Оцепление участков местности, жилых помещений, строений и других объектов как отдельная мера государственного принуждения

Определяя в качестве отдельной меры государственного принуждения, законодатель рассматривает оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и иных объектов как ограничение в свободном доступе на отдельные объекты и участки территории с одновременным установлением особого порядка пропуска на них людей, транспортных средств, грузов и животных.

Детализация указанных ограничительных мероприятий осуществляется в основном на ведомственном уровне с использованием таких нарядов полиции, как: цепочки, патрульные группы, контрольно-пропускные пункты, заслоны и др.

За счет сил подразделений ППСП, ДПС ГИБДД и других служб и подразделений полиции формируются наряды оцепления.

ФЗ «О полиции» закрепил пять обстоятельств, позволяющих полиции оцеплять участки местности и другие объекты.

Во-первых, это связано с ликвидацией последствий негативных проявлений сил природы (землетрясений, схода селевых потоков, наводнений, пожаров и др.), техногенных катастроф (аварий, крушений транспортных средств и др.) и других чрезвычайных ситуаций.

Необходимость в их применении также возникает при введении карантинных мероприятий при эпидемиях или эпизоотиях. Предназначение ограничительных мероприятий данного периода – обеспечить локализацию чрезвычайной ситуации, создать условия для проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ, а также осуществить спасение людей, оказать им медицинскую и другие виды помощи, обеспечить сохранение материальных и культурных ценностей, снижение размеров ущерба природной среде, правопорядок, безопасность граждан и восстановление нормальных условий жизнедеятельности населения (п. 7 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции»).

Во-вторых, в целях пресечения массовых беспорядков и иных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций полиция наделена правом перекрытия территорий с использованием специальных средств блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

В-третьих, при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи или уклоняющихся от отбывания уголовного наказания. При возникновении данных обстоятельств полиция оказывает содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в проведении мероприятий по розыску и задержанию указанных лиц (п. 13 ч. 1 ст. 12 и п. 2 ч. 2 ст. 14 ФЗ «О полиции»).

В-четвертых, при преследовании подозреваемых в совершении преступления лиц. В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции» полиция обязана осуществлять розыск лиц, подозреваемых в совершении преступлений как по «горячим следам», так и в процессе установления местонахождения последних оперативным путем.

В-пятых, при проведении контртеррористической операции, проверке сведений об обнаружении взрывчатых веществ или взрывных устройств либо ядовитых или радиоактивных веществ полиция вправе блокировать (оцеплять) участки местности.

При проведении мероприятий, связанных с оцеплением (блокированием) участков местности, жилых помещений и иных строений полиция должна обеспечить нормальную жизнедеятельность населения. В этот период наряду с ограничительными мероприятиями, связанными с введением пропускного режима для граждан, проживающих или работающих в зоне оцепления (блокирования), проводятся мероприятия, направленные на обеспечение нормальной жизнедеятельности населения посредством установления альтернативных маршрутов движения транспорта и пешеходов с выдачей специальных пропусков и др.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)