Основные понятия теории физической культуры

Культура считается сложным феноменом в современной науке.

Из всех существующих подходов к определению понятия «физическая культура» наиболее близкими являются:

  1. Культура — творение человека, то, что не создано в таком виде природой.
  2. Культура — качественная характеристика деятельности человека и общества.
  3. Культура — это процесс и результат хранения, освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей.

В первом определении речь идет о преобразовании природы, ее материалов и процессов в интересах развития человечества, освоения и использования природных ресурсов.

Качественная характеристика деятельности человека свидетельствует о том, что не сама по себе деятельность, хотя человек по существу является продуктом своей познавательной, трудовой, коммуникативной, игровой деятельности, а ее способы, качество, степень разумности, полезности для человека и общества характеризуют степень ее культурности. Качество деятельности проявляется в профессиональном мастерстве, в общении, одежде, поведении и т.п.

И наконец, последний подход. Каждое новое поколение людей стоит на плечах предыдущих поколений с их деятельностью и результатами. В данном случае деятельность представляет собой освоение уже имеющихся знаний и достижений и направлена на преобразование, совершенствование с их помощью окружающей действительности, на ее совершенствование в интересах человека, на физическое и интеллектуальное саморазвитие человека.

Эта деятельность неразрывно связана с потребностями. Существует, как известно, 2 вида потребностей — естественные (докультурные) и человеческие социальные, культурные.

Культурные потребности не даны природой, а только ей заданы и формируются в процессе воспитания. Уровень их сформированности и осознанности зависит от качества деятельности человека по удовлетворению осознанной им нужды, необходимости в материальных и духовных, физических, психических, интеллектуальных и эмоциональных ценностях.

И по этому механизму в процессе деятельности формируются духовные и физические качества, способности человека, которые потом раскрываются (реализуются) в процессе жизни, труда, быта и т. п. как в интересах самого человека, так и в интересах общества, создания его материальных и духовных ценностей.

К числу наиболее общих социальных, сверхприродных потребностей относится необходимость создания здоровой, жизнедеятельной и мобильной нации, во всесторонне и гармонически развитых людях и создании объективных условий для свободного и безграничного развития их сил, способностей и дарований.

Это, прежде всего, обусловлено социальным строем, уровнем и характером развития производственных сил (людей, техники, науки, искусства) и взаимоотношениями людей в процессе производства.

Таким образом, проанализировав вышеперечисленные подходы к определению понятия «культура», мы можем дать определение: Физическая культура — вид культуры человека и общества.

Это деятельность и ее результаты по формированию физической готовности к жизни; это, с одной стороны, специфический процесс, а с другой — результат человеческой деятельности, а также средство и способ физического совершенства людей.

По отношению к физической культуре человек выступает в трех ипостасях: он ее осваивает (потребляет), является носителем (в той мере, в какой развит духовно и физически) и создает новые культурные ценности.

Для специалиста в области физической культуры чрезвычайно важно уяснить, что культура направлена не только на преобразование внешней социальной и природной среды, но и на развитие самого человека, на формирование его физического облика.

В социальном плане ФК представляет собой обширную область культурной деятельности общества. Одна из главных задач — активное содействие всестороннему и гармоническому развитию членов общества, их преобразование, т. е. именно то, что составляет сущность культуры в более широком плане.

Используя закономерности естественного развития человека, она своими средствами и методами добивается новых качественных результатов, формирования и развития таких свойств человека, которые не даны ему от природы.

Материальным является результат воздействия на биологическую сторону человека — физические качества, двигательные возможности. Духовное воплощается в результатах проектирующей и моделирующей деятельности, в теоретическом обосновании целей, задач, содержания методов и др.

Таким образом, ФК не возможно отнести либо к материальной, либо только к духовной культуре, т. к. она имеет материальные и духовные формы выражения, удовлетворяет как материальные, так и духовные потребности личности и общества.

Рассмотренное понятие относится к категории «культура», для того, чтобы отобразить личностный компонент в теории физической культуры, используется понятие «физическая культура личности».

Физическая культура личности — это процесс индивидуального освоения человеком сущностных ценностей физической культуры для удовлетворения личностных интересов и потребностей в физическом совершенствовании, а также достигнутые при этом уровни физического развития, подготовленности и здоровья.

Центральным понятием, отражающим педагогическую составляющую процесса формирования физической культуры личности, является понятие «физическое воспитание» — вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение физкультурными знаниями в органическом единстве с духовным совершенствованием личности человека.

Физическое образование — составная часть понятия «физическое воспитание», представляющая собой педагогический процесс, сущностью которого является обучение технике двигательных действий и овладение физкультурными знаниями и умениями.

Физическая подготовка — процесс формирования двигательных навыков и развития физических способностей (качеств), необходимых в конкретной спортивной или профессиональной деятельности.

В узком смысле термин «физическая подготовка» трактуется как процесс совершенствования физических способностей (качеств).

Физическое развитие — процесс изменения биологических форм и функций организма человека, протекающий под влиянием наследственности, окружающей среды и уровня двигательной активности, а также его результат, зафиксированный на тот или иной период жизни.

Спорт — вид физической культуры, игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанные на использовании физических упражнений и направленные на достижение наивысших результатов.

Состязательность, специализация, направленность на наивысшие достижения, зрелищность являются специфическими признаками спорта как вида физической культуры. Такова формулировка наиболее общих понятий теории физической культуры. В дальнейшем будут рассмотрены и другие термины, важные для специалистов по физической культуре.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)