Организационные формы управленческой деятельности

В число важнейших организационных форм управленческой деятельности входят Совет школы, педагогический совет, попечительский совет, родительский комитет, совещания при директоре, его заместителях и др.

Совет общеобразовательного учреждения (школы) является высшим органом самоуправления. Он создается в соответствии с пунктом 3 статьи 157 Кодекса Республики Беларусь об образовании на основании Положения о совете общеобразовательного учреждения.

Основными задачами совета являются:

  • создание совместно с руководителем школы условий для обеспечения оптимального сочетания государственных и общественных начал в управлении, приобщения к управлению педагогических работников, учащихся и их законных представителей;
  • участие в разработке и реализации внутришкольных документов, регламентирующих функционирование общеобразовательного учреждения, органов самоуправления, права и обязанности участников образовательного процесса;
  • разработка и реализация совместно с руководителем общеобразовательного учреждения системы мер, направленных на укрепление и развитие материально-технической базы общеобразовательного учреждения;
  • поддержка инициатив участников образовательного процесса, направленных на повышение уровня учебно-воспитательного процесса и удовлетворение потребностей учащихся, развитие их способностей и интересов.

Педагогический совет школы является коллегиальным органом внутришкольного управления и создается в соответствии со статьей 157 «Управление учреждением общего среднего образования» Кодекса Республики Беларусь об образовании.

Основными задачами педсовета являются:

  • определение путей реализации содержания образования;
  • участие в управлении общеобразовательным учреждением;
  • мобилизация усилий педагогических работников на повышение качества учебно-воспитательного процесса, удовлетворение образовательных потребностей учащихся, развитие их способностей и интересов;
  • проведение работы по освоению педагогическими работникам обновленного содержания образования, внедрению в практику эффективных личностно ориентированных технологий обучения и воспитания, распространение эффективной педагогической практики, развита» творческих инициатив педагогических работников.

Непосредственное руководство деятельностью педагогического совета осуществляет председатель педсовета, которым является руководитель общеобразовательного учреждения.

Попечительский совет общеобразовательного учреждения является органом самоуправления и предназначен оказывать содействие в обеспечении его деятельности и развития.

Порядок его создания и компетенции определяются Уставом учреждения образования. Решение о создании попечительского совета принимается советом учреждения образования.

Интересно
Попечительский совет организует свою работу на основании Устава учреждения образования и Положения о попечительском совете учреждения образования. В состав попечительского совета могут входить представители государственных органов, органов местного самоуправления, организаций различных форм собственности, предпринимательских и научных кругов, средств массовой информации, общественных объединений и ассоциаций, педагогические работники, обучающиеся и воспитанники, их родители.

Основной целью деятельности попечительского совета выступает содействие учреждению образования в осуществлении его уставных функций, объединение усилий государственных и общественных организаций, трудовых коллективов, отдельных граждан, направленных на укрепление учебно-материальной базы, охрану здоровья, развитие способностей и талантов учащихся, создание благоприятных условий для обучения, воспитания, труда и отдыха учащихся и учителей.

Попечительский совет действует на основе принципов добровольности членства, коллегиальности руководства, гласности принимаемых решений.

Родительский комитет – орган самоуправления учреждения образования и создается из числа законных представителей учащихся.

Основными задачами родительского комитета являются:

  • всемерное укрепление связи между семьей и школой в целях установления единства воспитательного влияния на учащихся со стороны педагогического коллектива и семьи;
  • привлечение родительской общественности к активному участию в жизни школы, организации внеклассной и внешкольной воспитательной работы;
  • участие в организации пропаганды педагогических знаний среди родителей.

Под руководством членов родительского комитета могут создаваться постоянные или временные комиссии культурно-массовой, спортивной и другим направлениям досуговой работы.

В школах также используется такая организационная форма, как совещание при директоре, периодически проводимое для обсуждения вопросов непосредственной организации учебно-воспитательного процесса (успеваемость, соблюдение Устава школы, организация внеурочной деятельности, деятельность отдельных учителей по выполнению стандартов образования, система работы по развитию творческой активности учащихся и др.).

На совещаниях при заместителях директора школы рассматриваются текущие вопросы, касающиеся их административной компетенции.

Время проведения подобных совещаний отражается в плане работы школы на учебную четверть или месяц.

Оперативные информационные совещания являются необходимой формой организации образовательного процесса в школе. Их содержание определяется реальной ситуацией. Это могут быть совещания только для педагогических работников, или только для учащихся, или для тех и других одновременно.

К оперативным организационным формам управленческой деятельности относится также посещение уроков и внеклассных занятий, спортивных соревнований, вечеров, занятий творческих клубов, художественных студий, встречи с родителями, представителями общественности, трудовых коллективов.

Эффективной формой участия детей в управлении школой является их работа в составе выборного органа – ученического комитета. Участие школьников в различных комиссиях ученического комитета создает предпосылки для развития демократических начал в жизни школы, инициативы и ответственности у детей, повышает оперативность в осуществлении принятых решений.

Интересно
Психолого-педагогический консилиум — организационная форма управления для ситуаций, требующих быстрого, адекватного и совместного педагогического реагирования, рассматриваются вопросы, касающиеся проблем отдельной личности.

Принимают участие в педагогическом консилиуме заинтересованные лица (администрация, учителя, работающие с данным учеником, психолог, родители). Инициатива в организации педагогического консилиума принадлежит классному руководителю.

Наиболее типичны случаи, когда учитель обращается к коллегам с просьбой совместно найти средства индивидуального подхода к данному ученику или классу, не удается построить сотрудничество с семьей или более широким социальным окружением ребенка и др.

Содержанием работы психолого-педагогического консилиума является анализ сложившейся ситуации и поиск средств психолого-педагогической поддержки.

При составлении характеристики класса для педагогического консилиума необходимо учитывать отношение к учению, ведущие интересы и склонности, интеллектуальное развитие (уровень обучаемости и обученности), навыки учебного труда, волевые качества, культурный кругозор и нравственно-эстетическое развитие, поведение и сознательную дисциплину, воспитательное влияние семьи и сверстников.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)