Педагогическая культура специалиста в области физической культуры и спорта

Носителем педагогической культуры является определенная личность с присущей ей системой потребностей, интересов, взглядов, идеалов, выступающих в качестве мотивов индивидуального
поведения.

В педагогической культуре можно выделить 4 блока:

Специальные способности и свойства педагогической личности:

  • деловые качества (ответственность, точность, энергичность);
  • рефлексивные качества (аккуратность, эрудированность);
  • коммуникативные качества (внимательность, честность, надежность);
  • эмпатийные качества (гуманность, толерантность).

Идейно-нравственные качества педагога:

  • убежденность, принципиальность;
  • патриотизм, чувство долга.

Профессионально-этическое поведение педагога характеризуется особым образом жизни личности, ее направленностью и стремлением к совершенствованию системы специфических отношений, взглядов и убеждений в области обучения и воспитания.

Педагогическое мастерство включает в себя:

  • знание предмета (профессиональная компетентность, опыт в обучении и воспитании);
  • педагогическая технология (техника и экспрессия речи, ясность и логич ность мысли);
  • педагогическое творчество (нестандартное мышление, стремление к эксперименту);
  • педагогический стиль (педагогическая убежденность, педагогический такт и этика, умение слушать и слышать).

Рассмотрим двигательную и речевую культуру как два основных компонента, составляющих педагогическую культуру специалиста в области ФК.

Культура речи педагога — это умение выбрать стилистически верный способ подачи учебного материала, выразительно и доходчиво излагать свои мысли, владения нормами устной и письменной речи, т. е. правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления.

Культура речи служит важнейшим показателем духовного богатства педагога, его культуры мышления и является эффективным средством формирования и воспитания личности.

Факторы, обеспечивающие воздействие речи:

  • умение убеждать (логическое построение речи);
  • владение техникой речи (дыханием, тембром голоса, дикцией);
  • наличие экспрессивных умений (образности речи, ее интонационной выразительности, логических акцентов и пауз, мелодики речи);
  • использование вспомогательных средств (жестов, мимики, пластики, определенной позы, дистанции общения);
  • наличие дискуссионных и перцептивных умений, связанных с учетом реакции слушателей.

Признаки хорошей речи:

  • правильность, т. е. соответствие принятым литературно-языковым нормам;
  • точность, т. е. соответствие мыслям говорящего;
  • ясность, т. е. ее доступность пониманию слушателей;
  • логичность, т. е. ее соответствие законам логики;
  • простота, т. е. ее естественность, отсутствие вычурности и «красивостей слога»;
  • богатство, т. е. разнообразие используемых в ней языковых средств;
  • краткость, т. е. отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений;
  • чистота, т. е. отсутствие нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных слов, употребляемых без особой необходимости;
  • выразительность, т. е. отсутствие в ней шаблонов, словесных штампов, ее образность;
  • благозвучие, т. е. мелодичность, приятное для слуха звучание.

Важные компоненты речевых способностей:

  • энергетика речи раскрывается в единстве манеры поведения и речевого общения;
  • интенсивность речи характеризуется изменением темпа подачи информации;
  • эмоциональное биополе. Обучаемые, попадающие в него, включают свои эмоции, сразу фиксируют исходящие от педагога биотоки добра, незаурядности, духовности;
  • ассоциативность речи связана со способностью педагога вызывать сопереживание у слушателей, побуждать их к размышлениям;
  • образность речи, образ как средство может быть отражено в примерах, метафорах, сравнениях, аналогиях, символах;
  • интонация имеет в процессе информативно-речевого воздействия большое значение в структуре чувств и эмоциональных взаимоотношений;
  • экспрессивность речи педагога находит свое выражение в ее эмоциональной насыщенности, в использовании мимики, жестов, поз;
  • система технологических приемов речи, приемов дыхания, голосообразования, дикции, навыков произношения;
  • сила словесного воздействия, выбор языковых средств должны соответствовать возрасту обучаемых, уровню знаний, воспитательным, эстетическим и другим задачам, обеспечивающим доступность излагаемого материала.

Двигательная культура — умение демонстрировать свои телесные возможности в сочетании с физическими качествами.

Составляющие:

  • методически грамотный показ двигательных действий;
  • овладение прямой выразительной осанкой;
  • владение культурой тела;
  • умение правильно ходить;
  • умение правильно выбирать местоположение на уроке;
  • оптимальное использование жестикуляции;
  • выбор позы;
  • внешний вид.

Таким образом, речевая культура специалиста в сфере физической культуры и спорта тесно взаимосвязана с двигательной культурой. Их рациональное сочетание обеспечивает результативность деятельности специалиста по физической культуре и спорту.

К профессионально-значимым особенностям специалиста в области ФК относятся:

  • деловые (добросовестность, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, энергичность, точность);
  • рефлексивные (аккуратность, подтянутость, самокритичность, широкий кругозор, эрудиция);
  • коммуникативные (внимательность, честность, надежность, справедливость, сдержанность, требовательность, обязанность);
  • эмпатийные (гуманность, взаимопонимание, доброта, тактичность, обязательность, способность к сопереживанию и аттракции).

Профессионально важные качества личности педагога

Доминантные — это такие качества, когда отсутствие одного из них приводит к снижению эффективности педагогической деятельности.

К доминантным качествам относятся:

  • социальная активность, готовность и способность активно содействовать решению общественных проблем в сфере педагогической деятельности;
  • целеустремленность, умение использовать качества своей личности для решения поставленных педагогических задач;
  • уравновешенность, т. е. способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях;
  • желание работать с обучаемыми, получение духовного удовлетворения от общения с ними в ходе учебно-воспитательного процесса;
  • способность не теряться в экстремальных ситуациях, оперативно принимать оптимальные педагогические решения и действовать в соответствии с ними;
  • сочетание духовно-нравственных качеств;
  • честность, искренность в общении в совокупности с добросовестностью в работе;
  • справедливость, т. е. способность действовать беспристрастно;
  • современность — осознание педагогом своей принадлежности к одной эпохе с обучаемыми, что может проявляться в стремлении найти общность интересов с ними, но в то же время — понимание условий и особенностей прошлого и настоящего в развитии человеческого общества;
  • гуманность, т. е. стремление и умение оказать квалифицированную помощь обучаемым в их личностном развитии;
  • эрудиция — широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области профессиональной деятельности;
  • педагогический такт — соблюдение общественных норм поведения и взаимодействия с обучаемыми с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей;
  • толерантность — терпеливость, терпимость в работе с обучаемыми;
  • педагогический оптимизм — вера в обучаемого, в его способности;
  • трудолюбие, работоспособность;
  • творчество.

Периферийные — это такие качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако влияют на ее успешность и отражаются на авторитете педагога.

К периферийным качествам относятся:

  • доброжелательность;
  • приветливость;
  • чувство юмора;
  • артистичность;
  • мудрость;
  • внешняя привлекательность.

Негативные — это качества, вызывающие снижение эффективности педагогической деятельности.

К негативным качествам относятся:

  • пристрастность, публичное выражение симпатий и антипатий по отношению к воспитанникам;
  • неуравновешенность — неумение контролировать свое психическое состояние, настроение;
  • мстительность — стремление сводить личные счеты с воспитанниками;
  • высокомерие — педагогически нецелесообразное подчеркивание своего превосходства;
  • рассеянность — забывчивость, несобранность.

Профессионально недопустимые качества дают основание говорить о профессиональной непригодности педагога.

Профессионально недопустимыми качествами являются:

  • наличие вредных привычек, признанных обществом социально-опасными (алкоголизм, наркомания и т. п.);
  • нравственная нечистоплотность;
  • рукоприкладство;
  • грубость в общении;
  • беспринципность;
  • некомпетентность в вопросах воспитания и обучения;
  • безответственность.

Таким образом, знание своих личностных качеств и стремление к их совершенствованию помогут педагогу в профессиональной деятельности и в конечном счете приведут к качественным изменениям педагогического процесса.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)