Основные концепции правового образования

К настоящему времени в области правового обучения накоплен богатый опыт, позволяющий констатировать существование многовариантных концепций правового образования.

Под правовым обучением мы понимаем процесс целенаправленной передачи знаний, умений и формирование устойчивых навыков в области правовой действительности, которые позволяют иметь не только теоретические представления об определенных юридических нормах жизни, законах страны, но и применять эти знания в практической деятельности.

Рассмотрим некоторые концепции правового образования, сложившиеся на протяжении многолетней практики и научных изысканий исследователей в области методики обучения праву.

Ряд авторов справедливо полагает, что изучение правовых конструкций в школе должно основываться не на механическом запоминании юридических норм и статей законов, а на глубоком проникновении в сущность самого права, рассмотрении закономерностей его становления и развития, следовательно, необходимо обратить внимание на теоретические аспекты права, а лишь затем говорить о его практическом значении.

Именно такой подход даст возможность разобраться в тонких нюансах правовой действительности и сформировать высокий уровень правовой культуры в обществе. Известный русский историк В.Н. Татищев мудро заметил о том, что «в России всегда не хватало законодателей, а те, которые были очевидно плохо ориентировались в теории права…»

Он призывал восполнить пробел «и готовить тех, кто был бы способен писать закон». К настоящему времени юридические науки принято делить на несколько групп:

  1. Теоретико-правовые науки (сюда включается и теория государства и права).
  2. Историко-правовые (к ним относят «Историю государства и права России», «Всеобщую историю государства и права», «Историю политических и правовых учений»).
  3. Отраслевые науки (например, гражданское, уголовное, семейное, финансовое, трудовое и т. д. право).
  4. Прикладные науки (судебная медицина, правовая кибернетика,
    криминалистика и проч.).

Вышеуказанный подход в правовом обучении школьников акцентирует внимание на теоретических вопросах права и отводит определенное количество часов в старших классах именно на постижение смысла права, особенностей юридической техники, проблем правотворчества и правового поведения личности.

Так, например, ученики в течение двух лет изучают подробно ведущие понятия права, историю его становления, особенности правовых норм и их структуру, а затем становятся готовыми к восприятию конкретных юридических правил отраслевого законодательства. В выпускном классе ребята рассматривают нормы гражданского, уголовного, трудового, семейного, административного и конституционного права.

Уделяется особое внимание знаменитым личностям, прославившим юриспруденцию, афоризмам и изречениям прошлых лет, имеющим принципиальное значение для современной жизни. Безусловно, такой подход имеет множество достоинств. Следует обратить внимание нато, что правовое обучение складывается на базе коммуникативного взаимодействия участников этого процесса, посредством теоретического осмысления права формируется культура человеческих взаимоотношений и складываются основы профессиональной юридической речи, развивается понятийное мышление.

На протяжении многих лет не утихали споры о том, каким же должен быть правовой курс в школе. В странах Западной Европы и в США правовые курсы носят практико-ориентированный характер и основаны на изучении национального законодательства. Один из американских учебников так и называется «Стрит Ло» (посредством изучения именно уличного права, т. е. тех ситуаций, с которыми каждый из нас сталкивается на улице, и происходит осмысление права).

Заметим, однако, что американский правовой курс имеет уже немалую историю, ведь создавался он на протяжении 25 лет, и 17 раз менялось его содержание. Все это показывает сложность становления юридического образования. Коллеги восточноевропейских стран изначально при создании правовых курсов стали уделять большое внимание естественным правамчеловека (популярность приобрели сборники типа «Воспитание в духе прав человека»).

Интересно
Во многом заимствовав изначально накопленный и хорошо зарекомендовавший опыт правового обучения детей, российские правозащитники предложили свои системы правового образования. Проанализировав проблемы общества, они пришли к выводу о том, что нежелание выполнять предписание закона связано с неверием в силу права. Последнее было обусловлено тем, что власть нарушала законы и не соблюдала права человека.

Обществом стало править так называемое «теневое право» – совокупность антиправовых норм,вырабатываемых криминальными структурами, которые путем подкупов, обмана, насилия укрепляли свои позиции, создавали немалые доходы. Люди не знали способы защиты своих прав, а потому оказывались безропотными перед беззаконием и мирились с ситуацией.

Важным принципом курса стала идея: «Не человек для государства, а государство для человека». В процессе такой системы правового образования стали затрагиваться вопросы формирования терпимости к индивидуальным, культурным и национальным различиям, умений жить в социуме.

В рамках указанной концепции реализовался концентрический подход к изучению проблемы прав человека, основанный на рассмотрении права на разных уровнях правовой подготовки обучаемых. Особый акцент сделан на изучении таких тем, как «Человек.Естественные права человека», «Терпимость к различиям. Толерантность», «Основные права и свободы», «Права человека, общество и государство». Данный курс можно считать не совсем обычным.

Его основная цель – не добиться заучивания основных прав, а сделать так, чтобы обучаемые сами прочувствовали их идею, поняли, что права имеют непосредственное отношение к их жизни. Посредством такого подхода дети осознавали свою ответственность за совершаемые поступки, учились уважать права других людей и пытались решать конфликты в повседневной жизни.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)