Основные элементы организации оперативно-розыскной деятельности

Организационно-структурное обеспечение ОРД. Преступность – сложное социальное явление, вызывающее необходимость многопланового и комплексного воздействия на нее всех структур государства и общества. Вместе с тем ведущая роль в этой деятельности должна принадлежать правоохранительным органам. Чтобы обеспечить такое воздействие, указанные органы должны иметь определенную структуру, приспособленную к выполнению своих основных функций. ОРД осуществляется системой подразделений специальных органов, наделенных полномочиями применять оперативно-розыскные силы, средства и методы и имеющие свой предмет ведения (компетенцию).

В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об ОРД» на территории РФ право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

  • органам внутренних дел;
  • органам Федеральной службы безопасности;
  • федеральным органам государственной охраны;
  • таможенным органам РФ;
  • Службе внешней разведки РФ;
  • Федеральной службе исполнения наказаний;
  • органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Перечень органов, осуществляющих ОРД, может быть изменен или дополнен только ФЗ. Руководители указанных органов (субъектов ОРД) определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять ОРД, их полномочия, структуру и организацию работы. Вне зависимости от принадлежности оперативных подразделений в вертикальном разрезе их система в основном равнозначна системе органов государственного управления: Российская Федерация – республика, автономный округ, край, область – город, район.

В соответствии с действующими положениями внутри каждого оперативно-розыскного органа компетенция между отраслевыми оперативно-розыскными подразделениями в основном распределяется на основе специализации по видам преступлений. Вместе с тем определение штатной численности и компетенции оперативно-розыскных подразделений еще не означает решение всех организационных вопросов. Чтобы подразделение работало эффективно, необходимо определить основной организационный принцип: линейный или объектовый (зональный), в соответствии с которыми распределяются функциональные обязанности каждого конкретного сотрудника.

Когда оперативное обслуживание строится в расчете на закрепление сотрудников за определенными объектами (территориями), говорят о зональном принципе работы. Если закрепляется как предмет ведения вид преступления или определенная служебная функция, говорят о линейном принципе. В настоящее время в большинстве случаев в качестве организационного принципа приняты зонально-линейные начала, то есть смешанный принцип.

Рассмотренные меры приводят как бы к формированию «организма» каждого оперативно-розыскного подразделения и всей системы снизу доверху. Последующие организационные меры должны обеспечить формирование и постоянное совершенствование профессионального интеллектуального потенциала заключенного в кадрах оперативно-розыскного подразделения. Это достигается мерами по подбору, расстановке, обучению и воспитанию сотрудников данных служб. Этим целям служит также система служебной подготовки, институт наставничества, выявление и распространение передового опыта, изучение материалов научных обобщений оперативно-розыскной практики.

Информационно-аналитическая работа. Развитие человеческой деятельности немыслимо без обмена информацией, её накопления, систематизации, анализа и оценки. Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio» – разъяснение, изложение. Согласно определению, приводимому в толковом словаре, под ней подразумеваются разного рода сообщения, сведения. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» раскрывает содержание информации как совокупности сведений «о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления».

Специфика (вид) социальной информации зависит в первую очередь от того, какая область человеческой деятельности рассматривается. Особую разновидность информации такого рода составляют сведения в сфере правоохранительной деятельности.

Среди них необходимо выделить те, которые относятся к борьбе с преступностью. Они должны обладать следующими необходимыми свойствами: иметь отношение ко всему процессу борьбы с преступностью или к какому-либо его элементу, быть конкретными, достаточно полными и достоверными. В полной мере это относится и к оперативно-розыскной информации, без которой эффективная борьба с преступностью невозможна.

Более детальное определение оперативно-розыскной информации можно рассмотреть как получаемые субъектом оперативно-розыскной деятельности с помощью оперативно-розыскных мер фактические данные, содержащие в себе знания, необходимые и пригодные для использования в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства.

Особенности оперативно-розыскной информации обуславливают процессы, протекающие в сфере оперативно-розыскной деятельности, прежде всего деятельную сторону, содержанием которой выступает информационное обеспечение ОРД правоохранительных органов. Последнее представляет собой комплекс специальных мер, осуществляемых его субъектами, по созданию и использованию системы оперативно-розыскной информации в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства.

По содержанию информационное обеспечение той или иной деятельности:

  • во-первых, предполагает определение с позиций различности целей и задач, решению которых должна служить информация;
  • во-вторых, заключается в выявлении и создании системы надежных источников информации;
  • в-третьих, должно обеспечиваться ее использование потребителями.

В связи с этим необходимо отметить ряд обстоятельств, влияющих на организацию информационного обеспечения ОРД:

  • Во-первых, оперативные работники на всех организационно-управленческих уровнях должны определять оптимальное количество необходимой информации.
  • Во-вторых, получаемая оперативным работником информация должна быть достоверной, точной, полной и детальной, т.е. качественной.
  • В-третьих, информация должна быть своевременной, что предполагает получение сведений не только в нужное время, но и своевременную их передачу, либо реализацию, надежность и стабильность каналов связи оперативного работника с источниками информации, а также вышестоящими оперативными подразделениями.
  • В-четвертых, должны быть обстоятельства, связанные с ограниченным характером допуска к указанной информации.

Успех борьбы с преступностью во многом определяется состоянием аналитической работы. Более того, сбор информации и ее анализ являются началом процесса управления любым органом, в том числе и оперативными подразделениями по борьбе с преступностью. Ученые, исследовавшие вопросы аналитической работы в правоохранительных органах, характеризуют ее как исследовательскую, познавательную функцию в управленческой деятельности.

К содержательному аспекту этой деятельности в литературе относят комплекс организационных мероприятий и методических приемов по изучению и оценке информации:

  • о состоянии преступности и иных нарушений общественного порядка;
  • о результатах деятельности правоохранительных органов;
  • о самом правоохранительном органе;
  • об условиях, в которых решают задачи правоохранительные органы.

Основными требованиями, предъявляемыми к аналитической работе, являются изучение информации, собранной за:

  • достаточно продолжительный период времени;
  • массовость наблюдения;
  • всесторонность;
  • систематичность и планомерность;
  • комплексное использование различных методов анализа.

Содержание аналитической работы определяется ее сущностью и стоящими перед ней задачами.

Оно включает ряд условно самостоятельных направлений:

  • прогностический анализ;
  • проблемный анализ;
  • комплексный анализ;
  • оперативный (текущий) анализ.

Прогностический анализ представляет собой долгосрочное изучение состояния преступности, выявление и изучение тенденций правонарушений и обусловливающих их факторов для перспективного, стратегического планирования, получения прогностический выводов о возможных изменениях этих тенденций и выработки комплекса неотложных мер.

Проблемный анализ – исследование отдельных проблем борьбы с преступностью, общих и частных, связанных с оперативно-розыскной деятельностью обеспечиваемых аналитической работой. Комплексный анализ – изучение оперативной обстановки за квартал, полугодие, девять месяцев и год в целях текущего, тактического планирования. Оперативный (текущий, непрерывный) анализ – изучение оперативной обстановки на основе суточной и декадной информации, дающей ограниченный объем для оперативного руководства.

Аналитическая работа оперативных подразделений, как и любая другая деятельность, требует организационного и информационного обеспечения, что связано с решением ряда основных групп вопросов. Первая группа включает в себя: определение на всех организационных уровнях управления оперативными подразделениями субъектов этой работы и их компетенции, порядка, сроков и видов анализа оперативной обстановки либо ее отдельных элементов, а также проблем оперативно-служебной деятельности; разработку аналитических документов различного характера и целевого назначения; уяснения сущности и роли руководителей в организации аналитической работы.

Вторая группа предполагает создание эффективно действующей системы сбора, накопления, хранения и использования информации, что, в частности, обусловливает необходимость четкого определения ее источников, их систематизации и совершенствования с учетом потребностей оперативно-служебной деятельности. Третья группа связана с процедурой анализа, разработкой новых и использования апробированных типовых методик анализа информации, организацией привлечения специалистов для исследования наиболее сложных и актуальных проблем оперативной работы, предупреждения и раскрытия преступлений, розыска скрывшихся преступников и т.д.

Четвертая группа вопросов предусматривает организацию использования результатов аналитической работы в практической деятельности оперативных подразделений. Таким образом, информационное обеспечение и аналитическая работа в деятельности оперативных подразделений занимают одно из центральных мест. Вместе с тем они выступают базой, на которой строится планирование.

Принятие управленческих решений, планирование. Проводимая в оперативных подразделениях правоохранительных органов информационно-аналитическая работа составляет познавательную сторону организации ОРД. Полученные при этом знания об оперативной обстановке на обслуживаемых объектах и линиях работы в сопоставлении с выводами о состоянии ОРД позволяет выявить те проблемные вопросы, которые не могут быть решены существующей системой и порядком организации служебной деятельности, а требуют каких то новых усилий, более или менее масштабных изменений.

Иными словами, за интеллектуально-познавательной стороной организации ОРД следует так называемая деятельная сторона, которая заключается в принятии необходимых организационных мер, направленных на изменение существующей системы работы. Эти изменения могут быть произведены не иначе как на основании сознательных волевых актов руководителей правоохранительных органов и оперативно-розыскных подразделений, облекаемых ими в официальную форму и выраженных по отношению к подчиненным устно или письменно. Такие акты носят название управленческих решений.

Для практики оперативно-розыскных подразделений, деятельность которых обращена к весьма сложным и динамичным явлениям и процессам, роль управленческих решений особенно значительна. От своевременности их принятия и зрелости зачастую зависит судьба выполнения сложных служебных задач, за которыми стоят судьбы людей, порядок и законность.

Все решения об организации ОРД по признакам длительности действия и диапазона вносимых в текущую оперативно-розыскную практику изменений подразделяются на три основные группы:

  • оперативные краткосрочные решения;
  • среднесрочные;
  • долгосрочные.

По окраске управленческие решения могут иметь рекомендательный (методические разработки), ориентирующий (информационные письма, обзоры, аналитические справки) и нормативно-обязательный (приказы, указания, постановления, инструкции) характер.

Не зависимо от характера и срока действия управленческого решения процесс его подготовки и принятия должен проходить ряд стадий:

  • уяснение возникшей задачи (проблемы);
  • анализ имеющейся информации и сбор дополнительных сведений;
  • определение альтернативных вариантов возможных действий; – подготовка вариантов решений и выбор наилучшего из них;
  • принятие решения и придание юридической силы.

Наиболее распространенной формой управленческого решения в правоохранительных органах является план. Вопросы планирования в оперативно-розыскных подразделениях вследствие их важности и сложности требуют отдельного рассмотрения. Планирование – весьма сложная область человеческой деятельности. В любом обществе планирование является одним из общих принципов управления. Планирование в то же время выступает и как функция управления.

Оно объективно присуще управлению, которое призвано обеспечить сознательную, целенаправленную, а, следовательно, и заранее спланированную, осмысленную деятельность. Таким образом, планирование – это постановка целей и задач, выработка мероприятий и определение конкретных сил и средств на какой-либо период времени путем выдвижения гипотезы на основе полученной информации и принятие специфического управленческого решения (плана).

Планирование в оперативных подразделениях представляет собой целенаправленную мыслительную деятельность субъектов управления, осуществляемую на основе анализа оперативной обстановки, изучения текущей информации о замышляемых, подготавливаемых либо совершенных преступлениях и иных правонарушениях, оценки состояния сил и средств по разработке целей и задач, а также комплекса организационно-управленческих, организационно-тактических и оперативно-тактических мер гласного и негласного характера.

Значение планирования в деятельности оперативных подразделений правоохранительных органов определяется тем, что оно позволяет повысить мобильность, оперативность и целеустремленность действий, направленных на борьбу с преступностью и иными правонарушениями; устранить непоследовательность, неорганизованность имеющихся в распоряжении сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности; обеспечить согласованность действий в борьбе с преступностью с другими оперативными подразделениями субъектов ОРД; определить оптимальные затраты физических, временных и материальных ресурсов и обеспечить достижение наиболее эффективных результатов оперативно-розыскной деятельности.

Интересно
Применительно к оперативным подразделениям система планирования включает текущие планы (план основных организационных мероприятий правоохранительного органа на год; план работы оперативного подразделения на квартал); специальные планы (планы оперативно-розыскных мероприятий по делам оперативного учета; планы комплексных специальных операций и т.п.).

Важнейшей предпосылкой достижения целей и качества планирования является соблюдение определенных принципов, к которым можно отнести принцип научности, принцип законности, непрерывность планирования, оптимальность планирования, комплексность планирования, гибкость планирования, эффективность планирования, принцип первичности планирования.

Организация исполнения управленческих решений. Фактом принятия того или иного решения добиться намеченных изменений в содержании оперативно-розыскной деятельности можно лишь в самых простых случаях. Большинство управленческих решений, и в первую очередь планы работы, могут быть реализованы только в результате специально принимаемых мер. Этот элемент называется организацией исполнения решений.

В систему мер, его составляющих, входят:

  • подбор и доведение решения до исполнителей;
  • инструктаж их о наиболее рациональных организационных и оперативно-тактических мерах по выполнению решения;
  • обучение подчиненных соответствующим приемам работы, в том числе их морально-психологическая подготовка;
  • распределение сил для исполнения мероприятий комплексного характера;
  • налаживание взаимодействия между работниками и службами, выполняющими общую задачу;
  • материально-техническое обеспечение выполняемых задач;
  • контроль за деятельностью исполнителей.

Доведение решения до исполнителей заключается в своевременном сообщении о нем оперативным работникам, которые определены в качестве исполнителей, в разъяснении и аргументировании содержания и смысла данного документа. В простых случаях при полной уверенности руководителя в способности оперативного работника самостоятельно справиться с заданием после доведения решения до исполнителей начинается живой процесс его реализации. Однако ОРД с ее многочисленными тактическими нюансами требует высококвалифицированного подхода. Вот почему необходимо проведение инструктажа, а иногда и обучение исполнителей.

Инструктаж заключается в объяснении наиболее эффективных мероприятий и тактических вариантов, с помощью которых обеспечивается успешное выполнение решения, в ориентировании относительно возможного неблагоприятного развития событий, приемов преодоления трудностей и т.п. К обучению исполнителей прибегают при освоении новых форм и тактических приемов проведения оперативно-розыскных мероприятий, для чего проводят специальные занятия, тренировки.

Если решение предполагает проведение мероприятий комплексного характера при участии нескольких работников или подразделений, то важной организационной составляющей выступает распределение между оперативными работниками соответствующих функций и полномочий, налаживание взаимодействия.

Меры материально-технического обеспечения исполнения управленческих решений могут быть самыми разнообразными (от закрепления автотранспорта и специальной техники до изготовления бланков служебных документов). Они также играют важную роль в успешном выполнении служебных функций исполнителями. Таким образом, организация исполнения управленческих решений осуществляется посредством как коллективных, так и индивидуальных форм работы с подчиненными, причем последним следует отдавать предпочтение.

Организация взаимодействия. Противодействие преступности в Российской Федерации – основная задача, стоящая перед системой правоохранительных органов. При этом преступность – это не механическая сумма уголовных правонарушений, а их органическая совокупность, сложное социальное явление. Именно поэтому борьба с ней должна вестись комплексно, что предполагает объединение усилий всех компетентных органов, служб, подразделений при научно обоснованном и оптимальном соотношении выполняемых ими управленческих и тактических функций.

В философской литературе под взаимодействием понимается категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, взаимодополняемость, взаимопереход, порождение одним объектом другого. В науке управления достаточно распространена точка зрения о том, что взаимодействие – это одна из форм управления как направленного воздействия, осуществляемого для достижения конкретной цели. Взаимодействия системных образований взаимно дополняют друг друга, создают условия для успешного функционирования всей системы.

В теории оперативно-розыскной деятельности под взаимодействием оперативных аппаратов понимается основанная на законах и подзаконных актах совместная или согласованная по целям, времени и месту деятельность, направленная на своевременное предупреждение, быстрое и полное раскрытие преступлений, а также розыск скрывшихся преступников.

Как видно из настоящего определения, в нем достаточно четко обозначены признаки взаимодействия оперативных аппаратов:

  • оно основывается на законах и подзаконных актах;
  • согласованность совместных действий по цели, месту, времени и срокам их осуществления;
  •  наличие единой цели согласованных действий – своевременное предупреждение, быстрое и полное раскрытие преступлений, розыск скрывшихся преступников.

Статья 14 Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» касаемо вопроса взаимодействия предусматривает следующие обязанности органов, уполномоченных на осуществление ОРД:

  • исполнение в пределах своих полномочий поручений в письменной форме органа дознания, следователя, указаний прокурора и решений суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству (п. 2);
  • выполнение на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросов соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств (п. 3);
  • информирование других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известным фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказание этим органам необходимой помощи (п. 4).

Согласованная деятельность оперативных подразделений по своему содержанию является сложной и многогранной, поэтому в научной литературе встречается несколько критериев ее классификации, например:

  • по характеру связей;
  • по времени;
  • по функциям;
  • по отношению к системе;
  • по степени конспирации;
  • по этапам осуществления;
  • по субъектам.

По характеру связей взаимодействие может быть непосредственным и опосредованным. Непосредственное взаимодействие предполагает установление прямых, непосредственных связей между субъектами взаимодействия. Характерным примером этого вида является взаимодействие сотрудников оперативного аппарата криминальной милиции с оперативными сотрудниками следственного изолятора в процессе оперативной разработки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. При опосредованном взаимодействии связь между оперативными подразделениями осуществляется, как правило, через вышестоящий орган, представляющий службу, в интересах которой организуется взаимодействие.

По времени взаимодействие может осуществляться постоянно или временно. К постоянному относится взаимодействие, которое осуществляется в течение всей деятельности по оперативной разработке лица (группы лиц), подозреваемого в совершении преступлений, вплоть до его изобличения. Ограниченное по времени взаимодействие направлено обычно на решение конкретной задачи.

В процессе взаимодействия его субъектами осуществляются различные направления деятельности (функции):

  • оперативно-розыскная;
  • уголовно-процессуальная;
  • административно-правовая;
  • организационно-управленческая.

Каждая из перечисленных функций распадается на функции меньшего порядка, а их реализации присущи особенности, которые имеют место при осуществлении совместной согласованной деятельности. Так, например, в самой оперативно-розыскной функции взаимодействующих оперативных подразделений можно выделить оперативно-поисковую, агентурно-оперативную, оперативно-техническую, информационно-поисковую функции.

В зависимости от принадлежности к одной или разным системам управления различают внешнее и внутреннее взаимодействие. Например, если за основу взять уголовно-исполнительную систему, то к внешнему взаимодействию можно отнести совместную деятельность оперативных аппаратов учреждений УИС с иными правоохранительными структурами; к внутреннему – взаимодействие оперативных аппаратов учреждений УИС с другими структурными подразделениями данных учреждений.

По степени конспирации можно выделить гласное и негласное взаимодействие. Необходимость сохранения в тайне факта взаимодействия зависит от специфики задач, решаемых в каждом конкретном случае, от тех целей, которые лежат в основе совместных действий. Процесс совместной согласованной деятельности можно разделить на организационный и тактический этапы. Организационный этап включает в себя рабочие встречи между субъектами взаимодействия, формулирование целей и задач, согласование взаимной компетенции, определение порядка обмена информацией, подготовку совместных документов, подведение итогов и т.п. Тактический этап взаимодействия заключается в предметной реализации намеченных целей и задач с помощью конкретных тактических методов и форм совместной согласованной деятельности.

В основу классификации взаимодействия по субъектам кладется право и обязанность взаимодействующих органов по реализации оперативно-розыскной функции (при раскрытии преступлений) либо в полном, либо в «усеченном» объеме. К первой группе субъектов относятся оперативно-розыскные подразделения, в частности учреждений УИС, ко второй – специальные подразделения, экспертно-криминалистические отделы и т.п., выполняющие функции обеспечивающего характера.

Рассмотренный анализ имеет важное практическое значение, поскольку знание типологии взаимодействия позволяет найти наиболее эффективный вариант его организации в конкретных условиях деятельности, для конкретных субъектов, при решении конкретных задач на различных иерархических уровнях системы.

Далее необходимо отметить, что в теории и практике оперативно-розыскной деятельности выделяются следующие организационные формы взаимодействия:

  • совместный анализ оперативно-розыскной ситуации и принятие управленческого решения о взаимодействии;
  • совместное планирование и проведение ОРМ;
  • обмен оперативно-розыскной и иной информацией, представляющей взаимный интерес;
  • оказание взаимной помощи наличными силами и средствами; – анализ и подведение итогов совместной деятельности;
  • обмен передовым опытом осуществления ОРД;
  • издание совместных обзоров, методических рекомендаций, специальных нормативных документов по результатам совместной деятельности и т.п.

Учет, контроль и оказание практической помощи. Организация учета, контроль и оказание практической помощи – неразрывно связанные между собой элементы управленческого цикла. Учет – это база для организации контрольной деятельности. Последняя обуславливает и раскрывает необходимость оказания содействия тем оперативным подразделениям, либо отдельным сотрудникам, которые в нем объективно нуждаются.

Под учетом понимают получение, обработку, анализ и систематизацию сведений о результатах выполнения управленческих решений. Хотя отчетность фиксирует в основном количественную сторону дела, по ее данным можно судить о степени активности и результативности ОРД, т.е. о качестве ее осуществления. Насколько полно учетные сведения отражаются в нормативно-установочных формах отчетности (статистический учет) и оперативно-текущих документах (оперативный учет), настолько объективно можно оценить реальное положение дел в организации работы оперативных аппаратов, и, следовательно, принимать соответствующие меры воздействия.

Контроль в сфере ОРД заключается в обеспечении систематического наблюдения за ходом выполнения оперативными аппаратами комплекса мер направленных на решение задач борьбы с преступностью. В целом контроль – не самоцель, а средство повышения эффективности использования оперативно-розыскных сил, средств и методов в борьбе с преступностью, обеспечения законности в деятельности оперативных аппаратов. Контроль должен сопровождаться оказанием практической помощи. При этом осуществляющие контроль руководители не должны допускать «мелочной опеки» и заниматься исполнительской работой вместо тех лиц, на которые она возложена нормативными предписаниями.

Чтобы оказывать необходимое организующее воздействие, контроль и проверка исполнения управленческих решений должны быть своевременными, систематическими и объективными. Корректирование принятых решений необходимо проводить в тех случаях, когда по тем или иным причинам они оказались недостаточно эффективными либо ошибочными. Вместе с тем может возникнуть необходимость в принятии новых решений, что в процессе организации ОРД с учетом ее специфики является распространенной практикой. При этом управленческий цикл повторяется по изложенной ранее схеме, но, разумеется, с разным объемом работы и содержанием управленческих функций, обуславливаемых возникшими проблемами и задачами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)