Организация жизни детей на уроке

Положительное отношение ребенка к школе, учению формируется и воспитывается на уроке. Расположение ребенка к учебному процессу зависит от двух основных условий.

Первое условие заключается в том, что ребенок приходит в школу не только со знаниями, умениями и навыками, усвоение которых требовалось от него, и не только ради новых знаний и умений, но и со своим жизненным опытом, со своими стремлениями, увлечениями, страстями, впечатлениями, радостями и огорчениями, имеющими, может быть, мало связи со школьными проблемами, но определяющими, многие его жизненные устремления.

Учащийся как целостная и развивающаяся личность входит в школу таким, какой он есть, не имея возможности, да и не желая трансформироваться только в ученика.

Гуманистическая позиция педагога должна заключаться в том, чтобы принять ребенка таким, какой он уже есть, с такой жизнью, которой он уже живет, и включить в содержание своих общений с ним, его жизнь во всех ее проявлениях, интересоваться этой жизнью, стать ее соучастником.

Урок в школе должен быть не только основной формой организации обучения, но и основной и ведущей формой организации и направления всей жизни детей и каждого школьника в отдельности.

Второе условие, от которого будет зависеть расположение школьника к учебно-воспитательному процессу, это насыщенность урока современной жизнью.

Интересно
Входя в школу и на урок со своей жизнью, школьник должен оказаться в гуще многогранной современной и опережающей современность жизни, в которой коллективная и индивидуальная познавательная деятельность одухотворена высокими человеческими отношениями.

Приемы и способы организации жизни детей на уроке, установления обоюдно устремленных друг к другу взаимоотношений.

Развитие увлечений. Каждый школьник может быть увлечен какой-либо деятельностью. Увлеченность определенной деятельностью в виде хобби разовьет целеустремленность, поможет самоутверждению, обогатит коллективную жизнь детей.

Встречи на уроке. Приглашения ветеранов войны и труда, писателей, родителей и т.д. На уроке гостю выделялась почетная парта, он мог в любое время встать, пройтись между рядами, «посекретничать» с любым учеником.

Уроки разговора с самим собой. Способствуют развитию письменной речи. Специальные уроки, на которых учащиеся письменно размышляли о себе («Что меня радует и что огорчает?», «Какой я есть и каким хочу стать?», «Какое представление обо мне могут иметь мои товарищи?», «Ради чего я учусь?»).

Составление собственных книг. Начиная с подготовительного класса, учащимся предлагалось стать авторами собственных книг: в сшитые на уроках труда тетрадки учащиеся начинали заносить свои рисунки, аппликации, самостоятельно написанные слова, впечатления.

Каждый сам придумывал название своей книги. Из года в год содержание книги менялось. На специальных уроках время от времени проводился разбор содержания и оформления книг. На уроке отмечалось трудолюбие ученика, его достижения, читались наилучшие образцы сочинений, возникали пожелания в связи с дальнейшей работой.

Создание «томов собственных сочинений» направляло творческие поиски детей, помогало объективировать свои достижения и недостатки в учебно-познавательной деятельности.

Чтение докладов на уроке. В зависимости от проявленной школьниками любознательности, интересов, увлечений, знаний учитель предлагает подготовить доклад и сделать сообщение на уроке. Главное, чтобы школьник, готовящий выступление, чувствовал себя «специалистом» в этой области знаний.

Вопросы педагогу. У учащихся возникает много познавательных вопросов, на которые часто они не находят ответа. Педагог поощряет задавать ему подобные вопросы.

В одних случаях он указывает школьникам, в каких источниках можно найти ответы на них, в других же записывает вопрос, обещая просмотреть необходимую литературу, а на одном из уроков объявляет, что готов дать исчерпывающий ответ.

Ученики должны чувствовать, с какой ответственностью и серьезностью относится учитель к их вопросам. Ответы учителя должны способствовать, во-первых, дальнейшему развитию интересов детей, во-вторых, возвышению авторитета и достоинства каждого из них.

Спор с педагогом. Школьников необходимо приучать к аргументированному и логичному спору. Учить переживать радость открытия истины. Хорошо организованный познавательный спор становится одним из условий самоутверждения школьников.

Чем раньше осознает школьник свое право не соглашаться даже с педагогом в процессе установления истины и чем более искусные условия будут созданы педагогом в обучении для того, чтобы школьник мог смело пользоваться этим правом и овладевать умениями отстаивать свою точку зрения, тем плодотворнее будут развиваться в нем творческая, критическая, самостоятельная мысль, личностные черты, убеждения, позиции.

Утверждение радости детей на уроке. Каждый ребенок на уроке должен быть охвачен чувством ожидания чего-то интересного, захватывающего, нового, доставляющего ему радостную тревожность. Он должен радоваться трудностям познания, чувствуя, что рядом есть педагог, товарищи, которые немедленно придут ему на помощь.

Он должен радоваться участию в коллективной познавательной деятельности, видя как серьезно расценивают его соображения, точки зрения, как коллектив нуждается в нем. Создать на каждом уроке условия, способствующие всестороннему проявлению стремлений познавать, общаться, самоутверждаться, значит утверждать радость детей на уроке.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)