Основные функции социокультурной деятельности

Функции социокультурной деятельности – это категории, выражающие проявление свойств социокультурной деятельности, посредством которых реализуются культуросозидающие возможности общества и культурно-творческое развитие личности.

Интересно
Содержательно функции отражают определенные направления и стороны деятельности отдельных людей и социально-культурных институтов, общностей, групп, движений. При этом следует различать культурную деятельность индивидуальную и коллективную, профессиональную и непрофессиональную.

Кроме того, функции отражают общественные потребности каждого конкретно-исторического этапа развития общества и носят объективный характер. Поэтому функции рассматриваются как своеобразный критерий при оценке социально-культурных процессов.

В. Н. Наумчик выделяет следующие функции социокультурной деятельности:

  • адаптивно-нормативную (хоминизации индивида) − освоение формирующимся индивидом основ санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и других элементарных человеческих качеств, адаптация к социуму и его культуре, приобретение способности к самоконтролю и саморегуляции поведения;
  • образовательно-развивающую – освоение культурных ценностей, последовательный процесс социализации, инкультурации и индивидуализации личности.

Социализация личности – это процесс освоения индивидуумом социального опыта, обусловленный комплексом социально-экономических, социально-психологических, социально-культурных, психолого-педагогических факторов, означающий включение личности в систему общественных отношений, ролей, прав и обязанностей гражданина.

Инкультурация личности – это вовлечение человека в мир культуры, в систему знаний о мировой и отечественной культуре, в культуротворческую деятельность, постижение искусства и культурно-информационных процессов, в духовно насыщенное общение и эстетическое освоение окружающей действительности.

Индивидуализация личности – это создание благоприятных условий для развития творческих потенций личности, ее способностей и дарований; стимулирование реализации единичных и особенных природных и социальных свойств человека, общественное признание его вклада с социально-культурное творчество.

Т. Г. Киселева и Ю. Д. Красильников к основным функциям социокультурной деятельности относят:

  • развивающую – является генеральной функцией, так как связывает воедино все остальные функции социокультурной деятельности (каждая из функций, имея свою цель и направленность, так или иначе связана с развитием и саморазвитием личности, ее социальным самоутверждением);
  • коммуникативную − предполагает реализацию потребности человека в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, диспуты, танцы, вечеринки и т.п.), в непрерывном информационном межсубъектном взаимодействии в различных сферах общественной социально-культурной практики; её содержание применительно к социально-культурной сфере составляют производство, обмен, кодирование и декодирование, потребление и использование огромных объемов информации из мира науки, искусства, религии и других областей;
  • информационно-просветительскую − обеспечивает более полное удовлетворение разнообразных индивидуальных досуговых интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий; опирается на более широкий, чем в учебных заведениях, арсенал средств, форм и методов приобретения знаний, навыков, умений; продолжает, дополняет и углубляет знания и информацию, полученные в учебных заведениях и из других источников;
  • культурно-творческую − связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная); целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (фестивали, олимпиады, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива и т. п.);
  • рекреационно-оздоровительную − состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда, снятия производственного напряжения и одновременно развивающего воздействия; ориентирована на досуг активный и пассивный, организованный (запрограммированный) и неорганизованный, коллективный (в том числе семейный) и индивидуальный; способствует физическому и духовному восстановлению ребенка и взрослого человека (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и др.); направлена на социально-культурную реабилитацию людей с ограниченными возможностями, как физическими, так и психическими.

Специалисты социокультурной сферы реализуют функции (по т. Г. Киселевой, Ю. д. Красильникову):

  • экономическую (участие в создании необходимых социально-экономических условий развития и рекреации в различных формах досуга и творчества жителей социума);
  • нормативно-правового обеспечения и защиты конституционных свобод личности в условиях досуга;
  • финансово-экономического обеспечения учреждений досуга;
  • обеспечения досуговых форм самодеятельности населения (разработка, корректировка и реализация социально-культурных, досуговых инициатив, программ, проектов, развитие инициативы и самодеятельности населения);
  • организации групповой, семейной и личностной службы досуга в социуме.

Специалисты, осуществляющие социокультурную деятельность (по Н. Н. Королеву) реализуют следующие функции:

  • культуроохранительную – изучение, сохранение, восстановление и использование культурного наследия в процессе возвышения духовных потребностей и интересов разных групп населения;
  • культуротворческую – создание и обогащение культурных ценностей, творческое развитие детей, подростков, взрослых; деятельное участие в организации свободного времени населения;
  • социоорганизационную – создание благоприятной культурной среды, стимулирование инновационных движений в социокультурной сфере; разработка и реализация целевых социокультурных программ и методик; организация деятельности центров, способствующих культурному развитию населения; содействие расширению и углублению структур внешкольного образования, развитию народного творчества; руководство учреждениями, организациями и объединениями социально-культурной сферы;
  • социо-педагогическую – проведение массовой информационно-просветительской и воспитательной работы по месту жительства; популяризация ЗоЖ вовлечение людей в процесс непрерывного образования, социально-культурного творчества и рекреативно-развлекательного досуга; социально-культурная поддержка людей с особенностями физического развития, участие в деятельности по социальной и социокультурной реабилитации и адаптации лиц с отклоняющимся поведением; помощь в семейном воспитании детей.

Группы функций социальных педагогов при реализации комплексного подхода к структуре деятельности выделил Т. Н. Родевич: аналитические, социально-педагогические, коррекционно-реабилитационные, коммуникационные, социокультурные.

В группу социокультурных функций входят следующие:

  • ценностно-ориентационная − формирование мотивационнопотребностной сферы, ценностных ориентаций, мировоззрения, идеалов и эстетического вкуса;
  • творческо-преобразующая − усвоение и создание ценностей культуры;
  • нравственно-гуманистическая − понимание общественной морали, внутриличностное содержание духовно-нравственных ценностей, норм, идеалов, смысла человеческой жизни;
  • креативно-рекреационная − восстановление духовных и физических сил в процессе творческой деятельности;
  • активно-деятельностная − реализация потенциальных возможностей, активизация продуктивной деятельности.

Все варианты функций, содержащиеся в специальной литературе, можно свести в две самостоятельные группы:

  • родовые функции, которые отражают самые главные свойства социокультурной деятельности и её ведущие направления (культуротворческая, просветительная, рекреативная);
  • производные функции − являются выражением общественноценных свойств, которые зависят от особенностей конкретно исторических этапов развития общества.

Следует отметить, что функции социокультурной деятельности − явление динамичное, то есть они распределяются и перераспределяются по степени значимости на различных этапах развития общества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)