Организация как система управления
Термин «организация» исторически произошел от древнегреческого слова «органон», что означает единое устройство, сочетание элементов в одно целое.
В современном понятии термин «организация» происходит от французского слова «organisation» и имеет несколько значений:
- объединение людей, которые совместно реализуют программу или выполняют цель по определенным правилам;
- упорядоченность, взаимодействие автономных частей целого, согласованных действиями;
- совокупность процессов, которые ведут к образованию взаимосвязей между частями целого;
- процесс, который приводит к запланированному результату;
- функция управления, результатом этого управления замыслы и решения управляющего переходят в реальное материальное образование.
Большинство исследователей сегодня придерживаются похожего мнения о сути и роли организационной структуры предприятия. Однако, развивая сформулированную выше идею, они предлагают различные определения этого понятия.
Так, например, О.Р. Туровец, М.И. Бухалков и В.Б. Родинов, М.В. Вишникина и Я.И. Никонова трактуют данный феномен как совокупность способов разделения труда на ряд самостоятельных рабочих задач с обязательной и одновременной координацией действий персонала по их решению. Иначе говоря, организационная структура служит, прежде всего, для распределения полномочий и ответственности внутри организации.
В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелев, Н.Ю. Шестопал говорят о регулируемой совокупности тесно связанных между собой компонентов, которая обеспечивает функционирование и развитие организации как единого целого.
Похожее, но более подробное определение предлагают Л.А. Горшкова, Б.Н. Поплавский и В.А. Поплавская. По их мнению, оргструктура есть упорядоченная совокупность звеньев, ориентированных на взаимодействие и поддержание устойчивых отношений для скорейшего решения общекорпоративных задач на основе внутренней и внешней интеграции. При этом внутренняя интеграция характеризуется сильными рычагами координации и контроля за действиями целых структурных подразделений или отдельных сотрудников. В ее рамках формируются связи между функциональными подразделениями предприятия.
Внешнему типу интеграции свойственно ослабление рычагов воздействия со стороны руководства в пользу рыночных механизмов регулирования, что дает организации возможность обретения большей гибкости и развития инновационности.
Д.В. Олянич делает акцент на важность человеческих ресурсов в процессе функционирования организационной структуры, трактуя последнюю как поведенческую систему, которая состоит из работников предприятия и их групп, постоянно взаимодействующих для достижения общих целей.
В.Н. Бурков, Н.А. Коргин и Д.А. Новиков также подчеркивают, что любая экономическая система состоит из множества организованных, некоторым образом, агентов-сотрудников.
Сложность оргструктуры находится в прямой зависимости от числа создаваемых на предприятии подразделений. К примеру, координация деятельности двух объектов предполагает наличие одного вышестоящего органа, значит, организационная структура управления будет двухуровневой.
Далее обратимся к характеристикам понятию и свойств систем управления в организации. Человек в течение всей своей жизни так или иначе пересекается с организациями. Это уже стало неотъемлемой частью жизнедеятельности людей. Однако любое взаимодействие человека и организации связано с риском, и чтобы он был оправдан, рассмотрим общее понятие и несколько аспектов этой деятельности с точки зрения единой системы.
Исходя из данного определения уже понятно, что основным элементов системы управления является человек. Любая организация, как по своей структуре, так и в управлении очень сложна. Организации бывают простыми, где есть всего одна цель, и бывают сложными (много целей), а также формальными и неформальными.
Любая организация обладает структурой. Без структуры организация не сможет полноценно функционировать, развиваться и быть конкурентоспособной.
Рассматривают следующие виды систем управления в зависимости от сложности построения систем:
- технической (помещение, оборудование, характер труда, квалификация работников и т.д.);
- социальной (участники организации, их взаимоотношения, нормы правил и т.д.);
- социотехническая (объем рабочих мест).
Далее рассмотрим признаки организации.
Признаками организации являются:
- Наличие цели. Цель и есть смысл существования организации. Люди объединяются в группу и выполняют необходимые действия для ее достижения.
- Обособленность. Наличие границ, ограждающих от внешнего мира. Эти границы могут быть материальными (стены, заборы) и нематериальными (запреты, ограничения, правила и пр.).
- Разделение труда. Объем работы разделяется между работниками для более успешного и быстрого достижения цели.
- Наличие связей. Социальные, экономические и т.п. связи обеспечивают взаимную помощь и упрощение в выполнении работ.
- Саморегулирование. Решение внутренних проблем/конфликтов самостоятельно. Обычно данную функцию выполняет главенствующее подразделение компании.
- Организационная культура. Традиции, ценности, возникшие в ходе взаимоотношений людей.
- Банкротство хозяйствующего субъекта
- Разработка управленческого решения по выводу системы управления из кризиса
- Правила проведения финансового анализа хозяйствующего субъекта
- Диагностика и прогнозирование кризисов в развитии хозяйствующего субъекта
- Модели жизненного цикла системы управления
- Должная осмотрительность при выборе контрагента
- Финансовый анализ хозяйствующего субъекта
- Структура управления организацией
- Конкурентный анализ хозяйствующего субъекта
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу