Организация как система управления

Термин «организация» исторически произошел от древнегреческого слова «органон», что означает единое устройство, сочетание элементов в одно целое.

В современном понятии термин «организация» происходит от французского слова «organisation» и имеет несколько значений:

  • объединение людей, которые совместно реализуют программу или выполняют цель по определенным правилам;
  • упорядоченность, взаимодействие автономных частей целого, согласованных действиями;
  • совокупность процессов, которые ведут к образованию взаимосвязей между частями целого;
  • процесс, который приводит к запланированному результату;
  • функция управления, результатом этого управления замыслы и решения управляющего переходят в реальное материальное образование.

Большинство исследователей сегодня придерживаются похожего мнения о сути и роли организационной структуры предприятия. Однако, развивая сформулированную выше идею, они предлагают различные определения этого понятия.

Так, например, О.Р. Туровец, М.И. Бухалков и В.Б. Родинов, М.В. Вишникина и Я.И. Никонова трактуют данный феномен как совокупность способов разделения труда на ряд самостоятельных рабочих задач с обязательной и одновременной координацией действий персонала по их решению. Иначе говоря, организационная структура служит, прежде всего, для распределения полномочий и ответственности внутри организации.

В теории менеджмента чаще всего имеет место ее графическое отображение в виде органиграммы (англ. organigram) – специальной схемы, где в качестве составляющих элементов выступают иерархически упорядоченные организационные единицы (подразделения или отдельные должностные позиции).

В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелев, Н.Ю. Шестопал говорят о регулируемой совокупности тесно связанных между собой компонентов, которая обеспечивает функционирование и развитие организации как единого целого.

Похожее, но более подробное определение предлагают Л.А. Горшкова, Б.Н. Поплавский и В.А. Поплавская. По их мнению, оргструктура есть упорядоченная совокупность звеньев, ориентированных на взаимодействие и поддержание устойчивых отношений для скорейшего решения общекорпоративных задач на основе внутренней и внешней интеграции. При этом внутренняя интеграция характеризуется сильными рычагами координации и контроля за действиями целых структурных подразделений или отдельных сотрудников. В ее рамках формируются связи между функциональными подразделениями предприятия.

Внешнему типу интеграции свойственно ослабление рычагов воздействия со стороны руководства в пользу рыночных механизмов регулирования, что дает организации возможность обретения большей гибкости и развития инновационности.

Интересно
Н.И. Кабушкин, М.Р. Переверзев, Н.А. Шайденко и Л.Е. Басовский понимают под организационной структурой совокупность регулируемых элементов, строгая соподчиненность которых обеспечивает взаимосвязь между управляющей и управляемой подсистемами.

Д.В. Олянич делает акцент на важность человеческих ресурсов в процессе функционирования организационной структуры, трактуя последнюю как поведенческую систему, которая состоит из работников предприятия и их групп, постоянно взаимодействующих для достижения общих целей.

В.Н. Бурков, Н.А. Коргин и Д.А. Новиков также подчеркивают, что любая экономическая система состоит из множества организованных, некоторым образом, агентов-сотрудников.

Благодаря организации сотрудники действуют на основе установленных процедур и правил, что позволяет с успехом достигать целей системы

Сложность оргструктуры находится в прямой зависимости от числа создаваемых на предприятии подразделений. К примеру, координация деятельности двух объектов предполагает наличие одного вышестоящего органа, значит, организационная структура управления будет двухуровневой.

Количественное увеличение управляемых объектов до десяти и более ведет к превышению среднего диапазона контроля. Отсюда возникает необходимость объединить их в два звена, каждое из которых должно иметь свой собственный орган управления при наличии еще одного, имеющий более высокий ранг, для общего руководства. В итоге структура превращается в трехуровневую.

Далее обратимся к характеристикам понятию и свойств систем управления в организации. Человек в течение всей своей жизни так или иначе пересекается с организациями. Это уже стало неотъемлемой частью жизнедеятельности людей. Однако любое взаимодействие человека и организации связано с риском, и чтобы он был оправдан, рассмотрим общее понятие и несколько аспектов этой деятельности с точки зрения единой системы.

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей

Исходя из данного определения уже понятно, что основным элементов системы управления является человек. Любая организация, как по своей структуре, так и в управлении очень сложна. Организации бывают простыми, где есть всего одна цель, и бывают сложными (много целей), а также формальными и неформальными.

Одной из основных функций является обеспечение и построение стратегии для реализации намеченной цели/целей. Для управления необходимо назначить руководителя, который в силу своего авторитета, знаний и т.д. справится с поставленной задачей.

Любая организация обладает структурой. Без структуры организация не сможет полноценно функционировать, развиваться и быть конкурентоспособной.

Рассматривают следующие виды систем управления в зависимости от сложности построения систем:

  • технической (помещение, оборудование, характер труда, квалификация работников и т.д.);
  • социальной (участники организации, их взаимоотношения, нормы правил и т.д.);
  • социотехническая (объем рабочих мест).

Далее рассмотрим признаки организации.

Признаками организации являются:

  1. Наличие цели. Цель и есть смысл существования организации. Люди объединяются в группу и выполняют необходимые действия для ее достижения.
  2. Обособленность. Наличие границ, ограждающих от внешнего мира. Эти границы могут быть материальными (стены, заборы) и нематериальными (запреты, ограничения, правила и пр.).
  3. Разделение труда. Объем работы разделяется между работниками для более успешного и быстрого достижения цели.
  4. Наличие связей. Социальные, экономические и т.п. связи обеспечивают взаимную помощь и упрощение в выполнении работ.
  5. Саморегулирование. Решение внутренних проблем/конфликтов самостоятельно. Обычно данную функцию выполняет главенствующее подразделение компании.
  6. Организационная культура. Традиции, ценности, возникшие в ходе взаимоотношений людей.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)