Организация ремонтного обслуживания на предприятиях промышленного бизнеса

Ремонтное обслуживание на предприятии промышленного бизнеса является необходимым и выполняет следующие задачи:

  • обеспечивает содержание основных средств в состоянии эксплуатационной готовности;
  • ликвидирует простои оборудования по причине аварий;
  • охраняет от преждевременного износа оборудования, потери производительности и точности работ.

Различают два вида ремонтов:

  • аварийные, выполняются после выхода оборудования из строя в результате поломки, аварии;
  • плановые, выполняются профилактически для предотвращения аварийной остановки оборудования.

Аварийные ремонты обходятся дорого, потому что зона повреждения при аварии больше, и ремонты выполняются без предварительной подготовки. Аварийные остановки нарушают установившийся ритм работы предприятия.

Плановые работы ремонтного обслуживания включают:

  • техобслуживание и наладку (межремонтное обслуживание);
  • осмотры;
  • текущие ремонты;
  • капитальные ремонты.

Техобслуживание и наладка включают чистку, смазку, проверку точности работы, регулировку, подтяжку ослабевших скреплений, устранение мелких неполадок. Такие работы выполняются во время регламентированных внутрисменных и межсменных перерывов силами дежурных слесарей и эксплуатационного персонала, для которых на предприятии определены инструкции по порядку техобслуживания.

Осмотры проводятся для того, чтобы своевременно выявить неполадки в работе оборудования, которые не могут быть устранены с помощью техобслуживания. Осмотры проводятся специально назначенными работниками (наладчиками, механиками участков, производственными мастерами) с использованием специальной измерительной аппаратуры.

Поскольку число лиц, проводящих осмотры, ограничено, то определяется перечень оборудования, подлежащего осмотрам, и периодичность осмотров. В отношении менее значимого оборудования проводятся осмотры по сигналам эксплуатационного персонала и дежурных слесарей.

Капитальный ремонт предназначен для восстановления оборудования до первоначальных эксплуатационных показателей работы. Он предусматривает замену всех изношенных, а при необходимости базовых деталей, узлов и конструкций.

Капитальный ремонт может сопровождаться модернизацией морально устаревшего оборудования. Такой ремонт дорог (30– 50 % от первоначальной стоимости оборудования) и занимает много времени.

Текущий ремонт предназначен для того, чтобы обеспечить работоспособность оборудования до очередного текущего или капитального ремонта. Включает замену изношенных деталей, но не касается базовых узлов, которые меняются при капитальном ремонте.

Существует три метода определения сроков проведения профилактических ремонтов.

Метод послеосмотрого принятия решений. Необходимость ремонта и его объем определяются по результатам осмотра. Достоинство метода — уменьшение число ремонтов. Недостатки — трудность планирования ремонтов в разрезе года, неравномерная загрузка ремонтного персонала. Метод применяется для организации ремонтов несложного оборудования с малым объемом работ.

Метод планово-предупредительных ремонтов (ППР) предусматривает, что ремонты проводятся строго по графику в установленные сроки, независимо от фактического состояния оборудования. Достоинствами метода являются планомерность, равномерная загрузка ремонтного персонала, возможность заблаговременно подготовиться к проведению ремонтов. Недостатком — избыточный объем ремонтных работ.

Метод периодических ремонтов предусматривает соблюдение общей схемы проведения ремонтов, но конкретные сроки капитальных ремонтов уточняются по результатам осмотра оборудования, т. е. допускается сдвиг времени капитального ремонта на более позднее время. Такое решение принимается заблаговременно, поэтому данный метод наиболее распространен в практике.

В системе планово‑предупредительных ремонтов важное значение имеют ремонтный цикл, его структура и длительность. Структурой ремонтного цикла называется последовательность выполнения текущих и капитальных ремонтов.

Длительность ремонтного цикла отсчитывается с момента ввода нового оборудования в эксплуатацию или окончания капитального ремонта, которым завершается ремонтный цикл.

Продолжительность ремонтного цикла Тр.ц равна:
Т р. ц = (tт + tмр) n + tмр + tк, (30)

где tт — продолжительность текущего ремонта, (дни);

n — количество текущих ремонтов в ремонтном цикле;

tк — продолжительность капитального ремонта, (дни);

tмр — время между двумя последовательными ремонтами, (дни).

В современных условиях следует оценивать целесообразность капитальных ремонтов. Это зависит от наличия на рынке нового оборудования. Если новое оборудование обладает теми же технико‑экономическими показателями, что и оборудование, подлежащее ремонту, то ремонт целесообразен, так как он обходится дешевле.

Если же новое оборудование имеет более высокую производительность и обладает лучшими технико‑эксплуатационными характеристиками, то его приобретение может оказаться более выгодным по сравнению с затратами на капитальный ремонт. Возникает задача определения эффективности инвестиций в новое оборудование вместо капитального ремонта.

Организация ремонтного обслуживания на предприятии может осуществляться по централизованной, децентрализованной и смешанной схемам. При централизованной схеме все ремонты проводятся специализированными бригадами и участками, находящимися в распоряжении главного механика предприятия. График проведения планово‑предупредительных ремонтов составляется в целом по заводу и согласовывается с руководством цехов.

Достоинства схемы: специализация ремонтов, более высокий уровень квалификации исполнителей, повышение загруженности центральных механических мастерских, рациональное использование запчастей. Недостатки: неспособность централизованной службы быстро реагировать на нужды цехов, отсутствие прямой связи между ремонтниками и эксплуатационным персоналом.

При децентрализованной схеме ремонтные работы выполняются силами цехов. При этой схеме ремонтный персонал оперативнее реагирует на нужды цехов, цеховые работники контролируют ход и качество ремонтных работ, продолжительность ремонтов меньше.

Недостатки схемы: в цехах трудно содержать достаточный штат ремонтников, особенно для капитальных ремонтов, имеет место перегрузка (неравномерная загрузка) центральных мехмастерских заказами цехов, в цехах образуются излишки запчастей. Децентрализованная схема больше подходит для крупных цехов со специализированным оборудованием, которые способны содержать достаточный штат ремонтников.

В общем случае наиболее рациональной оказывается смешанная схема, при которой техобслуживание и текущие ремонты выполняются силами мехслужбы цехов, а капитальные ремонты и обслуживание более сложного уникального оборудования — специализированными бригадами, под руководством главного механика предприятия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)