Организация образовательного процесса в вузе

Образовательный процесс в вузе выстраивается на основе закрепленных в федеральном законодательстве принципов и является управляемым.

Общепринято и традиционно то, что ведущими видами учебных занятий в вузе являются лекции и семинары, практические, лабораторные занятия. В вузе создаются учебные планы по направлениям подготовки кадров, учебные и рабочие программы их реализации.

Координацию образовательной деятельности осуществляет деканат, кафедры вуза. Управление высшим учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) и уставом высшего учебного заведения на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности.

Общим собранием (конференцией) педагогических работников, научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся высшего учебного заведения принимается Устав высшего учебного заведения (изменения устава и дополнения к нему).

Интересно
Высшие учебные заведения, реализующие военные профессиональные образовательные программы (военно-учебные заведения), осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Общее руководство государственным или муниципальным высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган – ученый совет.

В состав ученого совета входят ректор, который является председателем ученого совета, и проректоры, а также президент, если такая должность предусмотрена уставом. Другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) тайным голосованием.

Состав, полномочия, порядок выборов и деятельности ученого совета определяются уставом высшего учебного заведения на основании типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении). В федеральных университетах создаются попечительские советы.

Создание попечительских советов в других высших учебных заведениях может быть предусмотрено их уставами. Попечительские советы создаются в целях содействия решению текущих и перспективных задач развития высших учебных заведений, привлечения дополнительных финансовых ресурсов для обеспечения их деятельности по приоритетным направлениям развития и осуществления контроля за их использованием.

Порядок формирования попечительского совета, срок его полномочий, компетенция и порядок деятельности определяются уставом высшего учебного заведения.

В части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, порядок формирования органов управления высшего учебного заведения и их компетенция определяются уставом высшего учебного заведения.

Непосредственное управление высшим учебным заведением осуществляется ректором. Кандидатуры на должности ректоров государственных или муниципальных высших учебных заведений, прошедшие выдвижение в соответствии с их уставами, представляются на рассмотрение действующих на общественных началах аттестационных комиссий соответствующих уполномоченных органов исполнительной власти или исполнительно-распорядительных органов городских округов, муниципальных районов.

Порядок выдвижения кандидатур на должность ректора должен предусматривать возможность их самовыдвижения. Положения об аттестационных комиссиях и их состав утверждаются соответствующими уполномоченными органами исполнительной власти или исполнительно-распорядительными органами городских округов, муниципальных районов.

В состав такой аттестационной комиссии включаются:

  1. при выборах ректоров высших учебных заведений, находящихся в ведении Российской Федерации, – представители федеральных органов государственной власти (50 %), представители общественных организаций и государственно-общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования и представители органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены высшие учебные заведения (50 %);
  2. при выборах ректоров высших учебных заведений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, – представители органов государственной власти субъекта Российской Федерации (50 %), представители общественных организаций и государственно-общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования (50 %);
  3. при выборах ректоров муниципальных высших учебных заведений – представители органов местного самоуправления соответственно городского округа или муниципального района (50 %), представители общественных организаций и государственно-общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования (50 %).

Ректор государственного или муниципального высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом такого высшего учебного заведения, избирается из числа кандидатур, согласованных с аттестационной комиссией соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти или исполнительно-распорядительного органа городского округа, муниципального района, тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок до пяти лет.

Интересно
После избрания ректора между ним и органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, муниципального района, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение, заключается трудовой договор на срок до пяти лет.

Повторные выборы ректора проводятся в случае нарушения установленной настоящим Федеральным законом и (или) уставом высшего учебного заведения процедуры выборов ректора либо в случае признания выборов ректора несостоявшимися или недействительными.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)