Основные принципы оздоровительной физической культуры

Принципами в системе воспитания называют теоретико-практические положения, которые отражают общие закономерности воспитания и необходимы для того, чтобы достичь цели, исключая ошибки. В основе принципов лежат объективные закономерности, проверенные годами и опытом многих специалистов в области воспитания.

Интересно
В сфере физического воспитания разделяют общие принципы, которые необходимо соблюдать независимо от частных задач, форм и условий, и частные принципы, которые отражают методические закономерности или специфические закономерности отдельных форм и направлений.

Оздоровительная физическая тренировка базируется на общих принципах физического воспитания, методических принципах обучения физическим упражнениям, принципах развития физических способностей, принципах фитнеса.

Основные принципы оздоровительной физической культуры в любом виде складываются из трех составляющих: принцип всестороннего гармонического развития личности, принцип связи физического воспитания с трудовой деятельностью, принцип оздоровительной направленности физических упражнений.

Принцип всестороннего гармонического развития личности Любой человек должен стремиться к тому, чтобы стать полезным своей стране и обществу. Но это может быть осуществлено только людьми со всесторонне развитыми духовными и физическими силами. Но такими они могут стать исключительно под влиянием определенных общественных условий жизни, среди которых особая роль принадлежит физическому воспитанию.

Всестороннее развитие личности отражает биологическую закономерность, потребность в гармоническом развитии систем и органов человека, который, как в общественном отношении, так и в своих биологических особенностях, всегда везде единая социальная личность.

Все это обуславливает многосторонний характер воздействий на человека в процессе физического воспитания и предопределяет органическую связь между различными видами воспитания, которые должны учитываться и целеустремленно использоваться во всех случаях физического воспитания.

Принцип всестороннего и гармоничного развития личности включает следующие основные требования:

  • строго соблюдать единство различных сторон воспитания;
  • обеспечивать широкую общую физическую подготовленность.

Требования общей физической подготовленности опираются на одну из главных закономерностей развития человека – неразрывную взаимосвязь систем и органов. Всесторонняя физическая подготовка составляет непреложную основу любого вида деятельности, служит неиссякаемым источником моральных и физических сил человека.

Принцип связи физического воспитания с трудовой деятельностью, имеет прикладную функцию в оздоровительной физической культуре – готовить членов общества к полноценной деятельности в сфере общественного производства, а при необходимости, и к выполнению патриотического долга – защиты Родины.

Реализуя этот принцип необходимо руководствоваться следующими общими положениями:

  1. Обеспечить максимальный прикладной эффект физического воспитания. В процессе и в результате многолетнего физического воспитания могут быть сформированы или развиты самые разнообразные двигательные умения, навыки и способности. Принцип связи физического воспитания с практикой требует, чтобы первоочередное внимание уделялось тем из них, которые имеют наибольшее прикладное значение в жизни, трудовой и военной деятельности.
  2. Создавать возможно широкие предпосылки освоения разнообразных форм жизнедеятельности. Принцип связи физического воспитания с жизнью включает, поэтому, требование наряду с формированием непосредственно прикладных умений и навыков, систематически создавать предпосылки успешного освоения новых видов деятельности, что возможно на основе разностороннего физического образования, воспитания координационных и других двигательных способностей, повышения общего уровня физической работоспособности.
  3. Всемерно использовать возможности, предоставляемые физической культурой и спортом для трудового и патриотического воспитания.

Физкультурно-спортивная деятельность в условиях умелого педагогического руководства предоставляет большие возможности для воспитания социальных качеств личности, в том числе трудолюбия, самоотверженности, верности коллективу.

Принцип оздоровительной направленности физических упражнений. Общий смысл этого принципа заключается в требовании оптимизации процесса оздоровительного физического воспитания с целью достижения наибольшего и безусловного эффекта укрепления здоровья.

Иначе говоря, какие бы специальные задачи не решались в процессе физического воспитания, и какие бы ситуации при этом не складывались, непреложной остается установка на обязательное достижение оздоровительного эффекта.

Благотворное влияние на здоровье вовсе не является простым автоматическим следствием решения каждой частной задачи физического воспитания. Более того, в процессе применения повышенных функциональных нагрузок (что закономерно для физического воспитания) часто весьма не просто определить грань, определяющую их позитивный и негативный эффекты.

Принцип оздоровительной направленности дает единственно приемлемую исходную установку в решении этой и других проблем, возникающих в ходе выполнения физических упражнений относительно его последствий для здоровья, причем он требует не только «не вредить», но и, прежде всего, – «укреплять, улучшать, совершенствовать!».

Принцип оздоровительной направленности обязывает:

  1. При выборе средств физического воспитания исходить из оздоровительной ценности, как обязательного критерия. Конечно, эффект любого средства зависит от того, как оно применяется (одно и то же по виду упражнение может давать, в зависимости от методики его применения, существенно различный эффект), но первая предпосылка желаемого эффекта состоит в том, чтобы избираемое средство по своим объективным свойствам могло бы дать соответствующий результат. Так, многообразные физические упражнения, используемые в качестве средств физического воспитания, по своему биологическому механизму воздействия на человека предоставляют возможность достичь оздоровительного эффекта. То же самое относится и к используемым в оздоровительных, целях естественным факторам природы и гигиеническим условиям.
  2. Планировать и регулировать функциональные нагрузки в соответствии с закономерностями укрепления здоровья. Важно постоянно помнить, что и самые рациональные средства физического воспитания могут оказаться опасными для здоровья, если в процессе их применения нарушается оптимальная мера связанных с ними функциональных нагрузок. Напротив, планомерное увеличение функциональных нагрузок, адекватное приспособительным возможностям организма, становится важным фактором повышения работоспособности, а, вместе с тем, и укрепления здоровья.
  3. Обеспечивать регулярность и единство врачебно-педагогического контроля.

Одно из обязательных и важных условий физического воспитания – тщательный контроль за состоянием здоровья занимающегося и влиянием на него применяемых средств и методов. Особенно тщательный врачебно-педагогический контроль проводится в области спортивной практики, где уровень функциональных нагрузок достигает максимума, приближаясь нередко к границам биологической нормы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)