Основные составляющие этики научной деятельности

В науке, как и в любой области человеческой деятельности, взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических норм.

Эти нормы возникают и развиваются в ходе развития самой науки. Они результат «исторического отбора», который сохраняет только то, что необходимо науке и обществу на каждом этапе истории.

Они определяют, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым для учёного в различных ситуациях.

Нормы научной этики строятся, во-первых, на общечеловеческих моральных требованиях и запретах – таких, как «не укради» и «не лги».

Например, в науке плагиат расценивается как аналог кражи, когда человек выдает научные идеи, результаты, полученные кем-либо другим, за свои; ложью считается также преднамеренное искажение (фальсификация) данных эксперимента.

Кроме того, этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических, характерных только для науки ценностей.

Первой среди них является бескорыстный поиск и отстаивание истины. В стремлении к истине учёный не должен считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими бы то ни было иными обстоятельствами.

История науки, да и история человечества, с благодарностью чтит имена подвижников (таких, как Дж. Бруно), которые не отрекались от своих убеждений перед лицом тяжелейших испытаний и даже самой смерти.

Русский биолог Н. И. Вавилов говорил: «Мы на крест пойдем, а от своих убеждений не откажемся».

Интересно
Таким образом, научно-исследовательские работники и все, кто так или иначе причастен к науке, должны руководствоваться в своей деятельности определенными этическими нормами – системой правил, включающих права и обязанности научных работников, научную честность, конфликт интересов, соблюдение этических норм и стандартов, представление официальных жалоб.

Эта система норм отражена в «Рекомендации о статусе научно-исследовательских работников», которая принята Организации Объединенных Наций (ООН).

Восемнадцатая сессия Генеральной конференции ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) проходила в Париже с 17 октября по 23 ноября 1974 г. «Рекомендация о статусе научно-исследовательских работников» была принята 20 ноября 1974 г. Этот документ ратифицирован правительствами большинства стран мира.

Согласно этому документу, научные работники призваны сыграть важную роль в эффективном использовании науки и научных методов на благо человечества.

В документе подчеркивается особая ответственность всех ветвей власти и правительств государств в деле защиты прав научных работников и создании удовлетворительных условий для проведения научных исследований.

На основании этих рекомендаций во многих научных организациях разработан Кодекс этики учёного, который отражает систему ценностей, понятий и убеждений, является своего рода ориентиром для учёного. Он определяет линию поведения учёных и чувство принадлежности к научному сообществу.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)