны подвергаться одинаковой проверке и строгой критике.
Вторая – общность и открытость – требование предоставлять свои выводы на суд учёного сообщества: научное знание должно становиться общим достоянием.
Учёный работает в обществе и общество вправе владеть знаниями, полученными этим учёным в ходе выполнения исследований.
Третья – бескорыстность – предполагает следование исключительно истине и отказ от возможных благ, которые даёт всеобщее признание.
Не преследуя личной выгоды (обретения славы, получения денежного вознаграждения), учёный занимается научным поиском, который является основным стимулом его деятельности.
Признание и вознаграждение должны рассматриваться как возможное следствие научных достижений, а не как цель, во имя которой проводятся исследования.Четвертая – организованный скептицизм – готовность критично воспринимать все новейшие достижения науки, не обращая внимания на авторитет, стоящий за ними. Каждый учёный несёт ответственность за качество своей работы и работы его коллег. Эта оценка должна стать достоянием гласности.
Учёный, который опирается в своей работе на ложные данные, заимствованные из работ его коллег, не освобождается от ответственности. Его вина в том, что он сам не проверил точность используемых данных.
В науке нельзя слепо доверяться авторитету предшественников или доверять результатам исследований, полученным молодыми неопытными коллегами (в т. ч. студентами).
Предпринятый Р. К. Мертоном анализ ценностей и норм науки неоднократно подвергался уточнениям, исправлениям и даже резкой критике в специальной литературе. С. Фуллер выдвинул антинормы учёного, отражающие то, как работает наука.
Универсализму Р. Мертона он противопоставляет:
- культурный империализм (cultural imperialism), то есть доминирование англо-американских журналов;
- коммунизму – мафиозность – необходимость поддерживать хорошие отношения с боссами в науке;
- незаинтересованности – оппортунизм – безразличие к тому, как будут использованы результаты труда учёного;
- организационному скептицизму – коллективная безответственность – проведение научных исследований и публикация их результатов без учёта возможных потрясений в обществе.
Дальнейшие исследования в области социологии науки показали, что нравственные императивы учёного Р. Мертона отнюдь не являются абстракцией.
Дж. Займан в своей книге «Real science: What it is, and what it means» подробно рассматривает нравственные императивы учёного Р. Мертона и приходит к выводу, что учёные ориентируются на эти императивы, которые являются индивидуальным выбором профессионального учёного.Дж. Займан выдвигает альтернативную систему принципов, следуя которым учёный может построить карьеру в науке.
Система включает 5 принципов:
- Proprietary work – на результат исследования должно распространяться право собственности (патент);
- Local work – работа, направленная на решение конкретных задач, а не для общего понимания проблемы;
- Authoritarian work – задача исследования определяется начальством, а не выбирается учёным автономно;
- Commissioned work – работа делается на заказ для решения практических целей, а не для чистого знания (т. е. принцип незаинтересованности Мертона плохо совместим с данным положением);
- Expert work – научно-исследовательская работа осуществляется ограниченным сообществом экспертов, а не всеми компетентными членами научного сообщества.
Система PLACE Займана является альтернативной системе нравственных императивов Р. Мертона, и каждый учёный может руководствоваться то той, то другой системой, или и той и другой.
Это зависит от области научного знания, специфики исследования и других факторов. Но наличие такого рода норм очень важно для существования и развития науки, для самоорганизации научной деятельности.
Безусловно, нередки случаи нарушения этих норм. Однако тот, кто их нарушает, рискует рано или поздно потерять уважение и доверие своих коллег.
Особенность научной деятельности в том и заключается, что результативной она понастоящему оказывается лишь тогда, когда признана и результаты её используются коллегами для получения новых знаний
- Взаимодействие студента с научным руководителем
- Основы научного этикета
- Экологическая свобода и морально-экологическая ответственность
- Экологическая этика
- Основные направления современной экологической этики
- Этические аспекты экологических исследований
- Генетически модифицированные организмы и продукты
- Этические и генетические проблемы клонирования
- Осуществление Декларации
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу