Организационные формы управленческой деятельности
В число важнейших организационных форм управленческой деятельности входят Совет школы, педагогический совет, попечительский совет, родительский комитет, совещания при директоре, его заместителях и др.
Совет общеобразовательного учреждения (школы) является высшим органом самоуправления. Он создается в соответствии с пунктом 3 статьи 157 Кодекса Республики Беларусь об образовании на основании Положения о совете общеобразовательного учреждения.
Основными задачами совета являются:
- создание совместно с руководителем школы условий для обеспечения оптимального сочетания государственных и общественных начал в управлении, приобщения к управлению педагогических работников, учащихся и их законных представителей;
- участие в разработке и реализации внутришкольных документов, регламентирующих функционирование общеобразовательного учреждения, органов самоуправления, права и обязанности участников образовательного процесса;
- разработка и реализация совместно с руководителем общеобразовательного учреждения системы мер, направленных на укрепление и развитие материально-технической базы общеобразовательного учреждения;
- поддержка инициатив участников образовательного процесса, направленных на повышение уровня учебно-воспитательного процесса и удовлетворение потребностей учащихся, развитие их способностей и интересов.
Педагогический совет школы является коллегиальным органом внутришкольного управления и создается в соответствии со статьей 157 «Управление учреждением общего среднего образования» Кодекса Республики Беларусь об образовании.
Основными задачами педсовета являются:
- определение путей реализации содержания образования;
- участие в управлении общеобразовательным учреждением;
- мобилизация усилий педагогических работников на повышение качества учебно-воспитательного процесса, удовлетворение образовательных потребностей учащихся, развитие их способностей и интересов;
- проведение работы по освоению педагогическими работникам обновленного содержания образования, внедрению в практику эффективных личностно ориентированных технологий обучения и воспитания, распространение эффективной педагогической практики, развита» творческих инициатив педагогических работников.
Непосредственное руководство деятельностью педагогического совета осуществляет председатель педсовета, которым является руководитель общеобразовательного учреждения.
Порядок его создания и компетенции определяются Уставом учреждения образования. Решение о создании попечительского совета принимается советом учреждения образования.
Основной целью деятельности попечительского совета выступает содействие учреждению образования в осуществлении его уставных функций, объединение усилий государственных и общественных организаций, трудовых коллективов, отдельных граждан, направленных на укрепление учебно-материальной базы, охрану здоровья, развитие способностей и талантов учащихся, создание благоприятных условий для обучения, воспитания, труда и отдыха учащихся и учителей.
Родительский комитет – орган самоуправления учреждения образования и создается из числа законных представителей учащихся.
Основными задачами родительского комитета являются:
- всемерное укрепление связи между семьей и школой в целях установления единства воспитательного влияния на учащихся со стороны педагогического коллектива и семьи;
- привлечение родительской общественности к активному участию в жизни школы, организации внеклассной и внешкольной воспитательной работы;
- участие в организации пропаганды педагогических знаний среди родителей.
Под руководством членов родительского комитета могут создаваться постоянные или временные комиссии культурно-массовой, спортивной и другим направлениям досуговой работы.
В школах также используется такая организационная форма, как совещание при директоре, периодически проводимое для обсуждения вопросов непосредственной организации учебно-воспитательного процесса (успеваемость, соблюдение Устава школы, организация внеурочной деятельности, деятельность отдельных учителей по выполнению стандартов образования, система работы по развитию творческой активности учащихся и др.).
На совещаниях при заместителях директора школы рассматриваются текущие вопросы, касающиеся их административной компетенции.Время проведения подобных совещаний отражается в плане работы школы на учебную четверть или месяц.
Оперативные информационные совещания являются необходимой формой организации образовательного процесса в школе. Их содержание определяется реальной ситуацией. Это могут быть совещания только для педагогических работников, или только для учащихся, или для тех и других одновременно.
Эффективной формой участия детей в управлении школой является их работа в составе выборного органа – ученического комитета. Участие школьников в различных комиссиях ученического комитета создает предпосылки для развития демократических начал в жизни школы, инициативы и ответственности у детей, повышает оперативность в осуществлении принятых решений.
Принимают участие в педагогическом консилиуме заинтересованные лица (администрация, учителя, работающие с данным учеником, психолог, родители). Инициатива в организации педагогического консилиума принадлежит классному руководителю.
Наиболее типичны случаи, когда учитель обращается к коллегам с просьбой совместно найти средства индивидуального подхода к данному ученику или классу, не удается построить сотрудничество с семьей или более широким социальным окружением ребенка и др.
Содержанием работы психолого-педагогического консилиума является анализ сложившейся ситуации и поиск средств психолого-педагогической поддержки.При составлении характеристики класса для педагогического консилиума необходимо учитывать отношение к учению, ведущие интересы и склонности, интеллектуальное развитие (уровень обучаемости и обученности), навыки учебного труда, волевые качества, культурный кругозор и нравственно-эстетическое развитие, поведение и сознательную дисциплину, воспитательное влияние семьи и сверстников.
- Рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса
- Типы неуспевающих школьников и индивидуальный подход в обучении
- Причины школьной неуспеваемости
- Факторы, влияющие на успешность обучения
- Факторы, влияющие на успешность школьного обучения
- Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога
- Методы и приемы педагогического воздействия на подростков, склонных к девиантному поведению
- Противоречия подросткового возраста
- Факторы и причины девиантного поведения учащихся
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу