Основные черты системы развивающего обучения по Н.В. Репкиной

Учащийся рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения, имеющий потребность в самоизменении и возможность удовлетворять ее посредством учения.

Основу содержания школьного обучения составляют способы решения определенных типовых задач.

Авторы концепции развивающего обучения не только теоретически обосновали, но и практически доказали возможность раскрытия общих принципов построения тех или иных действий уже на самых начальных этапах обучения:

  • Организация поисковой активности учащихся на уроке, позволяющей ученику стать реальным субъектом учения, приобретающего характер квази-исследовательской деятельности.
  • Метод организации обучения состоит из следующих трех составляющих: постановка учебной задачи, ее совместное решение и организация оценки найденного способа решения.
  • Принципиально иной тип взаимодействия учителя и учащихся. Учитель и ученик, решая учебную проблему, осуществляют совместный поиск, который приобретает характер совместно-распределенной деятельности.
  • В развивающем обучении, опирающемся на учебно-поисковую деятельность учащихся изменяется форма учебного взаимодействия.

Исследование не может быть осуществлено как индивидуальная деятельность, так как предполагает критическое сопоставление разных подходов, столкновение разных точек зрения. Наиболее приемлемой формой организации обучения выступает коллективный учебный диалог.

В основе развивающего обучения школьников лежит теория формирования учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством выполнения анализа, планирования и рефлексии.

Приступая к овладению каким-либо учебным предметом, школьники с помощью учителя анализируют содержание учебного предмета, выделяют в нем некоторое исходное общее отношение, обнаруживая, что оно проявляется во многих других частных случаях.

Фиксируя в знаковой форме выделенное исходное общее отношение, они создают содержательную абстракцию изучаемого предмета.

Продолжая анализ учебного материала, учащиеся раскрывают закономерную связь этого исходного отношения с его различными проявлениями, получая содержательное обобщение изучаемого предмета.

Затем учащиеся используют содержательные абстракции и обобщения для последовательного создания других, более частных абстракций.

Мысль учащихся целенаправленно движется от общего к частному и усвоение учебного материала направлено на выявление учащимися условий происхождения содержания усваиваемых ими понятий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)