Основы организации розыскной работы

Термин «розыск» получил свое законодательное закрепление в ст. 254 Устава уголовного судопроизводства 1864 года как один из видов полицейского дознания, основанного на тайных методах расследования, включающих в себя словесные расспросы, негласное наблюдение, а также другие допустимые меры по установлению преступников, т. е. по своему содержанию он был весьма близок современному понятию ОРД. Такой подход к определению сущности розыска в отечественной криминалистике сохранялся до середины XX в., пока не была предпринята попытка сузить понятие розыска путем ограничения его объекта известными преступниками и похищенными ценностями.

Это послужило толчком к тому, что понятие розыска стало рассматриваться в двойном смысле: в узком и широком значении. Если в первом случае под розыском понималась деятельность по обнаружению известных объектов (скрывшегося обвиняемого, пропавшего без вести и т.д.), то во втором – поиск неизвестных объектов (не установленного преступника, следов преступления и т.д.), имеющих значение для раскрытия и расследования преступления. В современных работах по криминалистике розыск в широком значении по-прежнему отождествляется с деятельностью по раскрытию преступлений и с ОРД в целом, поскольку в его содержание включается обнаружение замышляемых, готовящихся и совершенных преступлений, а также установление виновных лиц.

С зарождением теории ОРД понятие и сущность розыска становится предметом исследований в этой области научных знаний. Первую кандидатскую диссертацию по проблемам розыскной работы в 1963 г. защитил В.А. Лукашов, который, выступая против расширительного толкования понятия розыска, ограничивал его содержание поиском уже известных правоохранительным органам объектов: скрывшихся преступников; лиц, пропавших без вести, и иных категорий разыскиваемых. Такой подход к понятию розыскной работы прочно закрепился в оперативно-розыскной теории.

Интересно
В соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» к задачам оперативно-розыскной деятельности, помимо выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, относится осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших и установление личности граждан по неопознанным трупам.

Субъектами розыскной деятельности являются конкретные подразделения правоохранительных органов, а объектами розыска – отдельные категории физических лиц. Так, розыскные подразделения Федеральной службы безопасности осуществляют розыск скрывшихся от дознания и следствия подозреваемых и обвиняемых по уголовным делам, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством к ведению данных органов. Розыскные подразделения Федеральной службы исполнения наказаний осуществляют розыск осужденных, отбывающих наказание по приговору суда в местах лишения свободы и совершивших из них побег.

Вместе с тем основным субъектом розыскной работы служат аппараты уголовного розыска. Они осуществляют розыск следующих лиц:

  • подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, скрывшихся от дознания, следствия и суда;
  • осужденных, совершивших побег из изоляторов временного содержания (ИВС) и из-под стражи (конвоя) полиции;
  • осужденных, уклонившихся от исправительных работ после принятия судом решения о замене другим видом наказания;
  • лиц, пропавших без вести;
  • несовершеннолетних, ушедших из дома, школ-интернатов, детских домов, а также бежавших из приемников-распределителей, специальных школ и специальных училищ;
  •  лиц, утративших связь с близкими родственниками1, а также супругов, утративших связь между собой;
  • психически больных лиц, в том числе признанных в установленном порядке социально опасными, ушедших из дома или учреждения, где они содержались;
  • лиц, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения;
  • погибших (умерших) граждан по неопознанным трупам.

Правовой основой розыскной работы, наряду с уголовно-процессуальным и оперативно-розыскным законодательством, служат ведомственные и межведомственные акты:

  • Инструкция об организации и тактике розыскной работы в ОВД;
  • Инструкция об организации и тактике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведений;
  • Инструкция об организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола и др.

В соответствии с ними розыскной работой является базирующаяся на законах и подзаконных нормативных актах деятельность по обнаружению разыскиваемых лиц, установлению личности неизвестных граждан, а также предупреждению уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, исполнения определенных обязанностей и правил, а так же безвестного исчезновения. Самостоятельная специфическая задача оперативно-розыскной деятельности – розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда.

Такой розыск направлен на установление места нахождения конкретных скрывающихся лиц, в частности:

  • подозреваемых, в отношении которых возбуждено уголовное дело либо которые уведомлены о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК РФ;
  • обвиняемых, в отношении которых в определенном уголовно-процессуальным законом порядке вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого;
  • подсудимого, в отношении которого должно состояться или осуществляется судебное разбирательство;
  • осужденного, уклонившегося от отбывания наказания, не связанного с лишением свободы, которому судом данное наказание заменено на более строгое.

В первых трех случаях скрывающиеся лица остаются участниками уголовно-процессуальной деятельности, поэтому при их розыске большое значение имеет взаимодействие с органами предварительного следствия или судом. Особую категорию лиц, подлежащих розыску, составляют лица, уклоняющиеся от уголовного наказания. К ним относятся осужденные, отбывающие наказание по приговору суда в местах лишения свободы и совершившие из них побег. Органы внутренних дел осуществляют розыск осужденных, уклонившихся от отбывания наказания в виде исправительных работ после принятия судом решения о замене другим видом наказания.

Розыск лиц, совершивших преступления, как самостоятельное направление оперативно-розыскной деятельности есть система организационных, процессуальных, оперативно-розыскных и иных специальных мероприятий, комплексное осуществление которых обеспечивает быстрое обнаружение привлеченных к уголовной ответственности или осужденных лиц и принятие в отношении них предусмотренных законом мер. Розыск этих лиц обеспечивает нормальные условия ведения следствия, реальное привлечение преступников к ответственности и является вместе с тем одним из важных средств предупреждения уголовного рецидива со стороны скрывшихся преступников. Находясь на свободе, они нередко совершают еще более опасные и дерзкие преступления.

Розыскная деятельность по установлению места нахождения и задержания лиц, совершивших преступления, осуществляется лишь при вынесении органами дознания, следствия или судом процессуального решения о розыске подозреваемого, обвиняемого, подсудимого (ст. 210, 238, 397 УПК РФ). Организация розыскной работы предусматривает проведение различных по характеру мероприятий.

Принято выделять следующие этапы проведения розыска:

  • предупреждение уклонения лиц от органов дознания, следствия и суда, отбывания наказания;
  • первоначальные розыскные мероприятия;
  • местный розыск;
  • федеральный розыск;
  • межгосударственный розыск;
  • международный розыск.

Одним из направлений розыскной работы является предупреждение уклонения лиц от органов следствия, дознания и суда. Проведение предупредительной работы есть важный аспект розыскной работы. Для этого проводится широкий круг мероприятий, направленных на выяснение намерений подозреваемых, обвиняемых, осужденных и создание обстановки, затрудняющей осуществление ими задуманного. Под профилактикой в розыскной работе понимается комплекс мероприятий режимного, воспитательного, оперативно-розыскного, административного характера, осуществляемых в целях предупреждения уклонения обвиняемых и осужденных от следствия и суда, устранения условий, способствующих длительному укрывательству (пребыванию) разыскиваемых на обслуживаемой территории.

В ней участвуют многие службы и подразделения правоохранительных органов, но ее инициатором и организатором выступают оперативно-розыскные аппараты и органы предварительного расследования ввиду того, что они располагают разносторонней информацией о причинах и условиях, способствующих уклонению преступников от следствия и суда, о лицах, склонных к их совершению, а также условиях, которые используются разыскиваемыми преступниками для длительного уклонения от привлечения их к уголовной ответственности. Кроме того, они наделены правами избирать меру пресечения (ст. 97-108 УПК РФ) и располагают действенными средствами и методами предупреждения уклонения преступников от следствия и суда.

Для эффективности предупредительной деятельности существенное значение имеют следующие процессуальные моменты:

  • быстрая и квалифицированная проверка первичных материалов о преступлениях;
  • своевременное возбуждение уголовного дела;
  • тактически грамотное расследование;
  • своевременное и продуманное решение вопроса о применении мер, исключающих уклонение виновных от следствия и суда.

Проводя расследование или дознание по уголовному делу, следователь (дознаватель) собирает доказательства, дающие возможность своевременно применить к лицу, подозреваемому в совершении преступления либо привлекаемому в качестве обвиняемого, меру пресечения. При избрании меры пресечения следователь (дознаватель) в соответствии с законом, наряду с учетом личности и тяжести содеянного, принимает во внимание возможность данной меры пресечения реально гарантировать явку обвиняемого (подозреваемого) на следствие и в суд.

При избрании обвиняемому (подозреваемому) меры пресечения, не связанной с заключением под стражу, следователь (дознаватель) в целях предупреждения его уклонения от следствия, суда осуществляет следующие меры:

  • проводит проверку по месту жительства обвиняемого (подозреваемого), убеждается в том, что он действительно проживает по данному адресу;
  • обеспечивает проведение дактилоскопирования, фотографирования, описания по правилам словесного портрета, в том числе особых и броских примет, и изъятие образцов почерка обвиняемого (подозреваемого) (дактилоскопическая карта и иные документы хранятся в уголовном деле, при объявлении обвиняемого (подозреваемого) в розыск передаются в розыскное подразделение);
  • информирует начальника ОВД о таком обвиняемом (подозреваемом) и поручает принять меры, предупреждающие уклонение (они осуществляются силами участковых уполномоченных полиции, а при необходимости используются возможности аппаратов уголовного розыска, других служб и подразделений ОВД);
  • при необходимости направляет извещение в отдел кадров по месту работы обвиняемого (подозреваемого), в военкомат;
  • в ходе предварительного расследования изучает поведение обвиняемого (подозреваемого) в целях выявления его намерения уклониться от следствия, дознания или суда.

Намерения лиц уклониться от следствия нередко проявляются в совершении ими приготовительных действий:

  • указание ложного адреса проживания;
  • приобретение документов на чужое имя либо подделка своих документов (паспорта, военного билета, свидетельства о рождении, водительского удостоверения);
  • снятие крупных вкладов в банках;
  • продажа квартир, дач, автомашин либо переоформление их на родственников и близких знакомых;
  • снятие с регистрационного учета, постоянного или временного места проживания;
  • снятие с воинского учета;
  • увольнение с работы;
  • переезд семьи обвиняемого (подозреваемого) с постоянного места жительства за границу и другие действия.

При получении такого рода сведений следователь (дознаватель) принимает меры к их проверке и процессуальному оформлению и в установленном законом порядке решает вопрос об изменении меры пресечения. В случаях, когда лицо все же уклонилось от органов дознания, следствия, суда или отбывания наказания, проводятся первоначальные розыскные действия.

При обнаружении факта неизвестного местонахождения обвиняемого (подозреваемого) следователь (дознаватель) в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством осуществляет следующие действия:

  • проводит мероприятия, направленные на установление действительного факта уклонения или неизвестности местонахождения обвиняемого (подозреваемого);
  • производит в необходимых случаях обыск;
  • накладывает арест на почтово-телеграфную корреспонденцию, адресованную связям разыскиваемого;
  • дает поручения органам дознания в порядке ст. 38, 152 УПК РФ о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
  • оценивает собранные по делу доказательства, при наличии оснований принимает процессуальное решение об объявлении розыска обвиняемого и в необходимых случаях изменяет меру пресечения;
  • в постановлении об объявлении розыска должно быть указано, уклонилось ли лицо от следствия, дознания или его местонахождение неизвестно по иным причинам.

Розыск может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением. Постановление об объявлении в розыск передаются через канцелярию в оперативное подразделение. В случае объявления в розыск подозреваемого к постановлению об объявлении в розыск прикладываются копии постановления о возбуждении уголовного дела в отношении данного лица либо протокола с отметкой о вручении ему копии уведомления в соответствии со ст. 223.1 УПК РФ, либо протокола допроса в качестве подозреваемого, постановления об избрании меры пресечения, если она избиралась, и справка о личности.

При этом поручение розыска оперативному подразделению не освобождает следователя (дознавателя) от процессуального участия в розыске обвиняемого (подозреваемого). Материал по факту безвестного исчезновения в течение суток с момента поступления направляется в следственный орган по соответствующему району (городу) для проведения проверки и принятия решения в порядке ст. 144, 145 УПК РФ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)