Организация

Термин «организация» происходит от греческого слова «organon», что означает устройство, сочетание, приведение чего-либо или кого-либо в стройную систему, в одно целое.

В системе менеджмента организация может рассматриваться в нескольких аспектах: форма, структура, процесс, действие, управленческая функция. Такое разнообразие трактовок данного термина обусловлено социальной природой организации и необходимостью координации отдельных усилий индивидов для достижения общей
цели.

Невозможно существование организации как формы (завод, фабрика, банк и т. п.) без организованной структуры, в том числе структуры управления, которую, в свою очередь, нельзя создать без специфической организаторской деятельности.

Если обратиться к истории развития организаторской мысли, то можно обнаружить различные взгляды на природу и сущность организации. Представители школы научного управления (Ф. Тейлор, Г. Гант, Х. Эмерсон, Г. Форд и др.) рассматривают организацию как процесс, целью которого является направление и использование индивидуальных усилий работников для достижения общей цели. Так, Ф. Тейлор считает, что организация представляет собой функциональное управление. Он рассматривает такие разновидности данного понятия, как организация труда, воспитание, наведение порядка и т. п.

Представители бюрократической школы (М. Вебер, Л. Урвик, П. Слоун и др.) под организацией подразумевали сложную иерархически организованную систему. Так, автор бюрократической концепции управления М. Вебер определял организацию как совокупность социальных отношений – закрытых либо с ограниченным доступом извне.

В такой организации регулирование осуществляется особой группой людей (руководителем или административным аппаратом, обладающим легитимной властью). В своих трудах в качестве идеальной он выделил бюрократическую организацию, которая основывается на разделении власти и обеспечивает руководителю возможность быть лидером.

А. Файоль, основоположник школы административного управления, полагает, что организация – это обеспечение предприятия всеми необходимыми ресурсами для осуществления деятельности

У представителей школы человеческих отношений и поведенческих наук (Ф. Герцберг, М. Фоллет, Э. Мэйо, А. Маслоу, Д. МакКллеланд, Р. Лайкерт и др.) термин «организация» употребляется в контексте социальной системы, в которой реализуется определенное организационное поведение. Они рассматривают ее как сложноорганизованное, упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные группы, объединённые разнообразными связями и взаимоотношениями, специфически социальными по своей природе.

Основоположник одной из современных теорий управления Ч. Барнард считает, что организация – это система сознательной координации двух и более людей, выполняющих разнообразную деятельность, для достижения общей цели.

По мнению П. Лоуренса, организация – это совокупность людей, занятых решением сложных задач и связанных друг с другом в процессе сознательного достижения взаимно согласованных целей

Г. Саймон, автор концепции «ограниченной рациональности», под термином «организация» понимает комплексную структуру коммуникаций и отношений между участниками совместной деятельности в процессе принятия управленческих решений.

М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури определяют организацию как группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей организации. О.С. Виханский и А.И. Наумов под организацией понимают систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей.

С позиций системного подхода организация рассматривается как сложная система, состоящая из подсистем, в качестве которых могут выступать производство, маркетинг и сбыт, финансы, информация, персонал и пр. При этом организация является открытой системой, встроенной во внешний мир, т. е. своеобразным механизмом преобразования информации или ресурсов на входе в конечную продукцию на выходе.

Основные разновидности ресурсов входа – материалы, оборудование, капитал, рабочая сила и пр., а выходов – продукция, услуги, информация и пр. На входе организация получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает ей созданный продукт.

Поэтому жизнедеятельность организации складывается из трех основополагающих процессов:

  1. Получения сырья или ресурсов из внешней среды.
  2. Преобразования ресурсов в продукт.
  3. Передачи продукта во внешнюю среду.

Исходя из вышеперечисленных определений, организация трактуется следующим образом:

  • как внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением;
  • как совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
  • как объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.

При существенном различии трактовок данного термина можно утверждать, что организация – это систематизированное сознательное объединение действий людей и групп для достижения цели (решения задачи) на основе определенных правил и процедур, разделения труда и обязанностей.

Такими организациями являются частные фирмы, государственные учреждения (больницы, школы, университеты), общественные объединения и пр.

Любая организация представляет собой коллективный субъект деятельности, социальную систему, которая объединяет, координирует и направляет поведение людей и их групп в процессе совместной деятельности.

Действия элементов организации осознанны и целенаправленны благодаря наличию субъекта управления, которым может выступать отдельное должностное лицо (руководитель, управляющий, директор и др.) или группа лиц (орган управления, например Совет директоров и др.).

Несмотря на большое разнообразие организаций, можно выделить ряд основных общих характеристик:

  • цели, отражающие их предназначение, и те виды продукции и услуг, которые они производят для удовлетворения потребностей общества;
  • работники, обладающие определенной квалификацией, профессиональными знаниями и компетенциями, необходимыми для достижения поставленных целей;
  • иерархическое строение;
  • горизонтальное и вертикальное разделение труда, осуществляемое в соответствии с профессионально-квалификационными характеристиками каждого работника и обеспечивающее рациональную структуризацию работ и задач;
  • коммуникации, т. е. различные виды связей, необходимые в процессе выполнения совместной деятельности;
  • формальные правила поведения, процедуры и контроль, устанавливаемые для того, чтобы организации функционировали как целостные образования;
  • уровни полномочий и ответственности, устанавливающие масштабы власти для разных должностей в организации;
  • активность регламентируемого элемента и способность персонала оказывать встречное противодействие в ответ на управленческое воздействие.

Само существование организации предполагает, что у нее есть определенные цели и мотивы жизнедеятельности. Когда идет речь о целевом начале в поведении организации, то обычно говорят о трех составляющих: видении, миссии и целях (см. рис. 1.1).

Всю совокупность ориентиров деятельности организации можно разделить на три основных типа: идеалы, цели и задачи.

Идеалы – это ориентиры, которые мы не рассчитываем достичь в обозримом периоде, но допускаем приближение к ним. К идеалам экономической организации можно отнести ее видение и миссию.

Видение – это экономический идеал (мечта), ценность которого заключается в том, что он отметает массу ненужных действий с точки зрения ведения бизнеса и мобилизует огромную энергию как лидеров, так и остальных работников. Видение должно исходить от того человека или тех людей, которые его вырабатывают.

Организация

Миссия является более конкретным ориентиром, чем видение. У нее есть своя финишная черта, т. е. период времени, по истечении которого она должна быть выполнена.

Миссия должна быть сформулирована так, чтобы ее выполнение сочеталось как с напряжением сил в организации, так и с определенным риском деятельности. Срок выполнения миссии должен быть обозримым и достаточно небольшим.

Интересно
В менеджменте встречается широкое и узкое понимание миссии. В широком понимании миссия рассматривается как констатация философии и предназначения организации, смысла ее существования.

Философия компании определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою хозяйственную деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть.

Философия организации редко подлежит изменению, а формулировка предназначения может варьироваться в зависимости от глубины изменений, которые могут происходить в организации и в среде ее функционирования.

В узком понимании миссия рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, по какой причине существует организация.

Миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, чем является организация, к чему она стремится, какие средства она готова использовать в своей деятельности, какова ее философия.

Кроме того, миссия способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации, единению внутри организации, созданию корпоративного духа и возможностей для более успешного управления организацией.

Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей.

Цель организации рассматривается как конкретное состояние отдельных ее характеристик, достижение которых является желательным.

Это ориентиры деятельности фирмы в плановом периоде, достижение которых предполагается в полном объеме. Выбор цели организации является одним из наиболее ответственных моментов в процессе выработки и принятия управленческих решений. В соответствии с выбранной целью формируется стратегия развития организации, тактика, разрабатываются прогнозы и планы, оцениваются результаты принятых решений и предпринятых действий. Иными словами, цель является тем самым стержнем, вокруг кото- рого формируется управленческая деятельность.

В любой организации формируется иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Особенность иерархического построения целей в организации состоит в том, что, во-первых, цели более высокого уровня всегда носят более глобальный характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения. Во-вторых, цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня. Они включают в себя задачи.

Задачи – это конкретные, количественно измеряемые ориентиры, описания серии рабочих функций, определяющие форму и время выполнения задания

Иерархия целей в организации играет очень важную роль, так как является основой для формирования ее структуры и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений организации на достижение целей.

Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в деятельность организации по достижению целей организации в целом.

Важно отметить тот факт, что природа организации всегда социальна, так как всегда социальны объект и субъект управления, а также социальны как минимум два результата этого воздействия – целевой продукт и целевая общность (коллектив), а также другие модификации человеческого поведения. К тому же в организации широко используются специфические социальные средства регламентации, которые формулируют особую подсистему – социальную организацию.

Социальная организация – это система социальных групп и отношений между ними, направленная на достижение поставленных целей посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определенных правил взаимодействия в процессе функционирования системы управления.

В ней взаимодействуют различные группы, члены которых интегрированы интересами, ценностями, целями, нормами, базирующимися на основе совместной деятельности.

В литературе социальная организация в большинстве случаев трактуется следующим образом:

  1. Социальная организация – это совокупность индивидов, ролей и других элементов, систематически взаимосвязанных между собой ради достижения результатов, получение которых недоступно отдельно взятым индивидам. Это структура, предназначенная для координации путем разделения труда и иерархизации власти (М. Ньютон, Р. Тревата, Д. Биддл, Р. Эвенден и др.).
  2. Социальная организация – это такой способ совместной деятельности людей, при котором она принимает форму жестко упорядоченного, регулируемого, скоординированного и направленного на достижение конкретных целей взаимодействия.
  3. Социальная организация – это совокупность иерархически расположенных социальных позиций (статусов), выполняемых ролей, форм деятельности, отношений и связей работников. Единицей социальной организации в данном случае выступает не индивид, а его социальная роль.
  4. Социальная организация – это социальная система, которая характеризуется определенной коллективной тождественностью, имеет точный список членов, программу деятельности и процедуру замещения людей (Т. Кэплоу).

Любая социальная организация представляет собой сложную социально-техническую систему, в которой социальная подсистема сосредоточена на людях, их потребностях, желаниях, мотивах, поведении, а техническая подсистема включает организацию труда, информацию, задачи, бюджет. Социальная организация ориентирована на управление человеческими ресурсами, а техническая – на управление кадрами. Соотношение этих подсистем позволяет выделить типы организаций, представленные на рис. 1.2.

Закрытая техническая система представлена в модели механистического построения организации в трудах основных представителей классической школы управления И. Ансоффа, М. Вебера, Р. Лайкерта, Д. Катца, П. Мотта и др. Рассматривая этот тип организации, они пришли к выводу о том, что основная цель организации – максимизация эффективности и продуктивности, которая достижима только в стабильном окружении. Причем окружение либо существует само по себе, либо создается организацией.

Человек рассматривается в такой организации как специфический и ценный для управления социальный ресурс, хотя ему отводится роль социального механизма в большой машине.

Модель рациональной административной организации полностью основывается на принципах формализации отношений и на иерархических механизмах власти. Власть в такой организации легитимная и принудительная.

Контроль поведения работников осуществляется с помощью бюрократических правил и процедур. Управленческие решения принимаются руководителем централизованно и, как правило, единолично.

Деловые отношения являются рационально построенными и максимально формализованными.

Организация

Открытая техническая система исследована Ч. Пероу, Р. Браденбургом, И. Ансоффом.

Критерием эффективности такой организации является производственное использование ресурсов, оптимальное распределение продукции и услуг. Поэтому основными управленческими функциями выступают кратковременное и долговременное планирование.

Администрация стремится планировать и изменять среду в нужном направлении, предъявляя определенные требования к ней и выбираемой технологии. В связи с этим наиболее эффективной организационной структурой управления является матричная структура.

Рыночные механизмы навязывают критерии и определяют процесс принятия управленческих решений, влияют на индивидуальные потребности и мотивы. Стили мышления руководителей и лиц, принимающих управленческие решения, – когнитивный и интуитивный.

Закрытая социальная система рассматривалась в трудах представителей школы человеческих отношений и поведенческих наук Г. Мюнстерберга, М. Фоллет, Э. Мэйо, Д. Макгрегора, Ф. Герцберга, А. Маслоу, Р. Лайкерта и др. Исследователи считали, что нормальное функционирование организации зависит от удовлетворения потребностей работников и максимально полного использования их потенциала, благоприятного социально-психологического климата в организации.

Повышение эффективности организации, по их мнению, возможно за счет развития ее человеческих ресурсов.

Интересно
Исследователи перенесли центр тяжести в управлении организацией с технических знаний и способов решения целевых задач на формирование человеческих отношений и выдвинули новое требование: «Человек – главный объект внимания».

Представители данной школы изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационную структуру, коммуникации в организациях, лидерство, функционирование и динамику групповых отношений, роль малых групп в жизнедеятельности организации, проблемы групповой сплоченности, роль первичного руководителя в формировании благоприятных отношений в коллективе и налаживании межличностных коммуникаций и т. д.

Теоретические разработки школы положили начало движению за участие работников в подготовке управленческих решений и за обогащение труда. Кроме того, в рамках этой школы были пересмотрены представления о роли руководителей среднего и низшего звена в функционировании организации, что позволило изменить систему их подготовки, т. е. переориентировать на овладение социальными функциями.

Базовые положения школы человеческих отношений могут быть представлены следующим образом:

  • человек – это «социальное животное», которое может быть свободно и счастливо только в группе;
  • человек обладает большими способностями, которые очень слабо используются в «машинной модели» организации;
  • труд человека может приносить ему не меньше удовольствия, чем игра, если он интересен и содержателен;
  • роль экономических форм стимулирования труда ограничена, они не являются единственными и тем более универсальными;
  • производственная организация – это сфера не только приложения трудовой деятельности, но и удовлетворения социальных потребностей человека, решения социальных проблем общества;
  • для повышения эффективности деятельности организации необходимо отказаться от принципов управления, основанных на постулатах о властных отношениях, иерархии, жестком программировании и специализации труда, по-скольку они противоестественны и противоречат природе человека;
  • проблема установления социальной гармонии и сотрудничества есть не только сфера деятельности государства и общества, но и производственной организации.

На основе этих положений представителями данного направления были сформулированы базовые принципы, отражающие специфику функционирования организации:

  • всемерное развитие и всестороннее использование организацией способностей работников;
  • удовлетворение разносторонних потребностей работников;
  • использование механизмов самоорганизации и группового личностного контроля их поведения и деятельности;
  • стимулирование процессов групповой динамики;
  • демократизация управления и гуманизация труда.

Критерии эффективности социальных организаций закрытого типа – это успешность решения внутренних человеческих проблем, формирование социальной интеграции и приверженность работников целям организации.

Организация в этом смысле является неповторимой системой, обладающей уникальной комбинацией человеческих качеств, микроклиматом и организационной культурой, цель которой заключается в развитии неформальных групп.

Контроль осуществляется на основе внутригрупповых норм и социальном давлении на тех, кто их нарушает. Процесс принятия решений ориентирован на человека и группу, а также на участие в управлении, а лидерский стиль основывается на принципах «человеческих отношений».

Открытая социальная система представлена в трудах Х. Пикля, Ф. Фридландера, Ф. Эмери, Э. Триста, У. Оучи, А. Гоулднера.

Эффективность организации данного типа заключается в адаптивности, быстром реагировании на изменение окружающей среды, соответствии общественным ожиданиям, долговременном функционировании. Ситуация и окружение организации описываются в терминах динамичности, неопределенности, непредсказуемости и гетерогенности.

Механизм контроля поведения работников отличается гибкостью и демократизмом, основывается на профессиональных нормах, стандартах и ценностях. На первый план в таких организациях выходят личность и стиль лидерства (например, кооптация, союз, консультации).

Организационная культура формируется на основе профессиональных норм поведения.

Основа власти – референтность, информативность и экспертиза

Следует отметить, что социальная организация выполняет ряд функций. В табл. 1.1 представлены основные подходы к определению функций социальной организации в трудах отечественных и зарубежных социологов.

Организация

Социальная организация раскрывается через взаимодействие формальной и неформальной структур (см. рис. 1.3).

Формальная структура организации – это базовая целевая подсистема социальной организации, выполняющая функции социальной регуляции поведения работников в организации, а также их интеграции для достижения целей.

Это система установленных администрацией правил, стандартов поведения, предписаний, программ. Они регламентируют поведение работников и деятельность организации, которая закреплена в нормативных документах, фиксирующих взаимосвязь формальных позиций.

Интересно
Формальная структура организации – это организационное построение, основанное на жесткой стандартизации организационных норм и отношений между отдельными структурными единицами.

Формализация отношений рассматривается как рациональное по своей природе и универсальное явление, охватывающее как систему властных отношений, так и содержание выполняемой деятельности. Причем отношения строго упорядочены и подчиняются определенным закономерностям.

В любой организации имеются цель, распределение функций между исполнителями, субординация должностей, т. е. иерархическая система ролей и статусов, определяющая свойственные разным уровням управления объем полномочий и меру ответственности за принимаемые решения, система развитых вертикальных коммуникаций, система поощрений за выполненные задания, бюрократический аппарат для контроля и управления.

Организация

Неформальная структура организации – это спонтанно сложившаяся система социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного и внутригруппового общения.

Она построена на системе социальных обменов, осуществляемых на межличностном уровне или на уровне первичных социальных групп, которые не включены в иерархические формальные связи (А. Пригожин).

Ниже приведены распространенные трактовки данного понятия:

  1. Неформальная организация – это совокупность индивидов, малых групп и взаимоотношений между ними. Система взаимоотношений персонифицирована, а ее носители – это личности с интересами, желаниями, целями, задачами. Она направлена на достижение целей лиц, взаимодействующих в рамках малых групп, границы которых часто не совпадают с границами формальной организации (Э. Мэйо).
  2. Неформальная организация – это действия, ценности, нормы, убеждения и неофициальные правила, сложная сеть социальных связей, типов членства, центров влияния и коммуникаций, сложившихся внутри и между составляющими организацию группами, но не конкретизированных ими (Ф. Ротлисбергер).
  3. Неформальная организация – это система социокультурной регуляции человеческого поведения, способная обеспечить контроль не только в сфере межличностных взаимодействий, но и за выполнением целевой функции, а также дополнить действие формальной системы регуляции или даже потеснить ее (Г. Саймон, Р. Лайкерт, Дж. Хоманс).

Основным источником регуляции поведения работников в неформальной организации выступают нормы и ценности, отслеживающие систему отношений на уровне межличностных взаимодействий и прямых контактов.

Неформальная организация более гибкая и динамичная в отличие от формальной структуры. В ней применяются внутригрупповые санкции, являющиеся реакциями на отклонение от неформальных поведенческих трудовых стандартов. Она отличается подвижностью и спонтанностью целей и норм.

Основными функциями неформальной организации, по Ч. Барнарду, являются следующие:

  • распространение мнений, суждений, решений, которые не могут пройти через формальные каналы без того, чтобы не породить проблем;
  • поддержание устойчивости формальной организации;
  • сохранение ощущения личной целостности, самоуважения, независимости выбора индивидуума, противостоящего воздействиям формальной организации, стремящимся дезинтегрировать личность.

Социальная структура является важным организационным компонентом и относится к регулируемым аспектам взаимоотношений между членами организации.

Структура социальной организации может быть представлена в виде совокупности поведенческой и нормативной подсистем (см. рис. 1.4).

В. Беннис считал, что всегда в человеческом сообществе есть то, что может быть названо двойной реальностью: с одной стороны, нормативная система, ничего не воплощающая, с другой – фактический порядок, воплощающий все, что есть.

В организации каждый работник подчиняется множеству правил, запретов и разрешений, которые позволяют создать и поддерживать социальный порядок внутри нее. Нормативная структура включает в себя ценности, нормы и ролевые ожидания.

Ценности – это критерии привлекательности и разумного выбора целей, а также оценки социальных норм окружающей среды.

Нормы – это управляющие поведением обобщенные правила, которые изменяются и совершенствуются, приводя индивидов к достижению коллективных целей, целей организации. Они организованы так, что составляют относительно стойкие системы взаимного доверия и предписаний, управляющих поведением членов организации.

Организация

Фактический порядок в организации определяется поведенческой структурой. На первый план в ней выступают личностные качества членов организации и их взаимные оценки качеств. Структура состоит из действий, взаимодействий и сентиментов, не регламентированных нормами и правилами.

Действия и взаимодействия участников зависят от сентиментов – первичной формы взаимной избирательности членов организации (позитивные и негативные чувства, выбор или отторжение, симпатии и антипатии, привязанность и неприязнь).

Интересно
Поведенческая структура – это система отношений между людьми, находящаяся в рамках нормативной структуры, но в то же время отклоняющаяся от нее в результате проявления личностных чувств, предпочтений, симпатий и интересов.

Таким образом, социальная структура – это система упорядоченных определенным образом позиций членов организации, включающая в себя совокупность взаимосвязанных ролей, упорядоченных взаимоотношений между членами организации, в первую очередь отношений власти и подчинения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)